Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Возлож. обязан.
Документ от 30.01.2024, опубликован на сайте 20.02.2024 под номером 111069, 2-я гражданская, о возложении обязанности демонтировать лист с забора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-003591-73

Судья Денисова М.А.                                             Дело №33-481/2024 (№33-6354/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 30 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Старостиной И.М., Костенко А.П.,

при секретаре Дементьевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Малкиной Елены Юрьевны - Шашкиной Ксении Дмитриевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 августа 2023 года, по гражданскому делу №2-3599/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области - удовлетворить частично.

Обязать Фахретдинова Дамира Наиловича, Малкину Елену Юрьевну демонтировать профилированный лист с забора, расположенного на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***

В удовлетворении исковых требований о взыскании судебной неустойки - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Старостиной И.М., судебная коллегия

 

установила:

 

Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в суд с иском к Фахретдинову Д.Н., Малкиной Е.Ю. о возложении обязанности демонтировать профилированный лист с забора, взыскании судебной неустойки.

В обоснование иска указано, что в соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) ответчики являются собственниками земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. Участок огорожен забором, который выполнен из профилированного листа зеленого цвета.

Земельный участок, на котором расположен забор, входит в границы территории Достопримечательное место «***», поставленной на государственную охрану приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 5 марта 2015 г. № 5 «О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». На территории данного участка запрещено использование строительных и отделочных материалов, не характерных для Симбирска второй половины 19 - начала 20 вв. (профилированный лист).

28 марта 2023 г. ответчикам направлена претензия о демонтаже профилированного листа с забора и снятии рекламной вывески, однако требования, указанные в претензии, не исполнены.

Истец просил обязать ответчиков демонтировать профилированный лист с забора, который расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: ***; взыскать с ответчиков неустойку в размере 500 руб. в день с момента вступления решения суда в законную силу по дату его фактического исполнения.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Малкиной Е.Ю. - Шашкина К.Д. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Отмечает, что в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» «***», как охранная зона культурного наследия, не определен. Ответчиками охранное обязательство объекта культурного наследия не получено.

Кроме того, дополняет, что Малкину Е.Ю. не проинформировали о наличии у нее обязательств в отношении земельного участка, последняя была лишена права своевременного судебного обжалования данных требований. 

В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. 

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Фахретдинов Д.Н., Малкина Е.Ю. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. В графе «особые отметки» указано: сведения об ограничениях права на объект недвижимости, обременениях данного объекта, не зарегистрированных в реестре прав и обременений недвижимого имущества; вид ограничения (обременения): прочие ограничения прав и обременения объекта недвижимости; срок действия: с 9 июня 2007 г., вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия: с 20 октября 2015 г., реквизиты-основания: карта (план) от 18 августа     2015 г. № б/н, выдан: ЗАО «ИКНЗР».

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал, что земельный участок, на котором расположен забор из профилированного листа, входит в границы территории Достопримечательное место «***», поставленный на государственную охрану и на нем запрещено использование строительных и отделочных материалов, не характерных для Симбирска второй половины                    19 - начала 20 вв.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований истца, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Правоотношения в сфере охраны и использования памятников истории и культуры регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).

В преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статье 34 указанного закона, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта; в пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

В соответствии со статьей 34 названного Федерального закона охранная зона - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

9 марта 2006 г. принят Закон Ульяновской области № 24-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области», согласно которому Правительство Ульяновской области уполномочено на утверждение в порядке, установленном настоящим Законом, границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон; утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и зон охраны объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия) на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (статья 3); указан порядок утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (статья 9).

Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 5 марта 2015 г. № 5 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Достопримечательное место «***», расположенного в Ленинском районе города Ульяновска в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» выявленный объект культурного наследия включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения в границах территории согласно приложению № 1-3 к приказу.

Согласно подпункту 12 пункта 9 приказа Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 25 мая 2015 г. № 54 «Об определении режимов (характера) использования, ограничений на использование территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Достопримечательное место «***», на территории достопримечательного места запрещено использование строительных и отделочных материалов, не характерных для Симбирска второй половины  19 - начала 20 вв. (сайдинг, керамогранит, вагонка, пластик, профилированный лист, силикатный кирпич без штукатурки, кровельные материалы (профилированный лист, шифер, черепица, металлочерепица, имитирующий черепицу).

Из акта осмотра объекта культурного наследия от 25 марта 2023 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, огорожен забором, который выполнен из профилированного листа зеленого цвета, что является недопустимым на территории достопримечательного места.

Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, по своей сути представляют собой субъективную оценку ответчиком обстоятельств дела, а потому не могут повлечь отмену обжалуемого судебного решения.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Малкиной Елены Юрьевны - Шашкиной Ксении Дмитриевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.02.2024