Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании нормативных правовых актов
Документ от 21.02.2024, опубликован на сайте 12.03.2024 под номером 111454, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

 

 

Дело № 3а-45/2024 (№ 3а-354/2023) 

73OS0000-01-2023-000290-63

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

21 января 2024 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Владимирский сад» о признании недействующими пунктов 12 233, 19 342, 19 348, 19 345 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,  пунктов 11 549, 18 946, 18 952, 18 949 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года, пунктов 7727, 16 993, 16 996 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года,

 

у с т а н о в и л :

 

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость»,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база   определяется   как  кадастровая  стоимость,  на  2023 год» (далее  приказ № 264-пр).

28 ноября 2023 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база   определяется   как  кадастровая  стоимость,  на  2024  год» (далее приказ № 278-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023, 2024  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

ООО «Владимирский сад» (далее также общество) обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании пунктов 12 233, 19 342, 19 348, 19 345 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,  пунктов 11 549, 18 946, 18 952, 18 949 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года, пунктов 7727, 16 993, 16 996 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года,

В обоснование заявленных требований указало на то, что оспариваемыми пунктами  в перечни на 2022 – 2024 годы включены  следующие объекты недвижимости:

- нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное  по  адресу:  ***;

- принадлежащие обществу на праве собственности и находящиеся в указанном нежилом здании нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 125,3 кв.м, нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 100,5 кв.м, нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 54,8 кв.м.

Нежилое здание с кадастровым номером *** расположено на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования «под административным зданием»

Включение указанных объектов недвижимого имущества в перечни произведено незаконно, поскольку данные объекты не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ. Ни наименование здания, ни вид разрешенного использования земельного участка, ни назначение помещений здания однозначно не позволяют отнести здание к административно-деловому или торговому центру, а помещения признать предназначенными для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Фактическое обследование нежилого здания с кадастровым номером *** с целью определения вида его фактического использования для  включения в перечни  на 2022-2024 годы не производилось.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены муниципальное образование «город Ульяновск» в лице администрации города Ульяновска, Наумова Ю.В., Учаев О.В., ОАО «Ульяновский экспериментальный завод», муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа «Симбирск».

Представитель административного истца ООО «Владимирский сад» Романычева Л.В. в судебном заседании  настаивала на удовлетворении требований по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Тимофеева И.В. в судебном заседании указала, что здание с кадастровым номером *** было включено в перечни исходя из вида разрешенного использования земельного участка – «под административным зданием». Согласно данным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ООО «Владимирский сад»  является рекламным агентством, что свидетельствует об использовании принадлежащих  обществу помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения. В ходе рассмотрения дела было проведено фактическое обследование расположенных в здании помещений, по результатам которого комиссией было установлено, что площадь помещений, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и для размещения объекта бытового обслуживания, составляет 43,2 % от общей площади здания. Таким образом, здание было включено в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, правомерно.

Исследовав материалы административного дела,  выслушав доводы сторон, заключение прокурора  Макейкиной Е.В. об удовлетворении требований административного истца,  суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 214-пр от 29 ноября 2021 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2022 год.

Приказ № 214-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005 (л.д.233 т. 1).

Пунктами  12 233, 19 342, 19 348, 19 345 приказа № 214-пр в перечень на  2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное  по  адресу:  ***, и находящиеся в нем нежилые помещения с кадастровыми номерами ***.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности.

Согласно пункту 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций:

а) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень);

б) направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области;

в) размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 264-пр от 25 ноября 2022 года, № 278-пр от 28 ноября 2023 года которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2023 и 2024 годы.

Приказ № 264-ПР опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202211300001 (л.д.229 т.1).

Приказ № 278-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2023 года, номер публикации 7301202311290001 (л.д.237 т.1).

Пунктами 11 549, 18 946, 18 952, 18 949  приказа № 264-пр в перечень на 2023 год включены нежилое здание с кадастровым номером ***, находящиеся в нем нежилые помещения с кадастровыми номерами ***.

