Дело № 3а-65/2024
73OS0000-01-2024-000011-43
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2024 года г. Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.
при секретаре
Шапошниковой М.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению Поповой Лады Андреевны к Министерству
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области,
Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л :
Попова Л.А.
обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства
Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований указала,
что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24 июня 2021 года по
делу № *** на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области была возложена обязанность
обеспечить её жилым помещением по договору найма специализированного
жилого помещения.
До настоящего времени решение суда не
исполнено, чем нарушены её права. В связи с этим Попова Л.А. просила взыскать в
свою пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок в размере 40 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве
административного ответчика была привлечена Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в
качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной службы судебных
приставов по Ульяновской области.
В судебное заседание участники процесса не
явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения
дела. Просили о рассмотрении дела в
свое отсутствие. Ранее представитель
истца Сотников И.А. заявленные исковые требования поддержал по доводам,
изложенным в административном исковом заявлении.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие
не явившихся лиц.
Представитель Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в
письменном отзыве на иск просил отказать
в его удовлетворении. Указал, что Попова Л.А. была включена в Список
детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, с
правом предоставления жилого помещения в МО «г.Ульяновск».
До 1 апреля 2022 года функции по обеспечению
жилье детей-сирот были возложены на Министерство строительства и архитектуры
Ульяновской области. Минстрой Ульяновской области являлся исполнительным
органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в
распоряжении Министерства, имели целевой характер и использовались в
соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета
Ульяновской области»
Министерством систематически проводилась
работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области
благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных
торгов. Вместе с тем доводимые до
Министерства лимиты бюджетных средств не позволяли закрывать потребность по обеспечению жильем детей-сирот, что в свою
очередь привело к образованию большой очередности среди данной категории
граждан.
В соответствии с п. 2.2 Указа Губернатора
Ульяновской области от 10 декабря 2021 г. № 118 «О мерах по совершенствованию
деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области»
с 1 апреля 2022 года образовано Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области, которому переданы функции Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области по приобретению и
предоставлению жилых помещений специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Министерство не является организацией,
которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнить решение
суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству
необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда.
В настоящее время проводится работа по
повышению качества реализации установленных федеральным законодательством
дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот, а также по увеличению
бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жильем данной категории
граждан.
В целях финансовой поддержки детей-сирот,
временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением
Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «О
предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч
руб.
Считает завышенным заявленный истцом размер
компенсации.
Полагает, что компенсация подлежит взысканию
с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области.
Министерство финансов Ульяновской области в
письменном отзыве на иск не считает себя надлежащим ответчиком по делу,
поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не
предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ,
а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство.
Считает размер компенсации завышенным, не
отвечающим требованиям разумности и справедливости.
Кроме того указывает, что нарушение
установленных законодательством РФ сроков исполнения судебного акта само по себе не означает
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Указывает на то, что Министерство
систематически проводит работу по приобретению в государственную собственность
Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством
проведения электронных торгов.
В целях финансовой поддержки детей-сирот,
временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением
Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «О
предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч
руб.
В Законе Ульяновской области от 8 декабря
2023 года № 142-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годов» предусмотрены средства в целях
предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.
Кроме того, указывает, что согласно части 2
статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие
новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на
исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться
только с начала очередного финансового года при условии включения
соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем
финансовом году после внесения соответствующих изменении в закон (решение) о
бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в
бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям
расходов бюджета.
Исследовав
материалы дела, обозрев гражданское дело Ленинского районного суда
г.Ульяновска № ***, суд приходит к
следующему.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1
Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение
права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного
акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской
Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные
и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или
заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими
лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и
организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о
присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение
имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о
присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение
установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения
судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия
вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их
должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного
Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта
в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного
Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного
акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные
требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока,
установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не
позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению
судебного акта.
В абзаце 5 п. 10 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок» разъяснено, что в случае, если исполнение судебного акта по
неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного
характера осуществляется органом государственной власти, органом местного
самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом,
государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного
документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не
установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации
за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не
ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу
или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем
через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения
судебного акта (часть 8
статьи 3 Закона о компенсации, часть 4
статьи 250 КАС РФ, часть 3
статьи 222.1 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ,
частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные
сроки.
