У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2023-004627-69
Судья Бахарева Н.Н. Дело №
33а-551/2024 (№ 33а-6425/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
6 февраля 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Васильевой Е.В.
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения
здравоохранения «Костно-туберкулезный санаторий «Сосновка» имени врача А.В. Саранцева»
на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 сентября 2023 года,
с учетом определения того же суда об исправлении описки от 25 октября 2023
года, по делу № 2а-4481/2023, по которому постановлено:
в удовлетворении
административных исковых требований Государственного учреждения здравоохранения
«Костно-туберкулезный санаторий «Сосновка» имени врача А.В. Саранцева» к
Управлению Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области
о признании незаконным и отмене предписания Управлению Федеральной налоговой службы России по
Ульяновской области №10-35/47109 от 20.07.2023 на предоставление
документов отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,
возражения представителя УФНС России по Ульяновской
области Лапушкиной О.А., полагавшей
решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
установила:
Государственное
учреждение здравоохранения «Костно-туберкулезный санаторий «Сосновка» имени
врача А.В. Саранцева» обратилось в суд с административным иском
к УФНС России по Ульяновской области о признании незаконным и отмене предписания
от
20.07.2023 № 10-35/47109 на предоставление документов.
Требования
мотивированы тем, что 20.07.2023 в адрес ГУЗ «Костно-туберкулезный санаторий «Сосновка» имени
врача А.В. Саранцева» УФНС России по Ульяновской области вынесено предписание о
приведении в соответствие сведений об адресе юридического лица путем внесения в
единый государственный реестр юридических лиц изменений с указанием полного
адреса, содержащегося в государственном адресном реестре и соответствующего
указанным требованиям к его структуре.
Данное предписание
считает незаконным и подлежащим отмене.
Учреждение
было зарегистрировано 07.02.1995. Все необходимые сведения о юридическом лице,
предусмотренные ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были внесены в ЕГРЮЛ в 2012 г.
В
настоящее время в ЕГРЮЛ содержатся актуальные сведения об адресе учреждения:
433223, Ульяновская область, Карсунский район, с.Сосновка, ул.Кооперативная, д.38.
Учреждение располагается по данному
адресу, получает направляемую в его
адрес корреспонденцию.
Действующее законодательство не содержит требований о том, что уже зарегистрированное
юридическое лицо, чьи данные, в том числе данные об адресе, внесены в ЕГРЮЛ,
должно вновь подавать в регистрирующий орган документы об уточнении сведений об
адресе (месте нахождения) в случае внесения
изменений в формы документов, представляемых в регистрирующий орган при
государственной регистрации юридических лиц.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен
и.о.руководителя УФНС России по
Ульяновской области Чиканов С.Н., в качестве заинтересованного лица - Министерство
здравоохранения Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Государственное учреждение здравоохранения «Костно-туберкулезный санаторий «Сосновка» имени врача
А.В. Саранцева» не соглашается с
решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении
административного иска. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам
административного иска. Указывает, что учреждение не было извещено о
проведенной налоговым органом проверке, по результатам которой было вынесено
оспариваемое предписание. Считает, что документарная проверка была проведена с
нарушением срока. Просит учесть, что в соответствии с действующим
законодательством административный истец не имеет права вносить какие-либо
сведения в Государственный Адресный Реестр, поскольку не является его
оператором.
В
возражениях на апелляционную жалобу УФНС
России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу
– без удовлетворения.
В судебное заседание
кроме представителя УФНС России по Ульяновской области, иные лица, участвующие
в деле, не явились, извещены надлежащим
образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
приходит к следующему.
В соответствии с ч.1
и ч.2 ст.46
Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет
гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об
оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти,
органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных
отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения,
действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной
комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего,
если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы,
созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания
решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными
государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия
(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии),
должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными
необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых
решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав,
свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для
признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд
принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является, в том числе, уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную
регистрацию юридических лиц, физических
лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских)
хозяйств, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических
лиц (за исключением филиалов иностранных
страховых организаций и представительств
иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным
федеральным органом исполнительной
власти, обеспечивающим представление в дела банкротстве и в процедурах
банкротства требований об уплате обязательных
платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулирует
отношения в сфере государственной регистрации юридических лиц.
Положениями
Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрена обязанность
заявителя указывать в представляемых им документах достоверные сведения,
отвечающие требованиям законности. При этом регистрирующий орган, в рамках представленных
ему полномочий, установленных п.5.13 и п.6.6
Положения о Федеральной налоговой службе, не лишен возможности
осуществлять контрольные мероприятия в отношении юридического лица на предмет
соблюдения им требований законодательства о государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей в части проверки достоверности сведений
об адресе места нахождения организации, заявленного при государственной
регистрации.
В силу п.4.2 ст.9 Федерального
закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей» регистрирующему органу предоставлены полномочия по
проверке сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
Статья 3
Федерального Закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» определяет принципы правового регулирования отношений в
сфере информации, информационных технологий и защиты информации, одним из
которых является принцип достоверности
информации.
Проверка
достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится
регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их
достоверности, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся
в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после
включения в ЕГРЮЛ таких сведений (п.4 Оснований, условий и способов
проведения указанных в п.4.2 ст.9 Закона № 129-ФЗ
мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий,
утвержденных Приказом ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-7-14/1268@).