Пунктами7727, 16 993, 16 996  приказа № 278-пр в перечень на 2024 год включены нежилое здание с кадастровым номером ***, находящиеся в нем нежилые помещения с кадастровыми номерами ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения объекта недвижимого имущества в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом  2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

На момент издания оспариваемых приказов пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 28 сентября 2023 года № 512-П  признано утратившим силу Постановление Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П и утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость (далее - Положение). Указанное постановление вступило  в силу 4 октября 2023 года.

Разделом 2 данного Положения предусмотрено, что уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях, располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании. Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения мероприятий.

В ходе судебного разбирательства установлено, что  нежилое здание с кадастровым номером ***, общей площадью 1090,1 расположенное по адресу: *** (л.д.35-54 т.1), состоит из следующих нежилых помещений:

- принадлежащие на праве собственности ООО «Владимирский сад» нежилое помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 125,3 кв.м (л.д.55-59 т. 1), нежилое помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 100,5 кв.м (л.д.60-66 т. 1), нежилое помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 54,8 кв.м (л.д. 67-71 т. 1);

- принадлежащие на праве собственности ОАО «Ульяновский экспериментальный завод» нежилое помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 87,7 кв.м (л.д.16-17 т. 2), нежилое помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 103,5 кв.м (л.д.18-19 т. 2);

- принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию  «город Ульяновск» нежилое помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 74,5 кв.м (л.д.4-5 т. 2), нежилое помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 265,2 кв.м (л.д.6-8 т.2);

- принадлежащее на праве собственности Наумовой Юлии Валерьевне  нежилое помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 65 кв.м (л.д.1-3 т. 2);

- принадлежащее на праве собственности Учаеву Олегу Викторовичу нежилое помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 213,7 кв.м (л.д.9-15 т. 2).

Назначение  указанного здания с кадастровым номером *** – нежилое  здание

Его наименование – здание.

Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 920,5 кв.м, имеющем вид разрешенного использования – под административным зданием (л.д.72-82 т. 1).

Как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером *** было включено в перечни исходя из поступивших из Управления Росреестра по Ульяновской области сведений о виде разрешенного использования земельного участка - «под административным зданием». Нежилые помещения с кадастровыми номерами *** включены в перечни, поскольку находятся в данном здании, а также  в связи с тем, что согласно данным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ООО «Владимирский сад»  является рекламным агентством, что свидетельствует об использовании принадлежащих  обществу помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Вышеуказанные наименование и назначение здания с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** однозначно не указывают на использование здания как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, нежилое здание и находящиеся в нем нежилые помещения, принадлежащие административному истцу, могли быть включены в перечни  при условии установления уполномоченным  органом того, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади объектов недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, либо не менее 20 процентов общей площади спорных объектов недвижимости фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическое обследование  нежилого здания с кадастровым номером *** и находящихся в нем нежилых помещений уполномоченным органом государственной власти *** до утверждения оспариваемых в части  перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022-2024 годы не проводилось.

Согласно составленному Ульяновским областным государственным унитарным предприятием бюро технической инвентаризации по состоянию на 18 января 2010 года техническому паспорту на  объект недвижимого имущества – двухэтажное здание (***) (л.д.93-97 т. 1),  расположенное по  адресу:  ***, данный объект недвижимого имущества имеет площадь  1090,11 кв.м,  состоит из площади нежилых помещений по классификации: торговой (70,72 кв.м), производственной (183,93 кв.м), складской (4,25 кв.м),  бытового обслуживания (113,66 кв.м),  учрежденческой (209,23 кв.м),  культурно-бытовой (127,16 кв.м), служебной (381,16 кв.м), по назначению помещения имеют следующие наименования: «лестничная клетка», «шахматный класс», «кабинет»,  «подсобная», «кладовая»,  «коридор», «солярий», «парикмахерская»,  «туалет», «салон красоты», «торговый зал», «служебная»,  «котельная»,  «столярная мастерская»,  «санузел», «шахматный класс», «маникюрный кабинет» «косметический кабинет»,  «производственная»,  «массажная»,  «душевая», «склад», «педикюрный кабинет», также есть нежилое помещение в подвале, относительно которого указано, что оно не используется.

