Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании права на пенсию со снижением возраста
Документ от 27.02.2024, опубликован на сайте 06.03.2024 под номером 111383, 2-я гражданская, о признании права на снижение пенсионного возраста в связи с проживанием на территории с льготным соц.-экономическим статусом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Токунов Д.В.                                                                73RS0008-01-2023-000035-88

Дело №33-1052/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          27 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при ведении протокола помощником судьи Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Худобердиной Ларисы Николаевны на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2023 года по гражданскому делу № 2-1-589/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования Худобердиной Ларисы Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста, возложении обязанности назначить пенсию по старости со снижением пенсионного возраста удовлетворить частично.

Признать за Худобердиной Ларисой Николаевной (паспорт серии ***) право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года согласно ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В остальной части исковые требования Худобердиной Ларисы Николаевны оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Худобердина Л.Н. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании права на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста, возложении обязанности назначить такую пенсию. В обоснование иска указала, что решением ОСФР по Ульяновской области от 09.12.2022 ей отказано в установлении пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года. В связи с проживанием в зоне со льготным социально-экономическим статусом в периоды с 26.04.1986 по 15.10.1988, с 23.12.1992 по 19.08.1994, с 14.09.1994 по 31.01.1998 признано право на снижение пенсионного возраста на 2 года. По причине отсутствия сведений о ее регистрации по месту жительства с 01.07.1992 по 22.12.1992, с 13.05.1994  по 14.09.1994 право на досрочное назначение еще на 1 год не признано. Факт ее проживания с 01.09.1978 по 01.07.1988 в зоне с льготным социально-экономическим статусом является бесспорным, поскольку она проживала вместе с родителями по адресу: *** и обучалась в ***!% средней общеобразовательной школе. С 1988 года до 30.06.1992 она обучалась по очной форме в ***. С 01.07.1992 она продолжала проживать в *** в доме своих родителей, обучаясь заочно. До 09.12.1995 работала подсобной рабочей ***. 13.05.1994 она приобрела квартиру по адресу: ***, в которой стала проживать сразу после заключения договора. Просила признать за ней право на снижение пенсионного возраста на 3 года в связи с постоянным проживанием и работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 15.10.1988, с 01.07.1992 по 31.01.1998 и назначить ей пенсию с 03.12.2022.

Решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 02.03.2023 исковые требования Худобердиной Л.Н. удовлетворены; на ОСФР по Ульяновской области возложена обязанность по назначению Худобердиной Л.Н. пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 03.12.2022.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 07.06.2023 решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 02.03.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОСФР по Ульяновской области – без удовлетворения

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.08.20.23 решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 02.03.2023, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 07.06.2023 отменены; дело направлено на новое рассмотрение в Инзенский районный суд Ульяновской области. 

При новом рассмотрении дела Худобердина Л.Н. уточнила исковые требования. Просила признать за ней право на снижение пенсионного возраста на 3 года в связи с постоянным проживанием и работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 31.08.1988, с 23.12.1992 по 19.08.1994, с 14.09.1994 по 31.01.1998, с 21.01.1989 по 06.02.1989, с 02.07.1989 по 31.08.1989, с 27.01.1990 по 04.02.1990, с 25.06.1990 по 31.08.1990, с 21.01.1991 по 03.02.1991, с 06.07.1991 по 15.09.1991, с 05.02.1990 по 10.02.1990 и с 04.02.1991 по 23.02.1991, с 10.03.1992 по 23.03.1992, а также назначить пенсию с 03.12.2022.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Худобердина Л.Н. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что с 01.07.1992 она была переведена в УлГПУ на заочную форму обучения. Поскольку последний экзамен был сдан ею во время летней сессии 22.05.1992, с указанной даты она проживала в *** в доме родителей, а с 01.06.1992 после регистрации брака стала проживать с супругом. 01.07.1992 она была трудоустроена в ***. 18.08.1992 в связи с переводом супруга на новое место работы они переехали в ***, где проживали в доме сестры супруга. С сентября 1992 года ей был предоставлен отпуск по беременности и родам. Полагает, что ее проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом с мая 1992 года по 22.12.1992 подтверждено материалами дела. Отказ суда в зачете указанного периода в стаж для установления пенсии со снижением пенсионного возраста считает незаконным.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие  участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.11.2022 Худобердина Л.Н., *** года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (том 1, л.д.50-51).

Решением ответчика от 08.11.2022 срок рассмотрения заявления Худобердиной Л.Н. был приостановлен в связи с необходимостью проверки обоснованности факта выдачи справки от 09.08.2022 администрации муниципального образования «***» (том 1, л.д. 51).

Решением ответчика от 24.01.2023 срок рассмотрения заявления истца восстановлен (том 1, л.д. 52).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 27.01.2023 Худобердиной Л.Н. отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом; истцу рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, не ранее чем за месяц до достижения возраста 53 лет (том 1, л.д. 49-50).

Указанным решением продолжительность проживания (работы) истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом определена 7 лет 4 месяца 21 день: с 26.04.1986 по 31.08.1988 (2 года 4 месяца 6 дней) (первоначальная величина снижения пенсионного возраста 1 год за проживание в период с 26.04.1986 по 30.06.1986); с 23.12.1992 по 19.08.1994 (1 год 7 месяцев 27 дней); с 14.09.1994 по 31.01.1998 (3 года 4 месяца 18 дней), что дает Худобердиной Л.Н. право на снижение пенсионного возраста по ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1.

Полагая отказ в назначении пенсии со снижением возраста на 3 года незаконным, Худобердина Л.Н. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статья 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относит граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).

