Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании нормативного правового акта
Документ от 31.01.2024, опубликован на сайте 16.02.2024 под номером 111051, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

                                                                       

Дело № 3а-44/2024 (№ 3а-353/2023) 

73OS0000-01-2023-000291-60

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

31 января 2024 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Грифон» о признании недействующим пункта 6281 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года,

 

у с т а н о в и л :

 

28 ноября 2023 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база   определяется   как  кадастровая  стоимость,  на  2024  год» (далее приказ № 278-пр).

Указанным приказом определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на   2024 год. Перечень является  приложением  к приказу.

Общество с ограниченной ответственностью «Грифон» (далее также ООО «Грифон», общество) обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующим пункта 6281 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года,

.

В обоснование заявленных требований указало на то, что оспариваемым пунктом  в перечень на 2024 год включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, имеющее наименование «двухэтажное здание под офис».

Включение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** в перечень произведено незаконно, поскольку данный объект не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ. Здание расположено на земельном участке  с кадастровыми номерами *** с видом разрешенного использования «под двухэтажным зданием (офис)». Ни вид разрешенного использования земельных участков, ни назначение нежилых помещений однозначно не свидетельствуют о размещении    в указанном здании объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

Решениями Ульяновского областного суда от 19 июня 2019 года и от 1 июня 2023 года  признаны недействующими пункт 6304 перечня на 2018 год, пункт 3516 перечня на 2019 года, пункт 9677 перечня на 2022 год, пункт 9229 перечня на 2023 год, при этом указанными пунктами включено в перечни нежилое здание с кадастровым номером ***.

Мероприятий по обследованию нежилого здания с целью определения вида его фактического использования и включения в перечень на 2024 год не проводилось, соответственно, нежилое здание не подлежало включению в перечень по фактическому использованию.

В судебном заседании представитель административного истца    Мосорук В.А. требование поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также Министерство) Тимофеева И.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, указывая на то, что спорный объект недвижимости был включен  в перечень исходя из наименования объекта недвижимого имущества, вида разрешенного использования земельного участка, а также на основании обследования нежилого здания с кадастровым номером ***, проведенного специалистами Министерства  5 октября 2022 года в связи с обращением ООО «Грифон» с заявлением об определении вида фактического использования данного объекта недвижимого имущества,  в результате которого установлено, что  нежилое здание состоит из помещений офисного и служебного назначения, при этом площадь офисного назначения составляет 196,3 кв.м от общей площади здания. 

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, заинтересованного лица.

Заслушав пояснения участников процесса,  заключение прокурора Макейкиной Е.В.  об отказе в удовлетворении требований административного истца, исследовав материалы административного дела, обозрев   материалы инвентарных дел,  суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и заонные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности.

Согласно пункту 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций:

а) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень);

б) направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области;

в) размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 278-пр от 28 ноября 2023 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2024 годы.

Приказ № 278-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2023 года, номер публикации 7301202311290001.

Пунктом 6281 приказа № 278-пр в перечень на 2024 год включено нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом –Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого здания в  перечень, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии с  пунктом 1 статьи 1.1 указанного закона, в редакции, действующей на момент издания приказа № 278-пр, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правительством Ульяновской области принято  27 марта 2018 года постановление № 136-П, которым утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 28 сентября 2023 года № 512-П с 4 октября 2023 года указанное постановление Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П признано утратившим силу и утверждено новое Положение определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

В ходе судебного разбирательства установлено, что  ООО «Грифон» с 24 декабря 2003 года является собственником объекта недвижимого имущества: нежилого здания   с кадастровым номером ***, общей площадью 696,9 кв.м.,  расположенного  по  адресу: ***

Назначение объекта – нежилое здание, его наименование – «двухэтажное здание под офис».

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***, площадью 1035 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под двухэтажным зданием (офис).

Данный земельный участок предоставлен ООО «Грифон» по договору аренды  земельного участка № *** от *** года.

Как следует из отзыва на административный иск Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и позиции его представителя в суде, нежилое здание с кадастровым номером *** было включено  в перечень исходя из поступивших из Управления Росреестра по Ульяновской области сведений  наименовании здания «двухэтажное здание под офис», о виде разрешенного использования  - под двухэтажным зданием (офис), а также из вида фактического использования нежилого здания.

