Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным бездействия по формированию земельного участка
Документ от 06.02.2024, опубликован на сайте 16.02.2024 под номером 111036, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействиео возложении обязанности по проведению работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим тру и более детей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-003628-59

Судья Сизов И.А.                                                Дело № 33а-489/2024 (33а-6362/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      6 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,      

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 августа 2023 года по делу №2а-4147/2023, которым постановлено:

административный иск прокурора Ленинского района г.Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непроведении работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в объеме, обеспечивающем потребность лиц, данной категории.

Возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность по проведению работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех более детей, в объеме, обеспечивающем потребности лиц данной категории с целью последующего предоставления указанной категории лиц земельных участков, в течение пяти месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Ревиной И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, начальника гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Михайловой Т.В., не согласившейся с апелляционной жалобой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия по формированию и постановке на учет земельных участков.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения земельного законодательства в части обеспечения граждан, имеющих трех и более детей, выявлены факты бездействия со стороны Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 39.5 и ч. 1 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлено право однократного получения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

По состоянию на 07.02.2023 в очереди на получение земельных участков числится 3941 многодетных семей, по состоянию на 01.01.2022 их число составляло 3285.

За период 2022 - 2023 гг. Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (ранее – Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области) многодетным семьям в собственность бесплатно было предоставлено 404 земельных участка, в том числе: в 2021 году в с. Кротовка (20 земельных участков), с. Арское (15 земельных участков), с. Подгородная Каменка (4 земельных участка); в 2022 году в с. Кротовка (1 земельный участок), с. Арское (11 земельных участков), с. Подгородная Каменка (4 земельных участка), земельный массив, находящийся севернее кварталов «Г» и «Д» в Заволжском районе (349 земельных участков).

В 2023 году предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется из земельного массива с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Ульяновск, р-н Ленинский, в 1970 метрах северо-западнее кольца по Московскому шоссе при выезде из города вдоль трассы «А-151» в направлении на Цивильск, из которого сформировано лишь 432 земельных участка.

Таким образом, число формируемых земельных участков для последующего предоставления многодетным семьям не соответствует реальной потребности граждан в земельных участках.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непроведении работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в объеме, обеспечивающем потребность лиц, данной категории; возложить на административного ответчика обязанность по проведению работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех более детей, в объеме, обеспечивающем потребности лиц данной категории с целью последующего предоставления указанной категории лиц земельных участков, в течение пяти месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Финансовое управление администрации города Ульяновска, администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Указывает, что исполнение вменяемой Министерству обязанности по формированию и предоставлению земельных участков многодетным семьям в порядке очередности, возможно только после совершения органами местного самоуправления действий по разработке проекта межевания и проекта планировки территории. Предъявление требований только к Министерству считает необоснованным.

Согласно государственному контракту от 18.04.2023 между Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и АО «Гражданпроект» срок окончания работ по разработке и утверждению проектов внесения изменений в Генеральный план города Ульяновска и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» – 13.11.2024, срок внесения сведений о границах городского округа и населенных пунктов в составе муниципального образования – 13.11.2025. Доводы Министерства о необходимости предварительного проведения уполномоченными органами ряда мероприятий, связанных с образованием земельных участков, на совершение которых требуется значительное время, судом оставлены без внимания.

Судом не учтено, что в период 2021-2023 гг. проводилась поэтапная работа по внесению изменений в Генеральный план города, Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», разработке и утверждению проектов планировки и межевания территории в целях образования земельных участков, после чего образованные земельные участки были предоставлены Министерством многодетным семьям. Обращает внимание, что ввиду ограниченности земельных ресурсов по инициативе и при содействии Министерства в регионе приняты дополнительные меры поддержки многодетных семей взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Возложение обязанности по проведению работ в объеме, обеспечивающем потребности лиц данной категории, неисполнимо с учетом постоянного движения очереди лиц, имеющих право на бесплатное получение земельных участков. Также возложение обязанности по образованию земельных участков в объеме, обеспечивающем потребности лиц данной категории, не учитывает возможность многодетных семей воспользоваться правом на получение денежной компенсации взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Полагает, что указанный в решении срок для исполнения решения суда является нормативно необоснованным с учетом срока проведения мероприятий, направленных на постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст.227 КАС РФ).

Полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и взаимосвязаны с положениями Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В Ульяновской области указанные отношения регулируются Законом Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».

В силу п. 1 ч. 1 ст. 13.3 названного Закона Ульяновской области земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома в собственность бесплатно проживающему на территории Ульяновской области и состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданину Российской Федерации, имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, а также осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем.

В соответствии с ч. 5 ст. 13.6 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» решение о предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно принимается в течение четырнадцати рабочих дней со дня подачи гражданином заявления на получение земельного участка в собственность бесплатно при отсутствии основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно:

1) в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах территории муниципального образования «город Ульяновск», – уполномоченным исполнительным органом государственной власти;

2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей части, – органами местного самоуправления, осуществляющими управление и распоряжение такими земельными участками.

Как следует из ч.11 ст.13.6 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», при отсутствии по состоянию на дату подачи гражданином заявления о постановке на учёт образованных земельных участков либо в случае, когда количество таких заявлений превышает количество образованных земельных участков, органы, уполномоченные на предоставление земельных участков, обязаны осуществить образование земельных участков для установленных пунктами 1 – 3 части 1 и абзацем 1 части 1.1 статьи 13.3 названного Закона целей в соответствии с поступившими заявлениями в срок, не превышающий восьми месяцев со дня регистрации заявления о постановке на учет.

В соответствии с п.2.5 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами осуществляет образование земельных участков (подпункт 11); принимает решение о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах территории муниципального образования «город Ульяновск», гражданам, имеющим в соответствии со статьей 13.3 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (подпункт 30); осуществляет формирование и ведение сводного по Ульяновской области перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно (подпункт 30.2).

Как установлено судом, в очереди на получение земельных участков в г.Ульяновске состоит 4021 многодетная семья. За первую половину 2023 года многодетным семьям предоставлено 427 земельных участков.

В настоящее время сформирован банк из 323 земельных участков из земель, государственная собственность на которые разграничена.

В 2021-2023 г.г. административный ответчик инициировал внесение изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки, проект планировки территории муниципального образования «город Ульяновск» в целях определения земельных участков для предоставления их соответствующей категории многодетных семей.

За истекший период 2023 года административным ответчиком направлено лишь одно обращение в администрацию города Ульяновска по данному вопросу.

Установив, что со стороны Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области имеет место несвоевременное и в ненадлежащем объеме проведение работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков на территории Ульяновской области, предназначенных для предоставления многодетным семьям, состоящим в очереди на получение земельных участков, суд пришел к правильному выводу о наличии незаконного бездействия административного ответчика при разрешении спорных вопросов, поскольку совершенных действий явно недостаточно для реализации государственных мер по обеспечению указанной категории лиц земельными участками.

Довод Министерства в апелляционной жалобе о необходимости привлечения к участию в деле в качестве административного ответчика администрации города Ульяновска, не может быть признан состоятельным, поскольку в силу приведенных выше норм права вопросы по формированию и предоставлению земельных участков указанной категории граждан отнесены к полномочиям Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, и надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям является названное Министерство.

Ссылка административного ответчика об отсутствии возможности формирования земельных участков по причине невнесения изменений в Генеральный план города Ульяновска и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», отсутствии проекта межевания и планировки территории, не опровергает правильность принятого по делу решения, поскольку не освобождает административного ответчика от установленной законом обязанности по предоставлению земельных участков указанной категории граждан.

Довод в жалобе о том, что законом предусмотрена денежная компенсация вместо предоставления земельного участка, также не опровергает установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости совершения административным ответчиком своевременных действий, направленных на обеспечение многодетных семей земельными участками для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома в собственность бесплатно.

При этом судебная коллегия считает заслуживающим внимание довод административного ответчика о том, что предоставленный судом срок исполнения решения суда является недостаточным, поскольку он установлен без учета сроков, необходимых для образования земельных участков и проведения мероприятий по постановке участков на государственный кадастровый учет.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и приведенные выше нормы права, судебная коллегия полагает, что имеются основания для увеличения срока исполнения решения суда до 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Принятое по делу решение является правильным, судом надлежаще установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений влекущих отмену решения суда не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 августа 2023 года изменить в части установленного Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области срока для проведения работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, увеличив его до 10 месяцев.

В остальной части решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.02.2024.