У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2023-006877-47
Судья Макарова Т.В.
Дело №33а-1418/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 5
марта 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Жаднова Ю.М.,
Лифановой З.А.,
при секретаре Чичкиной
А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Семенова Алексея
Николаевича на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска
от 26 декабря 2023 года по делу № 2а-4482/2023, которым постановлено:
административное исковое заявление Федерального казенного
учреждения «Исправительная колония № 4 УФСИН России по Ульяновской области» об
установлении административного надзора в отношении Семенова Алексея Николаевича, *** года рождения, удовлетворить
частично.
Установить административный надзор в отношении Семенова А.Н. на срок 8 лет.
Срок
административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Семенова А.Н.
на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического
нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытии наказания,
назначенного приговором Заволжского районного суда г. Ульяновска от 19 декабря
2019 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При административном
надзоре в отношении Семенова А.Н. установить следующие административные
ограничения:
- запретить
пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства
либо пребывания на территории Российской Федерации в период с 23.00 часов до
06.00 часов, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей и
обращения за медицинской помощью;
- один раз в месяц
являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или
фактического нахождения для регистрации.
В
удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Заслушав доклад судьи Жаднова Ю.М.,
заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение
«Исправительная колония № 4 УФСИН России по Ульяновской области» (далее – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым
заявлением к Семенову А.Н. об установлении в отношении него административного
надзора.
Семенов А.Н. осужден
приговором Заволжского районного суда г. Ульяновска
от 19.12.2019, которым он признан виновным в совершении преступления,
предусмотренного п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет с
отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор
вступил в законную силу 26.02.2020.
Начало срока
наказания – 26.02.2020 (с зачетом времени содержания под стражей с 27.04.2019
по день, предшествующий дню вступления приговора суда в законную силу включительно),
окончание срока наказания – 26.04.2024.
Семенов А.Н. осуждён за совершение тяжкого преступления при опасном
рецидиве преступлений. За время отбывания наказания имеет 126 дисциплинарных
взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания, пять из
которых в настоящее время не сняты и не погашены. Заслужил два поощрения.
Трудоустроен. Мероприятия воспитательного характера посещает, но правильные
выводы для себя делает не всегда. Вину по приговору суда признал частично.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»
в отношении Семенова А.Н. после освобождения из исправительной колонии должен
быть установлен административный надзор.
Учитывая
вышеизложенное, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области просило после
освобождения административного ответчика из мест лишения свободы установить в
отношении Семенова А.Н. административный надзор с установлением следующих
ограничений: запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения,
являющегося его местом жительства (пребывания) на территории Российской
Федерации, в период с 23.00 часов до 06.00 часов, за исключением периодов
осуществления трудовой деятельности; два раза в месяц являться в органы
внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации. Установить
вышеперечисленные ограничения на срок 8 лет.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Семенов А.Н. не соглашается с решением суда, просит снизить срок
административного надзора.
Полагает, что суд
при вынесении решения не учел объективные данные о его личности, составе семьи,
выразил предвзятое к нему отношение.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и
времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия
согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
участников процесса.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
По делу установлено,
что приговором Заволжского районного
суда г. Ульяновска от 19.12.2019
Семенов А.Н. осужден по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы
на срок 5 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговор вступил в
законную силу 26.02.2020.
Указанным приговором от
19.12.2019 в действиях Семенова А.Н. признан опасный рецидив
преступлений.
Судимость по данному приговору не снята и не погашена.
В связи с тем, что Семенов А.Н. осужден за совершение
тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, исправительное
учреждение обратилось в суд с настоящим административным иском.
Разрешая данные требования, районный суд правильно применил нормы
материального права, регулирующие возникшие правоотношения, проверил доводы
сторон и пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Семенова
А.Н.. административного надзора.
Согласно ч. 1 ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской
Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения
свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при
опасном или особо опасном рецидиве преступлений, судом устанавливается
административный надзор в соответствии с Федеральным законом.
Статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»
предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения
совершения лицами, указанными в ст. 3 названного Федерального закона,
преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального
профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных
интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»
административный надзор устанавливается судом при наличии оснований,
предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица,
освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего
непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого
преступления.
Частью 3 данной статьи определены основания для установления
административного надзора лицам, указанным в ч. 1 этой статьи.
Вместе с тем п. 2 ч. 2 этой же статьи предусматривает, что
административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований,
предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица,
освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего
непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или
особо опасном рецидиве преступлений.
Поскольку приговором суда установлено совершение административным
ответчиком умышленного тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений,
суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия оснований для установления
в отношении него административного надзора.
Судом первой инстанции правильно в соответствии с требованиями п. 2 ч.
1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном
надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлен в
отношении Семенова А.Н. административный надзор на срок, предусмотренный
законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом
срока, истекшего после отбытия наказания.
В связи с тем, что Семенов А.Н. осужден к лишению
свободы за тяжкое преступление, с учетом положений п. «г» ч. 3 ст. 86
Уголовного кодекса Российской Федерации, районный суд правомерно установил ему
административный надзор на срок 8 лет.
При решении вопроса об объеме и характере административных ограничений
районный суд, правильно установив обстоятельства дела, дал обоснованную оценку
представленным доказательствам и с учетом тяжести совершенного Семеновым
А.Н. преступления, имеющихся сведений, характеризующих
административного ответчика, его поведения в период отбывания наказания,
определил перечень административных ограничений, подлежащих установлению.
Выводы суда в этой части соответствуют положениям ст. 4 Федерального
закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы», разъяснениям, данным в п. 29
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017
№ 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Установление административного надзора для предупреждения совершения
правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых
или освобожденных из мест лишения свободы, согласуется с нормой ч. 3 ст. 55
Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод
человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является
соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Доводы жалобы о сокращении срока административного надзора
удовлетворению не подлежат.
При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что в силу ч. 2 ст.
9 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за
лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», разъяснений, данных в п. 40
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017
№ 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд
в течение срока административного надзора на основании заявления органа
внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений,
характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им
административных ограничений и выполнении предусмотренных законом обязанностей
и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить
административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее
половины установленного судом срока административного надзора досрочно
прекратить административный надзор.
Таким образом, в дальнейшем Семенов А.Н. не
лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной
отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении
административного надзора.
В силу изложенного решение районного суда является правильным и отмене
не подлежит.
На основании изложенного,
руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда г. Ульяновска от 26 декабря 2023 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Семенова Алексея Николаевича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
11.03.2024.