Как разъяснено в пункте 55 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта
учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в
пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного
листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1
БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или
должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных
документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены
обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по
исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428
ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт
7 статьи 242.5 БК РФ).
Согласно абзацу 2 указанного пункта в случае,
если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или
неимущественного характера осуществляется органом государственной власти,
органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом,
государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа
и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению
взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при
исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период
со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня
завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
В силу разъяснений, данных в пункте 46
названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов,
организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению
судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в
целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности,
своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного
документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ
или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган,
организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по
исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче
или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем
непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ,
пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
Судом
установлено, что решением
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24 июня 2021 года по делу № *** были удовлетворены исковые требования
Поповой Л.А. - на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области
возложена обязанность обеспечить её благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых
помещений на территории МО «г.Ульяновск».
Решение суда сторонами не обжаловалось и
вступило в законную силу 3 августа 2021 года.
Исполнительный лист был предъявлен Поповой
Л.А. в СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России 9 февраля 2024 года, где 15
февраля 2024 года возбуждено исполнительное производство.
До настоящего времени решение суда не
исполнено.
С настоящим административным исковым
заявлением Попова Л.А. обратилась в суд 12 января 2024 года, т.е. в
установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи
250 КАС РФ срок.
Определяя продолжительность периода
исполнения решения Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 24 июня 2021 года,
суд считает необходимым руководствоваться разъяснениями, содержащимися в абзаце
2 пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за
нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок»,
согласно которым общая продолжительность исполнения судебного акта
подлежит исчислению со дня его вступления в законную силу в случае, если исполнение
требований имущественного или неимущественного характера осуществляется без выдачи исполнительного документа и
возбуждения исполнительного производства.
При этом суд исходит из того, что требование
о предоставлении административному истцу как лицу из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения
очевидно подлежало исполнению и могло быть исполнено в рамках ординарных
административных процедур без выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного
производства.
Таким образом, суд считает необходимым
исчислять общую продолжительность исполнения решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24
июня 2021 года с момента вступления указанного решения суда в законную силу – 3
августа 2021 года.
С учетом этого период исполнения судебного
решения на момент разрешения административного спора в данном случае составляет
2 года 6 мес. 14 дней. Указанный период исполнения решения суда нельзя признать
разумным.
Приведенное ответчиками в качестве причины,
препятствующей исполнению решения суда, обстоятельство – недостаточность
денежных средств в областном бюджете Ульяновской области - не является
основанием к отказу административному истцу в удовлетворении исковых
требований.
В силу изложенного и, учитывая, что
доказательств наличия чрезвычайных либо непреодолимых обстоятельств,
препятствующих исполнению решения суда, не представлено, суд приходит к выводу
о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию
разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и
основных свобод от 4 ноября 1950 года, а действия административного ответчика
не являются достаточными и эффективными для исполнения решения Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 24 июня 2021 года.
При таких обстоятельствах Попова Л.А. имеет право на присуждение
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3
Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования представляют соответствующий финансовый орган и главный
распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного
Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение
права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего
обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или
местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные
органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными
публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного
самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым
органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части
решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового
образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств
соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, компенсация за нарушение права
на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской
области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств
бюджета Ульяновской области.
При определении размера компенсации, суд
учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в
соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований
заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение,
продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также
с учетом принципов разумности и справедливости.
Учитывая установленные выше обстоятельства
дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его
последствий для взыскателя, суд считает, что заявленная истцом сумма
компенсации в размере 40 000 руб.
отвечает требованиям разумности.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ в пользу
истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
Руководствуясь
статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Поповой
Лады Андреевны удовлетворить.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Поповой Лады Андреевны
компенсацию за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 рублей,
расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном
порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Трифонова
Т.П.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 февраля 2024 года.