Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности обнспечить ТСР
Документ от 30.01.2024, опубликован на сайте 16.02.2024 под номером 111103, 2-я гражданская, об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-004958-46

Судья Шабинская Е. А.                                                    Дело 33-498/2024 (33-6371/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      30 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Карабанова А.С.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 сентября 2023 года  по делу № 2-4740/2023, по которому постановлено:     

исковые требования прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области в интересах Рахматуллова Рашита Хайдаровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании  компенсации морального вреда – удовлетворить частично. 

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить Рахматуллова Рашита Хайдаровича, *** года рождения, техническим средством реабилитации: ***. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации  инвалида № *** от 8 февраля 2023  г.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Рахматуллова Рашита Хайдаровича, *** года рождения, компенсацию морального вреда в сумме          20 000 руб.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение в части обеспечения техническими средствами реабилитации обратить к немедленному исполнению.    

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор  Новомалыклинского района Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением в  интересах  Рахматуллова Р.Х. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации (далее – ТСР), взыскании  компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что Рахматуллов Р.Х. *** года рождения, является инвалидом *** группы бессрочно.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида             № *** от 8 февраля 2023  г. Рахматуллов Р.Х. подлежит обеспечению ТСР – ***

Данным ТСР Рахматуллов Р.Х. до настоящего времени не обеспечен, чем нарушаются его права.

В связи с этим прокурор просил суд возложить на ответчика обязанность обеспечить Рахматуллова Р.Х. указанным ТСР и взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере  80 000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство социального развития Ульяновской области.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение. 

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.     

В обоснование доводов жалобы ОСФР по Ульяновской области указывает, что в целях обеспечения инвалидов конкретным ТСР ОСФР по Ульяновской области должно осуществить закупку данных ТСР в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. ОСФР по Ульяновской области принимались меры по обеспечению Рахматуллоа Р.Х. ***, однако он не был обеспечен данным ТСР по независящим  от ОСФР по Ульяновской области обстоятельствам. При этом Рахматуллов Р.Х. не был лишен права самостоятельно приобрести ТСР,  а затем обратиться в ОСФР по Ульяновской области о выплате компенсации. ОСФР по Ульяновской области полагает, что в данном случае отсутствуют правовые основания для компенсации морального вреда, поскольку не имеется безусловных доказательств, подтверждающих ухудшение состояния здоровья и нравственных страданий истца. Право на получение инвалидом за счет средств федерального бюджета технического средства реабилитации носит имущественный характер. Возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав инвалида не предусмотрена. Выплата компенсации морального вреда будет произведена за счет бюджетных средств, предназначенных для выплаты и доставки государственных пенсий и иных социальных пособий, что повлечет ущемление прав граждан Российской Федерации на своевременное их получение. ОСФР по Ульяновской области обращает на завышенный размер взысканной компенсации морального вреда.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Новомалыклинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области - без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Рахматуллов Р.Х. *** года рождения, является инвалидом *** группы бессрочно.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида № *** от 8 февраля 2023  г. Рахматуллов Р.Х. подлежит обеспечению ТСР – ***.

Ссылаясь на то, что Рахматуллов Р.Х. до настоящего времени не обеспечен указанным ТСР, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на ОСФР по Ульяновской области  обязанности обеспечить Рахматуллова  Р.Х. ***. и взыскании в его пользу денежной компенсации морального вреда.

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

К техническим средствам реабилитации инвалидов в силу статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).

В пункте 17 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, поименованы слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта. При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено материалами дела и не оспаривалось ответчиком, по заявлению от 13 февраля 2023 г. Рахматуллов Р.Х. состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении ТСР – ***.

Поскольку ответчик своевременно не исполнил возложенные на него обязанности по предоставлению Рахматуллову Р.Х.  указанного ТСР, то выводы суда первой инстанции о возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности обеспечить Рахматуллова Р.Х.  *** являются законными и обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ОСФР по Ульяновской области обязанности принимались меры по обеспечению Рахматуллова Р.Х.  ***., не могут повлечь отмены состоявшегося по делу решения, поскольку Рахматуллов Р.Х.  состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении названым ТСР и ему не может быть отказано в  его предоставлении по мотиву отсутствия контрактов на поставку.

Сведений о получении Рахматулловым Р.Х. указанного ТСР в материалы дела не представлено.

Также вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда в части взыскания с ответчика в пользу инвалида компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав на обеспечение ТСР,  основано на нормах закона и является правильным.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь требованиями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с не обеспечением Рахматуллова Р.Х.  *** ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации причиненного морального вреда.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области об обратном, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку они (доводы) не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку не предоставлением необходимого технического средства реабилитации ответчик нарушил личные неимущественные права инвалида.

Также вопреки доводам жалобы, размер компенсации морального вреда судом определен с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе возраста и инвалидности истца, продолжительности нарушения прав истца, его нуждаемости в ***, степени перенесенных истцом нравственных страданий.

Установленный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда отвечает требованиям разумности и справедливости. Правовых оснований для снижения компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает.

То обстоятельство, что Рахматуллов Р.Х. не воспользовалась своим правом на самостоятельное приобретение ТСР с последующей компенсацией расходов, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку способ защиты нарушенного права выбирает сам истец исходя из своих возможностей, в том числе и финансовых.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия,

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.     

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.       

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное определение изготовлено  31 января 2024 г.