В силу приведенных выше положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношений, принадлежащее административному истцу нежилое здание могло быть включено в перечни  при установления уполномоченным  органом того, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания либо не менее 20 процентов общей площади нежилого здания фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из технического плана на здание, подготовленного Ульяновским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 23 декабря 2009 года, усматривается, что здание имеет наименование «двухэтажное здание под офис», имеет площадь 696,9 кв.м, является двухэтажным.

Согласно экспликациям к поэтажным планам  здания в указанном объекте расположены помещения, имеющие следующие наименования:

на 1-м этаже: кладовая, кабинет, коридор, комната отдыха, кладовая, душевая, санузел, тамбур, комната охраны, подсобная, шкаф, раздевалка, котельная, гараж;

на 2-м этаже: столовая, кабинет, лестничная клетка, кухня, санузел, коридор, приемная, холл, зимний сад, конференц-зал.

Помещение с названием «приемная»  (помещение № 21, площадью 13,2 кв.м), исходя из поэтажного плана помещения, подлежит отнесению к сопутствующей  офисной инфраструктуре, поскольку абзацем вторым  подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к сопутствующей офисной инфраструктуре  подлежат отнесению централизованные приемные помещения.

Помещение «конференц-зал» (помещение № 24, площадью 76,7 кв.м), исходя из своего наименования предназначено для проведения конференций, то есть для проведения встреч, собраний, совещаний, потому относится к сопутствующей офисной инфраструктуре.

Иные помещения принадлежащего административному истцу нежилого здания по наименованию и назначению, указанному в документах технической инвентаризации, не могут быть признаны предназначенными для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ. Само по себе наименование отдельных входящих в состав объекта недвижимого имущества административного истца помещений «кабинет» не тождественно понятию «офис», и без установления вида его фактического использования такое помещение не может быть признано офисным.

Из изложенного следует, что согласно техническому паспорту в нежилом здании располагаются помещения, которые могут быть отнесены к офисным, площадью  89,9  кв.м. Однако площадь этих помещений составляет 12,90% от общей площади объекта недвижимого имущества 696,9 кв.м.

Таким образом,  документы технического учета (инвентаризации) нежилого здания с кадастровым номером *** не могли являться основанием для включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год.

С учетом этого принадлежащее административному истцу на праве собственности здание могло быть включено в перечни  при условии, что фактическое использование помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади этого здания предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.

Как уже было указано выше, правительством Ульяновской области было принято постановление от 28 сентября 2023 года № 512-П, которым  утверждено Положение о порядке определения вида  фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость (далее также Положение), действовавшее на момент принятия оспариваемого приказа Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года.

Приложением № 1 к данному Положению является Методика  определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу  на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость (далее также Методика), которой  определены основные понятия, применяемые в Методике.

Для целей определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых  налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, в Методике используется следующее понятие офиса – это объект, используемый для административной деятельности, оборудованный стационарными рабочими местами, оргтехникой, средствами связи, используемый преимущественно для непроизводственной сферы деятельности, для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не используемый непосредственно для производства товаров.

Как следует из материалов дела, представителем ООО «Грифон» 30 августа 2022 года подано заявление об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества  с кадастровым номером ***. На основании данного заявления уполномоченными лицами Министерства 5 октября 2022 года проведено обследование объекта недвижимого имущества. Согласно акту обследования здания (строения, сооружения) или помещения от 5 октября 2022 года   объект недвижимого имущества  с кадастровым номером ***, площадью 696,9 кв.м, состоит из помещений офисного и служебного назначения, площадь помещений офисного назначения составляет 196,3 кв.м.

Комиссией  по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, 6 октября 2022 года принято решение, которым объект  недвижимого имущества с кадастровым номером *** признан административно-деловым центром, соответствующим критериям, установленным статьей 378-2 Налогового  кодекса Российской Федерации.

Согласно показаниям свидетеля ***., участвовавшего в проведении 5 октября 2022 года обследования  указанного объекта и составлении акта, к офисным помещениям были отнесены следующие помещения:  на первом этаже: помещения № 7, № 9, № 36, на втором этаже: помещения № 1, № 6, № 7, № 13, № 16, № 19, № 20, № 21, которые являются кабинетами, оборудованными оргтехникой, занимаемыми сотрудниками ООО «Грифон», площадь указанных помещений в совокупности составляет 196,3 кв.м.