Наименование и назначение помещений  нежилого здания с кадастровым номером ***  не позволяет признать их предназначенными для размещения офисов. Наименование отдельных входящих в состав объекта недвижимого имущества административного истца помещений «кабинет» не тождественно понятию «офис». Документы технической инвентаризации объекта не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Отсутствуют основания и для признания спорного объекта недвижимости предназначенным для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.

Согласно техническому паспорту в  указанном нежилом здании располагаются, в том числе, помещения, которые относятся к торговой, площадью 70,72 кв.м, и  к бытовому обслуживанию, площадью 113,66 кв.м. Однако  общая площадь этих помещений (184,38 кв.м), которые предполагают размещение в них торговых объектов и объектов бытового обслуживания, составляет 16,91% от общей площади объекта недвижимого имущества 1090,1 кв.м.

В представленной ППК «Роскадастр» по запросу суда технической документации на  часть нежилых помещений нежилого здания  с кадастровым номером ***, на основании которой в единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о них, назначение каждого из помещений указано «нежилое». Иной информации о назначении (использовании) нежилых помещений  техническая документация не содержит.

Согласно выписке из ЕГРН в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью 100,5 кв.м, оно состоит из нежилых помещений (***), имеющих согласно  экспликации к плану здания вышеуказанного технического паспорта  назначение:  «кабинет», «лестничная клетка»,  «туалет».

Из пояснений представителя административного истца и акта о фактическом использовании нежилого помещения с кадастровым номером ***,  составленного  30 января 2024 года специалистами Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  и ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (л.д. 136-139 т. 2), следует, что данное нежилое помещение, общей площадью 125,3 кв.м, состоит из помещения ***, расположенного на ***, имеющего согласно  экспликации к плану здания вышеуказанного технического паспорта  назначение: «производственная»,  помещения ***, имеющего согласно  экспликации к плану здания вышеуказанного технического паспорта  назначение «лестничная клетка», помещения ***,  расположенного на ***, имеющего согласно  экспликации к плану здания вышеуказанного технического паспорта  назначение «котельная».

Из пояснений представителя административного истца и акта о фактическом использовании нежилого помещения с кадастровым номером ***, составленного  30 января 2024 года специалистами Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  и ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (л.д.200-205 т. 2), следует, что данное нежилое помещение, общей площадью 54,8 кв.м состоит из расположенного на *** помещения ***, имеющего согласно  экспликации к плану здания вышеуказанного технического паспорта  назначение: «служебная».

Таким образом, наименование и назначение помещений   принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами ***  не позволяют признать их предназначенными для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.

Как было указано выше, обследование нежилого здания и расположенных в нем нежилых помещений уполномоченными лицами с целью определения вида фактического их использования  до утверждения оспариваемых приказов не проводилось.

По фактическому использованию нежилых помещений в  данном здании, исходя из представленных  сторонами документов, также не имеется оснований для признания нежилого здания с кадастровым номером *** административно-деловым центром либо торговым центром, а нежилых помещений с кадастровыми номерами *** предназначенными   для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пояснениям представителя административного истца, нежилое помещение с кадастровым номером *** не используется, что объективно подтверждается как фотоматериалами, так и актом о фактическом использовании нежилого помещения с кадастровым номером ***, составленным  30 января 2024 года специалистами Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  и ОГБУ «БТИГКО» (л.д. 200-205 т. 2).

Из выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Владимирский сад»  следует, что основным видом деятельности общества является деятельность рекламных агентств (л.д.128-133 т. 1).