Статьей 28.1 Закона № 1244-1 предусмотрено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 данного Закона.

Частью 4 ст. 28.1 Закона № 1244-1 определено, что гражданам, указанным в статье 13 данного Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй данной статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 названного Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных названным Законом.

В силу ст. 34 Закона № 1244-1 пенсия по возрасту гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к ст. 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р *** были включены в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582, ****** с 01.02.1998 не относятся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с п.109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 №538н, постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Работа (периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Пунктом 18 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 №538н, установлено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения): о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»  (подпункты 4 - 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (подп. «б»).

Из материалов дела следует, что Худобердина (до регистрации брака – Ч***) Л.Н. согласно записям в домовой книги № 5 проживала и была зарегистрирована в *** с 13.12.1980 по 15.10.1988. (том 1, л.д. 17).

Как указано в справке от 02.02.2022 № ***, выданной МБУ «Благоустройство», Худобердина Л.Н. была зарегистрирована и проживала в *** с 23.12.1992  по 19.08.1994 и с 14.09.1994 по 05.02.2004. (том 1, л.д. 18).

Согласно копии из домовой книги № 5 *** за 1978-1979 годы, с 22.01.1979 зарегистрирована Ч*** Л*** А*** (мать истца), дочь Лариса вписана к матери и внесена в карточку регистрации домовой книги 13.12.1980. (том 1, л.д. 56).

В 1988 году истец окончила *** среднюю школу ***, ей был выдан аттестат серии *** от 26.06.1988. (том 1, л.д. 10).

Согласно домовой книге № 12 села *** за 1987-1989, Ч*** (Худобердина) Л.Н. была зарегистрирована с 01.07.1988 по 15.10.1988 (том 1, л.д. 57).

Материалами дела также подтверждено¸ что в период с 01.09.1988 по 29.06.1994 Худобердина Л.Н. обучалась в ***, расположенном в г.Ульяновске (том 1, л.д. 19).

Согласно справке от 11.10.2022  №***, выданной ***, Худобердина Л.Н. обучалась с 1988 года (приказ № *** от 01.08.1988) по очной форме обучения; переведена на заочное отделение в 1992 году (приказ № *** от 30.06.1992), по 29.06.1994 (приказ *** от 30.06.1994) (том 1, л.д.54).

Периоды с 26.04.1986 по 31.08.1988, с 23.12.1992 по 19.08.1994, с 14.09.1994 по 31.01.1998 включены ответчиком в стаж проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом добровольно, в связи с чем оснований для включения этих же периодов в стаж в судебном порядке не имеется.

Ввиду отсутствия документального подтверждения факта проживания Худобердиной Л.Н. в зоне с льготным социально-экономическим статусом в периоды летних каникул во время обучения по очной форме в ***: с 21.01.1989 по 06.02.1989, с 02.07.1989 по 31.08.1989, с 27.01.1990 по 04.02.1990, с 25.06.1990 по 31.08.1990, с 21.01.1991 по 03.02.1991, с 06.07.1991 по 15.09.1991; а также в периоды прохождения практики: с 05.02.1990 по 10.02.1990, с 04.02.1991 по 23.02.1991, с 10.03.1992 по 23.03.1992, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для включения в стаж, дающий право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста, указанных периодов.

Суд первой инстанции включил Худобердиной Л.Н. в стаж проживания  в зоне с льготным социально-экономическим статусом период с 13.05.1994  по 14.09.1994 (4 месяца 1 день), с того момента, как на имя супруга истца в *** была приобретена квартира по адресу: ***, и определил общую продолжительность проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом с учетом периодов, включенных в стаж самим ответчиком в досудебном порядке, как 7 лет 8 месяцев 22 дня.

Однако, данный период частично пересекается с периодом проживания истца в *** с 23.12.1992 по 19.08.1994, который ОСФР по Ульяновской области включил в стаж добровольно, фактически зачету в стаж подлежит лишь период с 20.08.1994 по 13.09.1994 (25 дней).

Доводы жалобы о том, что с учетом включения в стаж проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом периода нахождения истца в отпуске по беременности родам с сентября 1992 года,  у Худобердиной Л.Н. возникнет право на назначение пенсии со снижением возраста на три года, несостоятельны.

Согласно архивной справке от 23.10.2023 № ***, выданной ***, за период работы Худобердиной Л.Н. в ***, в карточке формы Т-2 не просматриваются сведения о нахождении ее в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Приказы о предоставлении отпусков хранятся 5 лет и в архив на хранение не поступали. В лицевых счетах по заработной плате работников прослеживаются начисления больничного листа по беременности и родам с октября 1992 года (155,8 час) по февраль 1993 года (131 час), точные данные не указаны. Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в лицевых счетах не указаны. Выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет прослеживается с февраля 1993 года по февраль 1994 года (том 1, л.д. 247-249).

При наличии доказательств факта проживания истца с супругом в *** в период отпуска по беременности и родам с октября 1992 года по 22.12.1992 (с 23.12.2022 период проживания включен в стаж истца ответчиком в досудебном порядке), то есть в течении 2 месяцев 22 дней, общий период проживания Худобердиной Л.Н. составит  7 лет 8 месяцев 8 дней (7 лет 4 месяца 21 день (включены ответчиком в досудебном порядке)+25 дней (с 20.08.1994 по 13.09.1994)+2 месяца 22 дня (с октября 1992 года по 22.12.1992)), что также не дает истцу право на назначение пенсии со снижением возраста на три года.

С учетом изложенного оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Материальный и процессуальный закон применены судом верно.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Худобердиной Ларисы Николаевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.02.2024.