Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества
Документ от 27.02.2024, опубликован на сайте 06.03.2024 под номером 111343, 2-я гражданская, опризнании противоправным бездействие Администрации МО Ульяновский район Ульяновской области, ООО Тимирязевское, по непринятию мер по обеспечению населения с. Новый Урень качественной питьевой водой, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-03-2023-000585-12

Судья Данилина А.В.                                                                  Дело № 33а-913/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   27 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от            21 ноября 2023 года по делу №2а-3-480/2023, по которому постановлено:

административные исковые требования  Управления Федеральной службы  по надзору в сфере защиты  прав  потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к МУ Администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению населения качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН, возложении обязанности по обеспечению населения качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУ администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения с. Новый Урень Ульяновского района Ульяновской области качественной питьевой водой, соответствующей требованиям  таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические  нормативы и требования к обеспечению безопасности  и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Обязать МУ администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области  обеспечить жителей с. Новый Урень Ульяновского района Ульяновской области  качественной питьевой водой в соответствии с требованиями таблицы 3.13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические  нормативы и требования к обеспечению безопасности  и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Тимирязевское»,  МУ администрации МО «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия

установила:

 

Управление Федеральной службы  по надзору в сфере защиты  прав  потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к МУ Администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Тимирязевское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению населения качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН, возложении обязанности по обеспечению населения качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН.

В обоснование требований указано, что холодное водоснабжение в с. Новый Урень Ульяновского района Ульяновской области осуществляет                            ООО «Тимирязевское» централизованно из скважин, расположенных в с. Новый Урень Ульяновского района Ульяновской области.

Между ООО «Тимирязевское» и администрацией МО «Ульяновский район» заключен договор аренды объектов водоснабжения, расположенных на территории МО «Ульяновский район».

Собственником объектов водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании «Ульяновский район» является МУ администрация муниципального образования «Ульяновский район». Согласно п. 1.2 Договора аренды объектов водоснабжения №2 от 01.10.2022 на момент заключения договора объекты, указанные в п. 1.1 находятся в реестре муниципального имущества                        МО «Ульяновский район» Ульяновской области.

ООО «Тимирязевское» оказывает услуги водоснабжения юридическим и физическим лицам, (населению) на территории с. Новый Урень, которое находится на территории муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, МО «Тимирязевское сельское поселение» входит в состав МО «Ульяновский район».

В полномочия Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области входит осуществление государственного надзора за соблюдением организациями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области регистрировались пробы питьевой воды, отобранные в рамках проведения социально - гигиенического мониторинга 20.03.2023, 23.05.2023, 20.06.2023, 18.07.2023, 14.08.2023, 19.09.2023, 11.10.2023, которые не соответствовали нормативным величинам, установленным таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21; «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по химическим показателям.

Несоответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-гигиеническим показателям является риском возникновения угрозы жизни и здоровью населения, которое обслуживается      ООО «Тимирязевское».

В адрес администрации МО «Ульяновский район» неоднократно направлялась уведомление от 06.04.2023, 18.04.2023, 24.05.2023, 21.08.2023 о несоответствии проб питьевой воды нормативам качества, однако ответов на данные уведомления не поступало.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о неисполнении в должной мере ООО «Тимирязевское» взятое им на себя обязательство по предоставлению населению с. Новый Урень Ульяновского района Ульяновской области услуг по холодному (питьевому) водоснабжению надлежащего качества, а администрация муниципального образования «Ульяновский района» Ульяновской области не обеспечивает условия, необходимые для организации подачи                                ООО «Тимирязевское» питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Административный истец просил признать противоправным бездействие администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, общества с ограниченной ответственностью «Тимирязевское» по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения с. Новый Урень Ульяновского района Ульяновской области качественной питьевой водой, а именно: соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; обязать администрацию муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, ООО «Тимирязевское» обеспечить выполнение требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а именно: обеспечить жителей с. Новый Урень Ульяновского района Ульяновской области качественной питьевой водой в соответствии с требованиями таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено                          МУ администрация МО «Тимирязевское сельское  поселение» Ульяновского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование жалобы указывает, что единственным доказательством неисполнения ответчиками обязанности по надлежащему обеспечению жителей с. Новый Урень качественной питьевой водой являются результаты проб воды, отобранных из водозаборной колонки в с. Новый Урень. Данные пробы отбирались в отсутствие представителей ответчиков, водоразборная колонка находилась в тупике села, водоразбора из нее не производилось, вода застаивалась, жители села ею не пользуются, жалобы  от жителей села на качество воды ответчикам не поступали. Обращает внимание, что административный истец не указал способ исполнения решения суда. Считает, что представленные истцом доказательства неисполнения ответчиками своих обязанностей являются недостаточными.   