Согласно п.4.2 ст.9
Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проверка достоверности сведений, включаемых
или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения
обоснованных сомнений в их достоверности.
В соответствии с п.2 ст.54 Гражданского
кодекса Российской Федерации
место нахождения юридического лица определяется местом его
государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания
наименования населенного пункта (муниципального образования).
Статья 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной
информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об
общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»
устанавливает, что адрес представляет собой описание места нахождения объекта
адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного
самоуправления в Российской Федерации, включающее в себя наименование элемента
планировочной структуры, элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое
обозначение объекта адреса, позволяющее его идентифицировать.
Структура адреса также включает в себя, в том числе, тип и номер помещения,
расположенного в здании или сооружении (п.44 Правил присвоения, изменения и
аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19.11.2014 № 1221).
В соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О
федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления
Российской Федерации» в Российской Федерации ведется государственный адресный
реестр - государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах.
Согласно ч.2 ст.8
указанного Федерального закона
содержащиеся в государственном
адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной
власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении
государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при
оказании услуг почтовой связи.
Согласно сведений ЕГРЮЛ адресом регистрации административного истца
является:433223, Ульяновская область, район Карсунский, с.Сосновка, ул.Кооперативная,
д.38.
Отсутствие заявленного
адреса в государственном
адресном реестре подтверждается официальной информацией из государственного информационного
ресурса ГАР, доступ на который открыт для неограниченного круга лиц и
обеспечивается через портал Федеральной государственной информационной системы
(ФИАС) в сети Интернет (https://fms.nalog.ru).
Отказывая ГУЗ
«Костно-туберкулезный санаторий «Сосновка» имени врача А.В. Саранцева» в удовлетворении административных исковых
требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по
правилам ст.84
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к
обоснованному выводу о том, что
оснований для признания незаконным и отмене предписания и.о.
руководителя УФНС России по Ульяновской области Чиканова С.Н. №
10-35/47109 от 20.07.2023 на предоставление
документов, вынесенного в адрес административного истца,
не имеется.
Оснований не
соглашаться с выводами суда первой инстанции
у судебной коллегии не имеется.
Судом установлено,
что ГУЗ «Костно-туберкулезный санаторий
«Сосновка» имени врача А.В. Саранцева»
зарегистрировано в качестве юридического
лица администрацией Карсунского района Ульяновской области
07.02.1995, рег. № ***, сведения о
перерегистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, внесены в
Единый государственный реестр юридических лиц 31.10.2002 Межрайонной инспекцией
МНС России № 8 по Карсунскому, Сурскому районам Ульяновской области, присвоен OГРН
***. По
состоянию на 01.09.2023 учреждение имеет статус «действующее» юридическое лицо
(л.д.14-26).
Письмами от 01.02.2023 № 12-20/05852@, от 17.07.2023 № 12-20/4633 в адрес
главы администрации соответствующего муниципального образования направлено уведомление о
проведении мероприятий по размещению сведений об адресе:433223,Ульяновская
область, район Карсунский, Сосновка,
ул.Кооперативная, д.38 в государственный адресный реестр
(л.д.59,61).
По состоянию
20.07.2023, 01.09.2023 ответа не
поступало.
В адрес ГУЗ «Костно-туберкулезный санаторий «Сосновка»
имени врача А.В. Саранцева» регистрирующим органом в лице и.о. руководителя
УФНС России по Ульяновской области Чиканова С.Н. направлено предписание от 20.07.2023 №10-35/47109 на предоставление
документов, согласно которому
административному истцу было предписано представить в срок не
позднее 16.08.2023 в УФНС России по
Ульяновской области документы для
внесения в ЕГРЮЛ изменений (л.д.12-13).
Предписание вынесено в целях однозначной идентификации
места нахождения исполнительного органа юридического лица, в связи с
необходимостью приведения в соответствие сведений об адресе юридического лица
путем внесения в ЕГРЮЛ изменений с указанием полного адреса, содержащегося в государственном адресном реестре и соответствующего указанным требованиям
к его структуре.
Вопреки доводам апелляционной жалобы
налоговый орган при осуществлении полномочий регистрирующего органа не
осуществляет государственный контроль
(надзор) по смыслу Федерального
закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля».
Оспариваемое предписание направлено в адрес
административного истца с целью внесения изменений в ЕГРЮЛ, а не в государственный адресный реестр.
Также судебная коллегия
отмечает, что 19.12.2023
административным истцом в регистрирующий
орган представлен необходимый пакет документов, по результатам рассмотрения
которого 26.12.2023 принято решение о
государственной регистрации изменений в учредительный документ в части
адреса на: 433223, Ульяновская область, Карсунский м.р-н, Сосновское с.п., Сосновка с., Кооперативная ул., зд.45, который содержится
в государственном адресном реестре.
Доводы
апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции,
направлены на их переоценку, вследствие ошибочного толкования норм права, а
также выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и
обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 7 сентября 2023 года, с учетом определения того же
суда об исправлении описки от 25 октября 2023 года, оставить без изменения,
апелляционную жалобу Государственного учреждения здравоохранения
«Костно-туберкулезный санаторий «Сосновка» имени врача А.В. Саранцева» - без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено в окончательной
форме 09.02.2024.