Представителем   ООО «Грифон» Мосорук В.А. в судебном заседании были даны пояснения относительно  фактического использования помещений, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером  ***, а именно: на первом этаже: помещение № 7, площадью 16,7 кв.м, является кабинетом юриста, помещение № 9, площадью 21,1 кв.м, является кабинетом бухгалтера, помещение № 36, площадью 15 кв.м, является кабинетом заведующего хозяйством, на втором этаже:  помещение № 1, площадью 16,7 кв.м, является комнатой приема пищи сотрудниками, помещение № 6, площадью 21,3 кв.м, и помещение № 7, площадью 16,1 кв.м, являются кабинетами учредителей, помещение № 13, площадью 21,6 кв.м, является кабинетом главного бухгалтера, помещение № 16, площадью 22,4 кв.м, является кабинетом директора, помещение № 17, площадью 16,7 кв.м, является комнатой для разогрева пищи, помещение № 20, площадью 15,3 кв.м, и помещение № 21, площадью 13,2 кв.м,  являются кабинетами менеджеров, помещение № 24, площадью 76,7 кв.м, является комнатой для совещаний. Также представителем административного истца указывалось на то, что использование помещений спорного здания с 2022 года по настоящее время не изменилось. Данное обстоятельство объективно подтверждает анализ фотоматериалов помещений здания, представленных по ранее рассмотренным Ульяновским областным судом делам по административным искам ООО «Грифон» об оспаривании перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019, 2022, 2023 годы, и по настоящему делу.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Грифон», являясь действующим  юридическим лицом,  имеет основной вид деятельности: аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Из показаний представителя административного истца следует, что ООО «Грифон» осуществляет данный вид деятельности, то есть занимается непроизводственной коммерческой деятельностью, при этом сотрудники данного общества размещаются в спорном здании. 

На основании изложенного, исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе фотоматериалов  помещений нежилого здания, акта обследования  от 5 октября 2022 года, показаний свидетеля ***., пояснений представителя административного истца о фактическом использовании помещений здания суд, принимая во внимание вышеуказанное нормативно закрепленное понятие офиса, относит к офисным помещения №№ 7, 9, 36, 6, 7, 13, 16, 20, 21, поскольку они используются для административной деятельности, оборудованы стационарными рабочими местами, оргтехникой, средствами связи, используются для непроизводственной сферы деятельности ООО «Грифон», для размещения административных служб и не используются непосредственно для производства товаров.

Кроме этого, суд в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ относит к офисным помещение № 24, имеющее по экспликации к техническому плану наименование  «конференц-зал», поскольку оно предназначено для проведения встреч, собраний, совещаний, то есть относится к сопутствующей офисной инфраструктуре.

Площадь вышеуказанных помещений, являющихся офисными, равна 239,4 кв.м, что составляет  34,35% от общей площади объекта недвижимого имущества. Таким образом, общую площадь здания занимают в том числе и помещения, предназначенные для размещения офисов, площадь которых составляет более 20% от общей площади здания, следовательно, данное здание обладает признаками административно-делового центра, то есть является объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости.

Вид разрешенного использования земельного участка – под двухэтажным зданием (офис) также подтверждают правомерность включения  спорного  нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, поскольку предусматривает размещение на нем офисного здания делового, административного или коммерческого назначения.

Таким образом, суд считает, что  здание с кадастровым номером ***  правомерно включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, поскольку оно в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым бы не соответствовал  перечень в оспариваемой части, не имеется.

Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Ссылки представителя административного истца на решения Ульяновского областного суда от 19 июня 2019 года и от 1 июня 2023 года о признании недействующими пункта 6304 перечня на 2018 год, пункта 3516 перечня на 2019 года, пункта 9677 перечня на 2022 год, пункта 9229 перечня на 2023 год, которыми включено в перечни спорное нежилое здание, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого приказа, поскольку на момент принятия оспариваемых ранее приказов уполномоченного органа отсутствовал на региональном уровне нормативный правовой акт, определяющий понятие офиса, вышеуказанный акт обследования нежилого здания от 5 октября 2022 года не являлся предметом исследования суда по ранее рассмотренным  административным делам в отношении  объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ***.

Доводы представителя административного истца о наличии в нежилом здании пропускного режима не  свидетельствуют о том, что доступ в данное  здание граждан  отсутствует. О том, что доступ заинтересованных лиц в здание имеется, свидетельствует наличие в нем контрольно-кассовой машины ***, которая согласно пояснениям представителя административного истца используется для наличных расчетов ***» с арендаторами - предпринимателями, не имеющими расчетного счета.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Грифон» о признании недействующим пункта 6281 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова