УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2023-002772-51
Судья Федосеева С.В.
Дело № 33-677/2024 (33-6555/2023)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
6 февраля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.
судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Давлатовой Рисолат Нуралиевны на решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 3 октября 2023 года, с учетом определения того же суда
от 11 декабря 2023 года об исправлении описки, по гражданскому делу
№2-2204/2023, по которому постановлено:
Давлатовой Рисолат Нуралиевны к Министерству социального развития Ульяновской
области, Отделению по Мелекесскому району областного государственного казенного
учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, Областному
государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской
области о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на
именной капитал «Семья» и понуждении к выдаче государственного сертификата на
именной капитал «Семья», отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения
представителя истца Давлатовой Р.Н. – Александровой А.Н., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, представителя
Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Давлатова Р.Н.
обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Ульяновской
области, Отделению по Мелекесскому району областного государственного казенного
учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, Областному
государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской
области о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на
именной капитал «Семья» и понуждении к выдаче государственного сертификата на
именной капитал «Семья».
Требования
мотивировала тем, что является матерью несовершеннолетних детей И*** А.М., ***
года рождения, И*** Р.М., *** года рождения, И*** У.М., *** года рождения, И***
А.М., *** года рождения. Она обратилась в Областное государственное казенное
учреждение социальной защиты населения Ульяновской области (отделение по
Мелекесскому району) с заявлением о выдаче государственного сертификата на
именной капитал «Семья», 20.07.2023 ей было отказано, поскольку не подтвержден
факт постоянного проживания на территории Ульяновской области не менее трех лет
непосредственно перед рождением четвертого ребенка. С 08.12.2020 она имеет
постоянную регистрацию по адресу: ***, на территории Ульяновской области
проживает 10 лет.
Просила суд решение от 20.07.2023 об отказе в
выдаче государственного сертификата на именной капитал «Семья» в соответствии с
Законом Ульяновской области от 05.02.2008 № 24-ЗО «О дополнительных мерах
социальной поддержки семей, имеющих детей», признать незаконным, обязать Министерство социального развития
Ульяновской области, Областное государственное казённое учреждение социальной
защиты населения Ульяновской области (отделение по Мелекесскому району) выдать
Давлатовой Р.Н. государственный сертификат на именной капитал «Семья».
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено
Областное Государственное казенное учреждение социальной защиты населения
Ульяновской области.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Давлатова Р.Н. просит отменить
решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые
требования.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства
дела.
Ссылаясь на закон Ульяновской области от 05.02.2008 №24-ЗО
«О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», считает
необоснованным вывод суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении
исковых требований, поскольку в ходе судебного разбирательства не был
установлен факт её гражданства Российской Федерации не менее трех лет
непосредственно перед рождением ребенка. Считает, что указанный закон не
содержит прямого указания на наличие данного обстоятельства. Считает
необоснованным вывод суда о том, что она является гражданкой Российской
Федерации только со 2 декабря 2020 года
- с момента получения паспорта.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство
социального развития Ульяновской области считает решение суда законным и
обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без
удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Из материалов дела следует и судом установлено, что
Давлатова Рисолат Нуралиевна является матерью детей: И*** А*** М*** года
рождения, И*** Р*** М*** года рождения, И*** У*** М*** года рождения, И*** А***
М*** года рождения (л.д. 11-14).
03.07.2015 гражданка Таджикистана Давлатова Р.Н.
зарегистрировала брак с гражданином И*** М.Д. в отделе Управления записи актов
гражданского состояния Ульяновской области по городу Димитровграду (л.д.
15).
Истец с несовершеннолетними детьми, зарегистрирована и
проживает по адресу: *** При этом истица
зарегистрирована с 08.12.2020. Указанное обстоятельство подтверждается адресной
справкой, копиями паспорта, свидетельств о регистрации по месту жительства
(л.д.10,оборот,17-18).
Будучи гражданкой Таджикистана, Давлатова Р.Н. была зарегистрирована
также по адресу *** (л.д. 19,
оборот).
Сообщением Отдела по вопросам миграции подтверждается, что
по учетам отдела по вопросам миграции МО МВД России «Димитровградский»
гражданка Российской Федерации Давлатова Р.Н. была зарегистрирована по адресу: ***
с 30.11.2014 по 28.02.2015, с 12.06.2015 по 09.09.2015 , с 12.06.2015 по
04.10.2015, с 16.10.2015 по 23.09.2018, 27.01.2017 по 16.12.2021 как гражданка
Республики Таджикистан.
Справкой учебного заведения подтверждается, что
одна из дочерей истицы И*** А.М. посещала дошкольную группу с 22.10.2019 по
31.05.2022.
Таким образом, исследованными доказательствами
подтверждается, что в период времени с 05.06.2020 по 08.12.2020 Давлатова Р.Н.
проживала на территории Ульяновской области.
Со 02.12.2020 Давлатова Р.Н. является гражданкой Российской
Федерации.
23.06.2023 Давлатова Р.Н. обратилась в Министерство
здравоохранения и социального развития Ульяновской области с заявлением о
выдаче государственного именного сертификата «Семья».
Уведомлением об отказе в выдаче государственного сертификата
на именной капитал «Семья» от 20.07.2023 подтверждается, что по результатам
рассмотрения всех представленных документов вынесено решение об отказе в выдаче
государственного сертификата на именной капитал «Семья», поскольку право на
получение сертификата не подтверждено. Так, из представленных документов
гражданство Российской Федерации и факт постоянного проживания на территории
Ульяновской области не менее 3-х лет непосредственно перед рождением четвёртого
ребёнка 05.06.2023, не подтверждён.
Не согласившись с данным отказом, истица обратилась в суд с
настоящим иском.
Разрешая заявленные требования Давлатовой Р.Н., суд первой
инстанции пришел к выводу о законности отказа в признании права истца на
получение государственного сертификата на именной капитал «Семья». При этом
исходя из положений ч. 1 ст. 2 Закона Ульяновской области №24-ЗО суд
первой инстанции пришел к выводу, что право на дополнительные меры социальной
поддержки, установленные данным законом, возникает у граждан Российской Федерации,
которые на момент рождения третьего ребенка и (или) последующих детей – граждан
Российской Федерации, постоянно проживали на территории Ульяновской области не
менее трех лет, именно в качестве гражданина Российской Федерации перед
рождением ребенка, рождение которого является основанием возникновения права на
дополнительные меры социальной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по
следующим основаниям.
Согласно
части первой ст. 2 Закона Ульяновской области от 05.02.2008 № 24-ЗО
(ред. от 27.04.2021) «О дополнительных мерах социальной поддержки семей,
имеющих детей» право на получение дополнительных мер социальной
поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих)
гражданство Российской Федерации, возникает у следующих граждан Российской
Федерации, постоянно проживающих на территории Ульяновской области на
протяжении не менее трех лет непосредственно перед рождением (усыновлением)
ребенка (детей), рождение (усыновление) которого (которых) является основанием
возникновения указанного права. Исходя из буквального смысла данной нормы, лицо
претендующее на указанную меру социальной поддержки, должно в течение трех лет
будучи гражданином Российской Федерации проживать на территории Ульяновской
области.
Давлатова Р.Н. не имеет права на дополнительные меры
социальной поддержки в связи с рождением четвертого ребенка И***
А.М., ***, поскольку гражданство Российской Федерации она приобрела только в
декабре 2020 года, а до этого момента проживала на территории Ульяновской
области как иностранный гражданин.
Доводы
апелляционной жалобы со ссылкой на ч.8 ст. 37 Федерального закона от 28 апреля
2023 №138 «О гражданстве Российской Федерации» и выражающие несогласие с
выводом суда о том, что истица является гражданкой Российской Федерации с
момента получения паспорта, подлежат отклонению, как противоречащие нормам
материального права.
В
силу статьи 10
Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской
Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации,
является паспорт гражданина Российской Федерации. Как указано выше паспорт
гражданина Российской Федерации истица получила 02.12.2020.
Как неоднократно в своих судебных постановлениях указывал
Конституционный суд Российской Федерации, устанавливая полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральный законодатель
предоставил субъектам Российской Федерации право вводить в сфере социальной
защиты семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), за счет средств
собственных бюджетов дополнительные меры социальной помощи и социальной
поддержки (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3, часть третья статьи
26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации», часть 2
статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О
дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»), которые
могут дополнять льготы, гарантии и иные социальные меры, предоставляемые им в
соответствии с федеральным законодательством
(Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018
года № 13-П).
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации,
реализуя указанное полномочие, вправе определить форму и виды социальной помощи
(поддержки), условия ее предоставления семьям с детьми за счет собственных
средств. Поскольку данные меры устанавливаются дополнительно к льготам,
гарантиям и иным социальным мерам, предусмотренным на федеральном уровне, он не
лишен возможности изменять правовое регулирование в указанной сфере с учетом
жизненной ситуации, в которой оказываются данные семьи, а также исходя из
финансово-экономических возможностей субъекта Российской Федерации, соблюдая
при этом баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости,
равенства, соразмерности и поддержания доверия граждан к закону и действиям
государства.
Следовательно, предусмотренное Законом Ульяновской области
условие о сроке постоянного проживания на территории Ульяновской области
гражданина Российской Федерации, необходимое для получения сертификата «Семья»
принято в рамках дискреционных полномочий законодателя субъекта Российской
Федерации и не может расцениваться как нарушающее конституционные права истца.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р
Е Д Е Л И Л А:
решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 октября 2023 года, с
учетом определения того же суда от 11 декабря 2023 года об исправлении описки
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Давлатовой Рисолат Нуралиевны –
без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
через Димитровградский городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9
февраля 2024 года.