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания (пункт 5.1).

В соответствии с п.4 Положения о Роспотребнадзоре свою деятельность Роспотребнадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно ст.23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч.7 ст.8 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» п

 

 
итьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

 

 
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 введены в действие Санитарные правила и нормы                   СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», которыми установлены, в том числе нормативы качества и безопасности воды. В частности, величина ПДК для нитратов (N03-) определена в 0,45.

Как установлено судом, с. Новый Урень относится к МО «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, входящее в состав МО «Ульяновский район» Ульяновской области.

Между ООО «Тимирязевское» и администрацией МО «Ульяновский район» 01.10.2022 был заключен договор №2 аренды объектов водоснабжения (далее по тексту договор), а именно расположенных на территории МО «Ульяновский район», сроком  на 11 месяцев.

Согласно п. 1.2 договора на момент заключения договора объекты, указанные в п. 1.1 находятся в реестре муниципального имущества МО «Ульяновский район» Ульяновской области.

Срок действия договора аренды, заключенного 01.10.2022  между            ООО «Тимирязевское» и МУ администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, истек 01.08.2023.

Собственником объектов водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании «Ульяновский район» является МУ администрация муниципального образования «Ульяновский район».

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области регистрировались пробы питьевой воды, отобранные в рамках проведения социально - гигиенического мониторинга 20.03.2023, 23.05.2023, 20.06.2023, 18.07.2023, 14.08.2023, 19.09.2023, 11.10.2023. 

15.03.2023, 10.04.2023, 18.05.2023, 14.06.2023, 18.07.2023, 12.09.2023, 02.10.2023 пробы питьевой воды были отобраны из водоразборной колонки по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Новый Урень, ул. Школьная, 40.

Пробы питьевой воды не соответствовали нормативным величинам, установленным таблицей 3.13 СанПиН 1.2.3685-21; «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по химическим показателям, а именно Нитраты (NO3-): - протокол испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» № 9762 от 20.03.2023  - Нитраты (NO3-) 69.0+/-10.0:,

- протокол испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» № 14759 от 14.04.2023 - Нитраты (NO3-) 68.0+/-10.0;

- протокол испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» №2167 от 23.05.2023  - Нитраты (NO3-) 67.+/-10.0;

- протокол испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» № 28261 от 20.06.2023  - Нитраты (NO3-)S2.8+/-7.9.;

- протокол испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» № 33169 от 18.07.2023 г. - Нитраты (NO3-) 68.0+/-10;

- протокол испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» № 36573 от 14.08.2023  - Нитраты (NO3-) 71.0+/-11.0;

- протокол испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» № 42648 от 19.09.2023  - Нитраты (NO3-) 55.3+/-8.3;

- протокол испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» № 45482 от 11.10.2023  - Нитраты (NO3-) 55.Э+/-8.4.       

В адрес администрации МО «Ульяновский район», ООО «Тимирязевское 06.04.2023, 18.04.2023, 24.05.2023, 21.08.2023 направлялись уведомления  о несоответствии проб питьевой воды нормативам качества.

Ответы на данные уведомления не поступали.

Принимая решение об удовлетворении требований административного истца о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению населения с. Новый Урень Ульяновского района Ульяновской области качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,  и возложении на администрацию района обязанности по обеспечить жителей с. Новый Урень Ульяновского района Ульяновской области качественной питьевой водой в соответствии с требованиями таблицы 3.13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические  нормативы и требования к обеспечению безопасности  и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», суд первой инстанции правомерно руководствовался требованиями Федеральных законов от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В силу Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Пунктом 4.3 ч.1 ст.17 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Поскольку установлено, что из источников водоснабжения в с. Новый Урень, находящихся в муниципальной собственности района, подается питьевая вода ненадлежащего качества, администрацией Ульяновского района Ульяновской области мер к исправлению ситуации не предпринимается, суд пришел к правильному выводу о незаконном бездействии администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области в решении данного вопроса, в связи с чем возложил на данного административного ответчика обязанность по обеспечению жителей села качественной питьевой водой.

При этом суд правомерно исходил из того, что договор аренды с ООО «Тимирязевское» истек, в связи с чем, в удовлетворении иска к этому ответчику отказал.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о критичной оценке представленных административным истцом протоколов испытаний, администрацией МО «Ульяновский район» не представлено доказательств, подтверждающих надлежащее качестве питьевой воды, подаваемой населению из водоразборных колонок в с. Новый Урень.

Вопросы, которые могут возникнуть при исполнении судебного решения, подлежат разрешению в порядке, предусмотренном главой 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Принятое по делу решение является по существу правильным. Оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.03.2024.