Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Включение периодов работы в льготный стаж
Документ от 23.01.2024, опубликован на сайте 13.02.2024 под номером 110981, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-004314-38

Судья Бирюкова О.В.                                               Дело № 33-329/2024 (№33-6200/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      23 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу             Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 сентября 2023 года по гражданскому делу № 2-4211/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования Карпеевой Эльвиры Витальевны удовлетворить частично.

Обязать ОСФР по Ульяновской области включить Карпеевой Эльвире Витальевне в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении (1 год работы за 1 год шесть месяцев) период ее работы с 02.04.2001 по 20.05.2003 (за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы с 14.02.2002 по 15.02.2002) – *** ***

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная коллегия

 

установила:

 

Карпеева Э.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании права на досрочное получение пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж.

В обоснование заявленных требований указала, что 30.01.2023 обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением от 16.05.2023 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.

Просила суд отменить решение ОСФР по Ульяновской области от 16.05.2023 № 13484/23, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды ее работы: с 02.04.2001 по 20.05.2003 – в должности ***; с 14.04.2010 по 14.05.2010 – период нахождения в командировке в период работы ***»; с 15.02.2013 по 31.05.2013 – работа на 0,5 ставки в государственном учреждении здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова»; с 22.01.2013 по 16.09.2013 – в должности ***» в льготном исчислении – 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Судом к участию в дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн», частное учреждение здравоохранения «Больница «РЖД‑Медицина» города Ульяновск», государственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова», общество с ограниченной ответственностью «ВМ Клиник».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования Карпеевой Э.В. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периода работы с 02.04.2001 по 20.05.2003 ***, вышел за пределы исковых требований.

Кроме того, оснований для включения данного спорного периода работы Карпеевой Э.В. в льготном исчислении не имеется, поскольку Списками от 22.09.1999 № 1066, от 29.10.2022 № 781 наименование должности – *** не предусмотрена.

В жалобе отмечено, что если в специальный стаж истца и подлежит включению спорный период работы ***, то только в календарном исчислении.

Также в жалобе указано, что льготно-уточняющая справка ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн» от 16.06.2023 № 28 за период работы Карпеевой Э.В. с 02.04.2001 по 20.05.2003 в должности *** (за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы с 14.02.2002 по 15.02.2002) не содержит указания на льготное исчисление спорного периода работы истца. Сведения об указанном стаже работы Карпеевой Э.В. работодателем представлены общими условиями без указания кода льготы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Карпеева Э.В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» 20.11.2001, следовательно, спорный период работы может быть подтвержден только выпиской из индивидуального лицевого счета Карпеевой Э.В., сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

В возражениях на апелляционную жалобу Карпеева Э.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Истец, представители ответчика и третьих лиц в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Карпеева Э.В., *** года рождения, 30.01.2023 обратилась в                               ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 16.05.2023 Карпеевой Э.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ                          «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.

По сведениям пенсионного органа на дату обращения 30.01.2023 у истца имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, продолжительность специального стажа составила 26 лет 5 месяцев 29 дней, при требуемой продолжительности не менее 30 лет (л.д. 31 (оборот) - 34).

Не согласившись с данным отказом пенсионного органа, Карпеева Э.В.  обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя требования Карпеевой Э.В. в части включения в специальный стаж в льготном исчислении (один год работы за один год шесть месяцев) периода ее работы в должности *** с 02.04.2001 по 20.05.2003 (за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы с 14.02.2002 по 15.02.2002), суд исходил из того, что должность истца и наименование учреждения предусмотрены соответствующим Списком должностей и учреждений, дающих право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

С данными выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно частям 3, 4 статьи 30 указанного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются, в том числе:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее – Список №781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 (далее – Список № 1066) – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (далее – Список № 464) – для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.

Из приведенных норм закона следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.

Спорный период работы Карпеевой Э.В. с 02.04.2001 по 20.05.2003 в должности *** имел место в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 и постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.

Выделение законодателем определенных категорий медицинских работников и предоставление им возможности более раннего ухода на пенсию в связи с исчислением их специального стажа в льготном порядке обусловлено осуществлением ими деятельности, сопряженной с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером их профессиональной деятельности, осуществляемой на постоянной основе.

К таким медицинским работникам законодатель относит средний медицинский персонал отделений хирургического профиля (гинекологические, родовые (родильные)), а именно операционные медицинские сестры, включая старших; акушерки, включая старших; медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом. Перечень должностей Списков №1066 и №781 является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Между тем, должность *** не поименована в пункте Перечня должностей среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается за 1 год и 6 месяцев, содержащегося в правилах от 29.10.2002 № 781, а также в пункте 1 Перечня, содержащегося в Правилах от 22.09.1999 № 1066.

Как следует из материалов дела ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота» с 14.07.2007 переименовано в ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн». Согласно уставу указанного медицинского учреждения, целью его создания является осуществление дальнейшего развития и совершенствования специализированной лечебно-диагностической и медико-социальной помощи ветеранам войн, лицам, приравненным к ним по льготам, а также лицам старше трудоспособного возраста, проживающих на территории Ульяновской области                    (п. 5.1 устава). Основной предмет деятельности этого государственного медицинского учреждения - оказание стационарной и амбулаторной медико-социальной помощи ветеранам войн и лицам старше трудоспособного возраста, мониторинг и изучение состояния здоровья и медико-социальной помощи указанным выше лицам и ветеранам и т.д. (п. 5.3.1. устава) (л.д. 151-157, 161).

Списком № 1066 и Списком №781 предусмотрено наименование учреждения «госпиталь», работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, при этом должность *** Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, не предусмотрена.

С учетом изложенного, оснований для включения истцу периода работы с 02.04.2001 по 20.05.2003 в льготном исчислении у суда первой инстанции не имелось.

Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, вопреки доводам жалобы, указанный период работы Карпеевой Э.В. (за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы с 14.02.2002 по 15.02.2002) подлежит включению в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в календарном исчислении.

Таким образом, решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж работы Карпеевой Э.В. в льготном исчислении периода работы с 02.04.2001 по 20.05.2003 в должности *** в льготном исчислении подлежит отмене, в данной части надлежит принять новое решение, которым обязать ОСФР по Ульяновской области включить Карпеевой Э.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в календарном исчислении периоды работы с 02.04.2001 по 13.02.2002 и с 16.02.2002 по 20.05.2003 в должности ***.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                                       20 сентября 2023 года в части включения в специальный стаж работы Карпеевой Эльвиры Витальевны в льготном исчислении периода работы с 2 апреля 2001 года по 20 мая 2003 года в должности *** в льготном исчислении – отменить.

Принять в данной части новое решение.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить Карпеевой Эльвире Витальевне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в календарном исчислении периоды работы с 2 апреля 2001 года по 13 февраля 2002 года и с 16 февраля 2002 года по 20 мая 2003 года в должности ***.

В остальной части решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                              от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                      Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 января 2024 года