Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Паспортизация, техническое состояние дороги
Документ от 13.02.2024, опубликован на сайте 05.03.2024 под номером 111357, 2-я гражданская, об обязании включить в реестр муниципального имущества автомобильную дорогу, расположенную по адресу г. Ульяновск, ул. Генарала Кашубы (вблизи пр-да Березовского ), РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-004260-41

Судья Русакова И.В.                                          Дело № 33а-569/2024 (33а-6443/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     13 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного г.Ульяновска от 2 октября 2023 года по делу №2а-3246/2023, которым постановлено:

административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска включить в реестр муниципального имущества автомобильную дорогу протяженностью 70 метров, расположенную между 3-им Рыбацким пр-ом и ул. Генерала Кашубы (вблизи пр-да Березового) г.Ульяновска.

Обязать администрацию города Ульяновска провести паспортизацию и категорирование дороги протяженностью 70 метров, расположенную между 3-им Рыбацким пр-ом и ул. Генерала Кашубы (вблизи пр-да Березового) г.Ульяновска.

Обязать администрацию города Ульяновска привести техническое состояние дороги протяженностью 70 метров, расположенную между 3-им Рыбацким пр-ом и ул. Генерала Кашубы (вблизи пр-да Березового) г.Ульяновска в состояние, обеспечивающее безопасное движение транспортных средств, в соответствии с требованиями технических регламентов, ГОСТ и СНИП с учетом присвоенной по результатам паспортизации категории дороги.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Холодилиной Ю.О., не согласившейся с апелляционной жалобой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Заволжского района города Ульяновска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к администрации города Ульяновска о возложении обязанности включить дорогу в реестр муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск», произвести ее паспортизацию и категорирование, привести техническое состояние в соответствии с требованиями технических регламентов.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации города Ульяновска выявлены нарушения закона в части уклонения от реализации полномочий по оформлению автомобильных дорог общего пользования в муниципальную собственность и содержания автомобильных дорог.

Установлено, что дорога, протяженностью 70 м, между 3-им Рыбацким      пр-ом и ул. Генерала Кашубы (вблизи пр-да Березового) в г.Ульяновске не включена в реестр муниципального имущества, паспортизация дороги не проведена, в связи с чем не проводятся ремонтные работы на данному участке дороги.

Прокурор просил суд обязать администрацию города Ульяновска включить в реестр муниципального имущества указанную автомобильную дорогу, обязать административного ответчика провести паспортизацию и категорирование дороги и привести её техническое состояние в соответствие с требованиями технических регламентов, ГОСТ и СНИП с учетом присвоенной по результатам паспортизации категории дороги.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, УМВД России по Ульяновской области, МБУ «Дорремстрой».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

В обоснование жалобы указывает, что администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер. На 2023 год бюджет муниципального образования «город Ульяновск» сформирован. В связи с дефицитом бюджета большая часть мероприятий по смете расходов Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска финансированием не обеспечены. Направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным в бюджете либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст.39, ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Как установлено по делу, автомобильная дорога между 3-им Рыбацким   пр-ом и ул. Генерала Кашубы (вблизи пр-да Березового) в г.Ульяновске, протяженностью 70 метров, не имеет асфальтового покрытия.

Состояние указанной дороги не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методики контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст (введен в действие 01.09.2018), соблюдение которых направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья граждан.

Согласно акту осмотра от 29.09.2023, составленному помощником прокурора Заволжского района *** и представителем администрации города Ульяновска *** был произведен осмотр территории Заволжского района, в ходе которого установлено отсутствие асфальтового покрытия на участке дороги протяженностью 70 м между 3-им Рыбацким пр-ом и ул. Генерала Кашубы (вблизи пр-да Березового) в г.Ульяновске (л.д. 30).

По данному факту прокурором Заволжского района г.Ульяновска в адрес главы города Ульяновска было внесено представление                                       *** по результатам рассмотрения которого администрацией города Ульяновска дан ответ от 31.07.2023, в котором указано, что данный участок не числится в реестре муниципальной собственности, в настоящее время решается вопрос по его включению в реестр муниципального имущества с целью последующего содержания.

Расположение спорного земельного участка на территории муниципального образования «города Ульяновска» подтверждается данными Публичной кадастровой карты, которые приобщены к материалам дела. Данное обстоятельство не оспаривается административным ответчиком.

В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п. 11 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с п.3 ст.3 Устава муниципального образования «город Ульяновск», принятого решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 №119, к вопросам местного значения городского округа относится осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К полномочиям администрации города Ульяновска по решению вопросов местного значения в области строительства и транспорта относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности (подп. 3, 7 п.6 ст.38 Устава).

Под дорожной деятельностью согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

В силу подп. 4 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, в состав прочих работ по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Приказом Росстандарта от 31.08.2016 №1004-ст введен в действие «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», которым установлены общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.

Принимая во внимание, что спорный участок дороги находится на территории муниципального образования «город Ульяновск», относится к улично-дорожной сети города Ульяновска, суд первой инстанции на основании приведенных положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 33388-2015 пришел к верному выводу о наличии у администрации города Ульяновска, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, уполномоченного в силу закона на решение вопросов местного значения городского поселения, обязанности по паспортизации спорного участка автодороги, включении его в реестр муниципального имущества, приведении технического состояния дороги в соответствие с нормативными требованиями.

Доводы администрации города Ульяновска в апелляционной жалобе об отсутствии финансирования на осуществление мероприятий по паспортизации и ремонту спорного участка автодороги не освобождают администрацию как орган местного самоуправления от исполнения требований закона при осуществлении полномочий в области дорожной деятельности.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного г.Ульяновска от 2 октября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.02.2024.