По пояснениям представителя административного истца, ООО «Владимирский сад» в нежилом помещении с кадастровым номером *** осуществляет деятельность по изготовлению рекламной продукции.

Из представленных административным истцом документов следует, что ООО «Владимирский сад» помещения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** были сданы в аренду  следующим юридическим лицам:

- ***  на основании договора №***  аренды  нежилого помещения от *** года, для использования под административные и производственные цели, склад, площадь аренды нежилых помещений составляла 90 кв.м (л.д.189-191 т. 1); данный договор был расторгнут *** года (л.д.192-194 т. 1);

- ***  на основании договора №*** аренды  нежилого помещения от *** года, для использования под склад, производство, площадь аренды нежилых помещений составляет 100 кв.м. (л.д.198-199 т. 1);

При этом согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении *** основным видом деятельности общества является деятельность рекламных агентств (л.д.183-188 т. 1).

Согласно выписке из ЕГРИП в отношении ***   основным видом деятельности является производство прочих изделий, не включенных в другие группировки(л.д.195-197 т. 1).

Как следует из пояснений представителя административного истца Мосорук В.А.,  указанные арендатору осуществляли  деятельность по  изготовлению рекламной продукции.

Указанные виды деятельности не соответствуют требованиям статьи 378.2 НК РФ, что также свидетельствует об отсутствии оснований для включения в оспариваемые перечни нежилых помещений с кадастровыми номерами *** по виду их фактического использования.

Данное обстоятельство подтверждается также актами о фактическом использовании указанных  нежилых помещений, составленными  30 января 2024 года специалистами Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  и ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», из которых усматривается, что по результатам обследования  комиссия установила, что нежилые помещения с кадастровыми номерами ***  фактически не используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо для размещения объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания.

Из пояснений представителя административного истца, фотоматериалов, в нежилом помещении с кадастровым номером ***, принадлежащем Учаеву О.В., находится салон красоты ***. При этом  согласно акту о фактическом использовании нежилого здания с кадастровым номером ***, составленному  30 января 2024 года специалистами Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  и ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (л.д.125-135 т. 2),  под офис используется помещение, площадью 12 кв.м, расположенное на ***, и для размещения объекта бытового обслуживания  используется помещение, площадью 56,6 кв.м, расположенное на ***, и помещения, общей площадью 36,9 кв.м, расположенные на ***. Таким образом, в целях, соответствующих положениям статьи 378.2 НК РФ, используются нежилые помещения, общей площадью 105,5 кв.м.

Из пояснений представителя административного истца, а также фотоматериалов нежилого здания с кадастровым номером ***  следует, что  принадлежащее на праве собственности Наумовой Ю.В.  нежилое помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 65 кв.м, ею не используется, в помещении отключено отопление, отдельный вход  в это помещение занесен снегом (л.д.133 т.2). Отсутствие отопления в данном помещении объективно подтверждается ответом на запрос суда  ***  о том, что с сентября 2022 года не осуществляется потребление газа собственником указанного помещения. 

Согласно выписке  из ЕГРН  в отношении принадлежащего  на праве собственности муниципальному образованию  «город Ульяновск» нежилого помещения с кадастровым номером ***, общей площадью 265,2 кв.м (л.д.6-8 т.2), оно находится на праве оперативного управления муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа «Симбирск».

Из выписки из ЕГРЮЛ в отношении  МБУ ДО «Спортивная школа «Симбирск» (л.д.153-164 т. 2) следует, что основным видом деятельности является образование дополнительное детей и взрослых.

Из заявления представителя МБУ ДО «Спортивная школа «Симбирск» (л.д. 148 т. 2)  следует, что  в помещения используются под размещение администрации  учреждения и шахматного класса для проведения тренировочного процесса по виду спорта шахматы.

Указанный вид деятельности не соответствуют требованиям статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пояснениям представителя административного истца, нежилое помещение с кадастровым номером *** в период с 2022 по 2024 год не использовалось.

