Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами
Документ от 23.01.2024, опубликован на сайте 16.02.2024 под номером 111094, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-004606-35

Судья Грачева Т.Л.                                                            Дело 33-337/2024(33-6209/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      23 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,  

судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П., 

при секретаре Герасимове А.В.,  

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 сентября 2023 года по делу № 2-4462/2023, по которому постановлено:  

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить У*** Н*** М***, 30 апреля 2006 года рождения, лекарственными препаратами: *** по рецептам от 3 мая 2023 г. серия *** № ***, от 8 июня 2023 г. серии *** № ***.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу  У*** Н*** М***а  в лице законного представителя  Угленковой Татьяны  Владимировны   компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.

В остальной  части иска отказать.

Решение суда обратить в части обеспечения лекарственными препаратами к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетнего У*** Н.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами и компенсации морального вреда.

Требования были мотивированы тем, что У*** Н.М., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает хроническими заболеваниями, имеет право на льготное лекарственное обеспечение.

В связи с имеющими заболеваниями У*** Н.М. наблюдается в ГУЗ «Д***».

Лечащим врачом ребенка выписаны рецепты на получение бесплатных лекарственных препаратов: *** от 3 мая 2023 г. серия ***, от 8 июня 2023 серии ***.

Между тем, несовершеннолетний У*** Н.М. указанными бесплатными лекарственными препаратами по вине  Министерства здравоохранения Ульяновской области не обеспечен.

В связи с этим прокурор просил суд обязать ответчика обеспечить несовершеннолетнего У*** Н.М. вышеуказанными лекарственными препаратами и взыскать с ответчика в пользу законного представителя несовершеннолетнего Угленковой Т.В. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда в части взыскания компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.  

В обоснование жалобы указывает, что Министерство здравоохранения Ульяновской области проводило все необходимые мероприятия по организации закупок льготных медицинских изделий, в соответствии с Федеральным законом              от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Полагает, что истец не представил исчерпывающих доказательств о причинении ему физических или нравственных страданий, которые были следствием бездействия Министерства здравоохранения Ульяновской области. Считает, что взысканная судом сумма компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. является необоснованно завышенной.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 стать 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что У*** Н.М., *** года рождения, является ребенком-инвалидом,  имеет право на льготное лекарственное обеспечение.

Несовершеннолетнему У*** Н.М.   установлены диагнозы: ***.

В связи с имеющими заболеваниями У*** Н.М. наблюдается в ГУЗ «Д***

Лечащим врачом ребенка выписаны рецепты на получение бесплатных лекарственных препаратов: *** от 3 мая            2023 г. серии ***; *** от 8 июня 2023 г. серии ***; *** от 8 июня 2023 г. серии ***. Также были выписаны рецепты на получение бесплатного *** от 3 мая 2023 г. серия ***, от 8 июня 2023 серии ***.

Ссылаясь на то, что несовершеннолетний У*** Н.М. до настоящего времени не обеспечен указанными лекарственными препаратами и лечебным питанием, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что несовершеннолетний У*** Н.М. был обеспечен лекарственными препаратами – «*** по рецепту от 3 мая 2023 г. серии ***, «***» по рецепту от 8 июня 2023 г. серии ***, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечить ребенка другим выписанным лечащим врачом лекарственным препаратом – «***  по рецепту от 8 июня 2023 г. серии *** и *** по рецептам от 3 мая 2023 г. серия ***, от 8 июня 2023 серии ***.

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г.        № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Поскольку У*** Н.М., как ребенок – инвалид, вопреки вышеуказанным требованиям действующего законодательства не был обеспечен жизненно необходимым лекарственным препаратом и лечебным питанием, то суд первой инстанции законно и обосновано пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить несовершеннолетнего У*** Н.М. лекарственным препаратом – *** и диетическим лечебным питанием – ***.

Также, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о взыскании в пользу законного представителя несовершеннолетнего компенсации морального  вреда.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением несовершеннолетнего Угленкова Н.М. необходимыми лекарственными препаратами ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя несовершеннолетнего компенсации причиненного морального вреда.

Вопреки доводам апелляционной жалобы размер компенсации морального вреда, взысканный в пользу несовершеннолетнего ребенка-инвалида, соответствует требованиям разумности и справедливости.

При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ребенок не обеспечен лекарственными препаратами по вине ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, на которого возложена обязанность по организации обеспечения той категории граждан, к которой относится У*** Н.М.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены с достаточной полнотой, доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  26 января 2023 г.