Как  следует из письменной позиции по делу и ответа на запрос администрации города Ульяновска и представленных ею документов, нежилое помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 74,5 кв.м, расположенное по адресу: ***, исключено из реестра муниципального имущества муниципального образования  «город Ульяновск» распоряжением Управления муниципальной собственности администрации города Ульяновска № *** от *** года в связи с тем, что данное помещение согласно техническому заключению № ***, подготовленному ***, относится к местам общего пользования.  Договоры аренды на указанное нежилое помещение за период 2022-2024 годы не заключались.  

Согласно письменной позиции представителя ОАО «Ульяновский экспериментальный завод» принадлежащее акционерному  обществу  нежилое помещение с кадастровым номером ***, общей площадью 87,7 кв.м,  в период с 2022 по 2024 годы используется под столярное производство (л.д.73-74 т. 2).

Данное обстоятельство подтверждается представленными ОАО «Ульяновский экспериментальный завод»  актом обследования здания (строения, сооружения) или помещения от 13 июля 2023 года и приложенными к нему фотоматериалами, составленными в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** специалистом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Решением комиссии по рассмотрению  вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, № *** от *** года было признано, что объект недвижимости с кадастровым номером *** состоит из помещений производственного назначения, и не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.

Данный объект недвижимого имущества  с кадастровым номером *** был исключен из перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 и на 2023 годы.

Согласно письменной позиции представителя ОАО «Ульяновский экспериментальный завод» принадлежащее акционерному  обществу  нежилое помещение с кадастровым номером *** в 2022 году фактически не использовалось, в 2023 году был сделан ремонт под фотостудию.

Согласно акту обследования здания (строения, сооружения) или помещения от *** года и приложенными к нему фотоматериалами, составленными в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** специалистом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, рассматриваемый объект, площадью 103,5 кв.м, состоит из помещений бытового обслуживания (фотостудия), площадью 72,4 кв.м  и помещений служебного назначения.

Решением комиссии по рассмотрению  вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, № *** от *** года было признано, что объект недвижимости с кадастровым номером *** соответствует критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.

Принимая во внимание указанные письменные пояснения представителя ОАО «Ульяновский экспериментальный завод» о том, что нежилое помещение с кадастровым номером *** в 2022 году фактически не использовалось, в 2023 году был сделан ремонт под фотостудию,  в опровержение которых в материалы дела  доказательств не представлено, суд приходит к выводу о том, что указанная площадь объекта бытового обслуживания 72,4 кв.м. могла  учитываться при решении вопроса о включении  нежилого помещения с кадастровым номером *** в  перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год.

В силу  вышеизложенного по фактическому пользованию общая площадь нежилых помещений,  входящих в состав нежилого здания с кадастровым номером ***, в которых размещаются офис, объекты бытового обслуживания, на 2022 и 2023 годы составляет 105,5 кв.м., что составляет 9,68% от общей площади указанного объекта недвижимого имущества 1090,1 кв.м, на 2024 год -  177,9 кв.м. (105,5 кв. м + 72,4 кв.м), что составляет 16,32% от общей площади  нежилого здания.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для включения спорных объектов недвижимого имущества в перечни на 2022, 2023, 2024 годы и по их фактическому использованию не имелось.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за период с 2022 по 2024 год и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения КАС РФ, в том числе глава 21, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Принимая решение, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца в  возмещение   понесенных ими расходов  по  уплате  государственной  пошлины по 13 500 руб. в пользу каждого.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

 

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Владимирский сад» о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты 12 233, 19 342, 19 348, 19 345 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Признать недействующими со дня принятия пункты 11 549, 18 946, 18 952, 18 949 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

Признать недействующими со дня принятия пункты 7727, 16 993, 16 996 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Владимирский сад»  в возмещение  расходов по уплате государственной пошлины 13 500 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова