Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании тарифа
Документ от 24.01.2024, опубликован на сайте 13.02.2024 под номером 110939, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                       73OS0000-01-2023-000248-92

Дело № 3а-5/2024 (№ 3а-311/2023)

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

24 января 2024 года                                                                       г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.

при секретаре Мытаревой А.С.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                     № 3а-5/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» о признании недействующим в части приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 25 ноября 2022 года № 286-П  «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы»,

 

установил:

 

25  ноября 2022 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 286-П «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы».

Указанным приказом утверждена производственная программа в сфере водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы (Приложение № 1); долгосрочные параметры регулирования, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) с использованием метода индексации, для ООО «Ульяновскоблводоканал» (Приложение № 2);  утверждены тарифы на водоотведение (очистку сточных вод)   для ООО «Ульяновскоблводоканал» на территории МО «Город Димитровград» Ульяновской области (Приложение № 3).

Общество с ограниченной ответственностью  «Ульяновский областной водоканал» (далее также ООО «Ульяновскоблводоканал») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее также Агентство, орган тарифного регулирования) о признании  недействующим со дня принятия приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 25 ноября 2022 года               № 286-П  «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы» в части:

- строк 1, 5, 6, 8, 9 пункта 4 «Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, тыс. руб.» приложения № 1 «Производственная программа в сфере водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы»;

- величины базового уровня операционных расходов приложения № 2 «Долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) с использованием метода индексации, для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал»;

- приложения № 3 «Тарифы на водоотведение (очистку сточных вод) для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на территории муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области»  и обязании принять новый заменяющий нормативный правовой акт.

В обоснование административных исковых требований указано на то, что при расчете тарифов на  водоотведение (очистку сточных вод) на 2023 год на территории муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области Агентством были допущены нарушения действующего законодательства. При расчете необходимой валовой выручки (далее также НВВ) по водоотведению (очистку сточных вод) на территории муниципального образования «город Димитровград» был неверно определен базовый уровень операционных расходов на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года в размере 67 178,4 тысяч рублей. Указано, что в соответствии ***2 года к концессионному соглашению ***, заключенному  между Ульяновской областью, муниципальным образованием «город Димитровград» и                             ООО «Ульяновский областной водоканал», базовый уровень операционных расходов в ценах первого года срока действия концессионного соглашения без учета индекса потребительских цен составляет 55 953 тысяч рублей. С учетом этого величина операционных расходов на 2021 год подлежит определению по формуле 40 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э  (далее также Методические указания), исходя из базового уровня операционных расходов 55 953 тысяч рублей, с учетом фактических индексов изменения потребительских цен (в 2018 году составил 2,9 %, в 2019 году – 4,5%, в 2020 году – 3,4 %, в 2021 году – 6,7 %) и составит 63 636,01 тысяч рублей. Агентством неверно рассчитана сумма скорректированных операционных расходов на 2021 год при корректировке НВВ с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов по формуле 40 Методических указаний, которая должна составить 63 636,01 тысяч рублей. Операционные расходы на 2023 год подлежат определению по формуле 39 Методических указаний  и с применением  базовых индексов потребительских цен за 2022  год – 13,9 % и 2023 год – 6,0 % и составят 75 149,33 тысяч рублей. Агентством неверно рассчитана сумма скорректированных операционных расходов на 2023 год при корректировке НВВ с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов по формуле 40 Методических указаний, которая должна составить 75 149,33 тысяч рублей, а не утвержденную органом тарифного регулирования сумму 67 178,4 тысяч рублей. При определении базового уровня операционных расходов на 2021 Агентством ошибочно применен прогнозный индекс потребительских цен в размере 3,6 % вместо фактического индекса изменения потребительских цен на 2021 год, который составляет 6,7 %. Агентство неправомерно рассчитало базовый уровень операционных расходов, определяя величину базового уровня операционных расходов на первый год долгосрочного периода тарифного регулирования 2023-2027 годы, исходя из указанного установленного  базового уровня операционных расходов на  2020 год, а не исходя из базового уровня операционных расходов, установленного на 2017 год, - 54 237 тысяч рублей.  Агентством неправомерно исключены из НВВ средства, полученные истцом в 2021 году в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (ПДК) и (или) платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (НВС), в размере  27 616,17 тысяч рублей, без учета утвержденной распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от *** корректировки инвестиционной программы ООО «Ульяновскоблводоканал» на 2017-2046 годы. В инвестиционную программу в 2022 году при корректировке были внесены мероприятия, финансируемые за счет источника ПДК и НВС, в том числе  на 2021 год, на реализацию которых истец понес расходы в сумме 20 088,52 тысяч рублей, а именно: по разработке проектной документации для реконструкции ГОС              4 859,52 тысяч рублей; по реконструкции коллекторов, производственных зданий и сооружений 3 754,8 тысяч рублей; по приобретению техники и оборудования специального назначения 11 474,2 тысяч рублей. Полагает, что в данном случае подлежит применению установленный абзацем 4 пункта 26(1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406) (далее также Основы ценообразования) случай исключения, когда в распоряжении регулируемой организации остаются средства, начисленные регулируемой организацией в течение текущего долгосрочного периода регулирования в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, оставшиеся в распоряжении регулируемой организации и не направленные на мероприятия инвестиционной программы. Не согласны с мнением тарифного органа, что не подтвержден документально факт ввода в эксплуатацию и реализации мероприятий инвестиционной программы. Не согласны с исключением тарифным органом из НВВ расходов на приобретение  ООО «Ульяновскоблводоканал» автомобильной и специальной техники на сумму 11 474 тысяч рублей по мотивам, что транспортные средства были введены в эксплуатацию в 2022 году, а также не представлен анализ на предмет экономической обоснованности участия автомобилей в регулируемой деятельности по услуге водоотведения, не обоснована необходимость их приобретения. Эти обстоятельства не оспариваются, но сам подход Агентства административный истец считает противоречащим законодательству. Неверное определение величины операционных расходов, необоснованное исключение средств по ПДК и НВС  повлекло неправильное определение  нормативной прибыли, предпринимательской прибыли, и, как следствие, необходимой валовой выручки и неверное определение величины тарифа.

В судебном заседании представители административного истца                        ООО «Ульяновскоблводоканал» Данькова Е.Г. (по доверенности), Кистаев Ф.Н. (законный представитель на основании пункта 22.1 устава общества и пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации) административные исковые требования полностью поддержали, привели вышеуказанные доводы. Пояснили, что в 2022 году была впервые произведена корректировка инвестиционной программы ООО «Ульяновскоблводоканал», ранее мероприятия в сфере водоотведения, направленные на повышение экологической эффективности инвестиционная программа не содержала. Сообщили, что раздельный учет по инвестиционной деятельности обществом не ведется, так как такая обязанность законодательством не предусмотрена. Согласно Положению по единой учетной политике предприятия  ООО «Ульяновскоблводоканал» ведется раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности. Не оспорили исключение из НВВ на 2023 год суммы 8 738,43 тысяч рублей за невыполнение инвестиционной программы по концессионному соглашению. Доказательством исполнения мероприятий по инвестиционной программе называют Единый акт о реализации концессионного соглашения от ***. Не согласны с исключением тарифным органом из НВВ расходов на приобретение ООО «Ульяновскоблводоканал» автомобильной и специальной техники по мотивам, что транспортные средства, приобретенные в 2021 году,  были введены в эксплуатацию в 2022 году,  а также потому, что не представлен анализ на предмет экономической обоснованности участия автомобилей в регулируемой деятельности по услуге водоотведения, не обоснована необходимость их приобретения (факт непредставления такого анализа не оспорен). Не оспорено, что теоретически приобретенные транспортные средства могут быть использованы в текущей деятельности общества, но в действительности этого нет. Указано, что взятая тарифным органом в расчет сумма  полученного дохода в 2021 году от платы за негативное воздействие 45 962,68 тысяч рублей – это сумма начисленной, но не фактически полученной платы за этот период. Фактически обществом получена иная сумма, так как имелась непогашенная задолженность со стороны потребителей, состоялись  судебные разбирательства по ее взысканию. Сведения о размере фактически полученной за 2021 год обществом  платы за негативное воздействие в Агентство не предоставлялись и у истца тарифным органом не запрашивались. На настоящий момент точной и достоверной информацией о размере фактически полученной за 2021 год обществом платы за негативное воздействие представители административного истца не располагают. Судебные разбирательства по взысканию задолженности велись позднее, примерно в 2022 году, точную информацию не предоставляют. Соблюдение порядка и процедуры принятия приказа от 25  ноября 2022 года № 286-П, его опубликования  административным истцом не оспаривается. 

Представитель административного ответчика Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области по доверенности Корноухова П.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, указав на то, что оспариваемый приказ был принят Агентством в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования. Приказ нормативным правовым актам в сфере водоотведения, имеющим большую юридическую силу, не противоречит. Просила учесть также письменные возражения на иск. При этом указала, что при расчете операционных расходов на очистку сточных вод для истца на 2023 год допущена ошибка: были применены два индекса потребительских цен (ИПЦ) (13,9% и 6%) от базового уровня операционных расходов 2021 года, величина которых определена прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. При этом необходимо было скорректировать операционные расходы на один ИПЦ – прогнозный индекс на 2023 год (6%) по формуле 8 Методических указаний, то есть расчет должен был быть иной с получением иной величины, равной 62 941,39 тысяч рублей. Кроме того, при корректировке отчетного 2021 года в нарушение требований законодательства операционные расходы не скорректированы по фактическому индексу, расчет должен быть иной с получением  иной величины, равной                61 563,41 тысяч рублей. Указала, что исправление ошибок в нормативном правовом акте тарифным органом самостоятельно, без судебного решения невозможно. Базовый уровень операционных расходов на 2020 год применен и рассчитан Агентством верно, что было предметом проверки ФАС без замечаний. Исключение из тарифа дохода от платы за сброс загрязняющих веществ и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в случае неиспользования этих средств считает обоснованным, так как документально не было подтверждено введение в эксплуатацию и реализация соответствующих мероприятий инвестиционной программы в 2021 году, не был представлен акт установленной формы о выполнении концессионером каждого мероприятия. В Едином акте отсутствуют мероприятия, обозначенные истцом, с указанием акта ввода. Эти мероприятия не подтверждены также концедентом (администрацией города Димитровграда Ульяновской области). Документы по раздельному учету по инвестиционной деятельности обществом не представлены. Расходы по приобретению транспортных средств не признаны экономически обоснованными и касались иного периода (так как транспортные средства были введены в эксплуатацию с 2022 году).

Представитель заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области по доверенности Вансовская Т.В. (участвовала в судебном заседании до перерыва) полагала иск не подлежащим удовлетворению. Указала, что Единым актом о реализации концессионного соглашения за 2021 год от *** не подтверждается выполнение ООО «Ульяновскоблводоканал» мероприятий, указанных в иске на сумму 20 088,52 тысяч рублей, а именно: по разработке проектной документации для реконструкции ГОС 4 859,52 тысяч рублей; по реконструкции коллекторов, производственных зданий и сооружений 3 754,8 тысяч рублей; по приобретению техники и оборудования специального назначения 11 474,2 тысяч рублей. Также пояснила, что корректировка инвестиционной программы                                             ООО «Ульяновскоблводоканал» впервые произведена на основании распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства от ***. В 2021 году действовала инвестиционная программа без корректировки.

Представитель заинтересованного лица администрации города Димитровграда Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. Согласно отзыву, по итогам 2021 года подписан Единый акт о реализации концессионного соглашения, где указан перечень созданных и (или) реконструированных объектов, стоимость, размер произведенных расходов и неполученных доходов концессионера по итогам отчетного года, а также размер произведенных расходов и неполученных доходов концессионера за весь текущий период действия соглашения. В 2021 году проводилась проверка деятельности концессионера с выездом на места нахождения объектов, были выявлены факты невыполнения, нарушения сроков выполнения мероприятий по соглашению. 

Представитель заинтересованного лица муниципального образования                    «Город Димитровград» Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен.

Прокурор Холодилина Ю.О. в заключении полагал административный иск  подлежащим удовлетворению.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее также КАС РФ) Российской Федерации, мнения участников процесса, прокурора,  суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, допросив свидетеля, исследовав и оценив материалы дела, материалы тарифного дела в части установления для ООО «Ульяновскоблводоканал» тарифа на водоотведение (очистку сточных вод), суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 КАС суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения части 6 указанной статьи устанавливают, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

На основании части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Во исполнение части 8 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на водоотведение  (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 7 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также Закон о водоснабжении и водоотведении).

Государственное регулирование тарифов  в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Закона о водоснабжении и водоотведении, постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также Правила регулирования тарифов), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее также  Методические указания).

Установление тарифов в сфере холодного водоснабжения, утверждение производственных и инвестиционных программ, контроль за их выполнением  относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1, 2, 3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

25  ноября 2022 года  Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 286-П «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы».

Указанным приказом утверждены производственная программа в сфере водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы (приложение № 1);  установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) с использованием метода индексации, для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» (приложение № 2);  установлены на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2027 года включительно тарифы на водоотведение (очистку сточных вод) для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал»  на территории муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области с календарной разбивкой (приложение № 3).

Текст указанного  приказа был опубликован 2 декабря 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования - 7301202212020063.

На основании Указа Губернатора Ульяновской области № 20 от 13 марта  2020 года «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2020 года создано Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

В соответствии с подпунктами 13, 14  пункта 2.1  Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области № 6/138-П от 26 марта 2020 года, Агентство устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждает производственные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, выбирать методы регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года                    № 136-ЗО  «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Таким образом, оспариваемый истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования.

Данные обстоятельства участниками процесса не оспариваются.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании Постановления администрации города Димитровграда  ***                              ООО «Ульяновскоблводоканал» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения и оказывает услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования  «город Димитровград» Ульяновской области (т.1, л.д. 128).

Водоснабжение и водоотведение на территории *** осуществляется                                  ООО «Ульяновскоблводоканал»  с использованием находящихся в собственности муниципального образования объектов водоснабжения и водоотведения, на основании концессионного соглашения ***, заключенного обществом как концессионером с МО «город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации города Димитровграда (концедентом), и субъектом Российской Федерации – Ульяновская область (третья сторона).

Водоснабжение и водоотведение на территории *** осуществляется обществом с использованием находящихся в собственности муниципального образования объектов водоснабжения и водоотведения на основании договора аренды муниципального имущества ***, заключенного между Комитетом по управлению имуществом города Димитровграда, представляющим интересы собственника – муниципального образования «город Димитровград» (арендодателем) и ООО «Ульяновскоблводоканал» (арендатором). 

В соответствии со статьей 3 Закона о водоснабжении и водоотведении регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения  осуществляется, в том числе в соответствии с принципами достижения и соблюдения баланса экономических интересов организации, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии  со статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении  методами регулирования тарифов в сфере водоотведения  являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации; метод доходности инвестиционного капитала; метод сравнения аналогов.

В силу пункта 24 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013           № 406, выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования и с учетом предложения регулируемой организации.

Согласно пункту 25 названных Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений регулируемой организации об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении органа регулирования тарифов. Экспертное заключение органа регулирования тарифов является документом, обосновывающим решение органа регулирования тарифов об установлении регулируемых тарифов, подготовленным уполномоченным экспертом (уполномоченными экспертами) органа регулирования тарифов, содержащим объективные выводы об экономической обоснованности предлагаемых к установлению тарифов, указанных в предложении регулируемой организации об установлении тарифов. Экспертное заключение органа регулирования тарифов должно соответствовать положениям пунктов 26 - 26(2) настоящих Правил. Решение правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимается на основании представляемых регулируемой организацией документов, материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов. Экспертное заключение органа регулирования тарифов, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (при наличии), приобщаются к делу об установлении тарифов.

В процессе формирования оспариваемых тарифов  Агентством применен  в отношении  административного истца метод индексации установленных тарифов, установлен долгосрочный период тарифного регулирования  с 2023 по 2027 годы.

Оспаривая приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 286-П от 25 ноября 2022 года в части, административный истец указывает на неверность определения  базового уровня операционных расходов по городу Димитровграду на 2023 год.

Согласно экспертному заключению об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) ООО «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы по городу Димитровграду базовый уровень операционных расходов на 2023 год был определен путем индексации установленной величины операционных расходов на 2021 год в размере 56 886,3 тыс. руб. с применением индексов изменения потребительских цен за 2022 год – 113,9% и за 2023 год – 106% и индексов эффективности операционных расходов - 1,1.

Пунктом 1 части 12 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что при установлении тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и метода индексации на долгосрочный период регулирования в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, которые определены Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае, если долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или предусмотрены договором аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и были согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, орган регулирования тарифов обязан учитывать их при формировании тарифов. Тарифы при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов устанавливаются в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации

Особенности расчета тарифов с применением метода индексации установлены пунктами 74-80 Основ ценообразования и главой VII Методических указаний.

Согласно пунктам 29, 74 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема отпуска воды. При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается отдельно на каждый i-й расчетный период регулирования долгосрочного периода, исходя из текущих расходов регулируемой организации, планируемых на год i, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативной прибыли, величины изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации (пункт 85 Методических указаний).

Операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 настоящих Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)). Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по формуле 8 (пункт 45 Методических указаний).

Пунктом 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится базовый уровень операционных расходов.

В силу пунктов 31 (1) и 79 Основ ценообразования для регулируемых организаций, владеющих централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основании значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды, либо с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения, и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора). В случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном указанными Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемом на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов: нормативный уровень прибыли (для организации, которым  права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких  систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам  аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 года), показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 40 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных  соглашениях» (в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) субъект Российской Федерации, участвующий в концессионном соглашении, несет обязанность по установлению тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера и методом  регулирования тарифов, установленных концессионным  соглашением.

Таким образом, расчет базового уровня операционных расходов на 2023 год ООО «Ульяновский областной водоканал»  следует осуществлять с применением величины базового уровня операционных расходов, установленного концессионным соглашением с учетом дополнительного соглашения.

Согласно  *** к концессионному соглашению            *** базовый уровень операционных расходов, установленный на первый год каждого долгосрочного периода регулирования в ценах первого срока действия концессионного соглашения без учета индекса потребительских цен, на 2017 год предусмотрен в размере 52 994 тыс. руб., на 2020 год – в размере 51368 тыс. руб.

Согласно *** к указанному концессионному соглашению *** к концессионному соглашению «Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера» определено читать в новой редакции согласно приложению *** к настоящему дополнительному соглашению.

*** к дополнительному соглашению предусмотрено, что устанавливается  базовый уровень операционных расходов в ценах первого года срока действия концессионного соглашения без учета индекса потребительских цен в размере 55 953 тыс. руб., без НДС, с учетом уровня операционных расходов, установленных органом регулирования тарифов до 31 декабря 2022 года.

Принимая во внимание указанное  условие дополнительного соглашения                 *** Агентство правомерно, определяя величину базового уровня операционных расходов на первый год долгосрочного периода тарифного регулирования 2023-2027 годы, произвел расчет исходя из установленного  базового уровня операционных расходов на  2020 год.

С учетом изложенного доводы административного истца о том, что расчет базового уровня операционных расходов должен был исчисляться  исходя из базового уровня операционных расходов, установленного на 2017 год, являются  несостоятельными, поскольку это противоречит приведенному выше условию дополнительного соглашения об определении базового уровня операционных расходов  с учетом уровня операционных расходов, установленного органом регулирования тарифов до 31 декабря 2022 года.

Базовый уровень операционных расходов на 2020 год установлен концессионным соглашением на 2020 год в размере 54 237 тысяч рублей без учета индекса потребительских цен.   

Административным истцом указано на ошибочность расчета операционных расходов на 2021 год.

Базовый уровень операционных расходов на 2021 год определен Агентством в размере 56 896,3 тысяч рублей в экспертном заключении по экономической обоснованности корректировки тарифов на очистку сточных вод                                ООО «Ульяновский областной водоканал на 2021 год по решению суда от 27.08.2021 № ***.

Указанным решением Ульяновского областного суда признан недействующим со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 260-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-433, на Агентство возложена обязанность принять новый заменяющий акт в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. 

В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. 

Согласно пункту 90 Методических указаний необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

В соответствии с пунктом 90 Методических указаний скорректированная величина операционных расходов на год i  долгосрочного периода регулирования определяется исходя из актуальных значений параметров расчета тарифов (прогнозных показателей, определенных в подпункте «в» пункта 16 настоящих Методических указаний) в соответствии с формулой (39) настоящих Методических указаний.

Подпунктом «в» пункта 16 Методических указаний предусмотрен, в том числе, прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году).

Формула 39 Методических указаний предусматривает при определении операционных расходов, определенных на i-й год исходя из плановых и уточненных параметров расчета тарифов применение  скорректированного прогнозного индекса изменения потребительских цен в j-м году.

Исходя из этого  суд приходит к выводу о правомерности при определении базового уровня операционных расходов по водоотведению города Димитровград на 2023 год применения следующих прогнозных индексов  изменения потребительских цен. Согласно общедоступным сведениям они составили: на 2021 год – 3,6%, на 2022 год - 13,9% и на 2023 год – 6%.

В силу вышеизложенного доводы представителей административного истца  о том, что при определении базового уровня операционных расходов на 2023 год подлежит применению не прогнозный, а фактический индекс изменения потребительских цен на 2021 год, не основан на законе.

Подлежит отклонению ссылка представителей ООО «Ульяновский областной водоканал» на необходимость при расчете базового уровня операционных расходов по водоотведению на 2023 года применения формулы 40 Методических указаний, в соответствии с которой  при определении операционных расходов, определенных на (i-2)-й  год исходя из фактических значений параметров расчета тарифов,  учитывается фактический индекс изменения потребительских цен в j-м году, так как это не основано на нормах законодательства, в том числе Основ ценообразования и Методических указаний.

Пунктом 80 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.  Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункт 73, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.

В силу пункта 90 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле 32. При этом формула 32 применяется при корректировке необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода индексации.

 

 

где:

 - размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности прошлых периодов регулирования, а также осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, определяемая в соответствии с формулой (33) настоящих Методических указаний, тыс. руб.

Пунктом 91 Методических указаний предусмотрено, что размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

 

где:

 - фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с формулой (38) настоящих Методических указаний.

Согласно пункту 95 Методических указаний необходимая валовая выручка, определяемая на i-2-й год на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, установленная с применением метода индексации (применяется формула 38), рассчитывается с учетом пунктов 22 - 23 Основ ценообразования по формуле:

 

 

где:

 - операционные расходы, в i-2 году, определенные исходя из уточненных параметров расчета тарифов (индексов) в соответствии с формулой (40) настоящих Методических указаний, тыс.

где:

;i0 - первый год текущего долгосрочного периода регулирования;

 - операционные расходы, определенные на (i-2)-й год исходя из фактических значений параметров расчета тарифов, тыс. руб.;

 - фактический индекс изменения потребительских цен в j-м году.

Таким образом, из приведенных положений Методических указаний следует, что формула 40 и фактические индексы изменения потребительских цен применяются при определении иной составляющей формулы корректировки НВВ, а именно: величины корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

Из расчета величины корректировки НВВ по результатам предшествующего расчетного периода – 2021 года, приведенного в экспертном заключении  об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод)                                  ООО «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы, а также из пояснений представителя Агентства и показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля *** (начальника отдела регулирования жилищно-коммунального комплекса Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, которая осуществляла расчет тарифов, готовила экспертное заключение) следует, что при расчете операционных расходов на очистку сточных вод на 2023 год были ошибочно применены два индекса ИПЦ (13,9% и 6%) от базового уровня операционных расходов 2021 года.     

При этом, согласно формуле 39, формуле 8 пункта 45 Методических указаний для расчета операционных расходов на очередной период регулирования следовало применить только один индекс 1,06% (прогнозный индекс ИПЦ 2023 года), применение второго индекса является избыточным и неправомерным.

Кроме того из представленных документов,  пояснений представителя Агентства и показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля                   *** следует, что в нарушение требований законодательства при расчете корректировки операционных расходов за 2021 год не применен фактический индекс ИПЦ 6,7 %, а ошибочно применен прогнозный индекс.

Таким образом, полученная расчетным путем величина операционных расходов 67 178,4 тысяч рублей, включенная в оспариваемый нормативный правовой акт, является ошибочной. 

Таким образом, строка 1 пункта 4 приложения 1, приложение 2 оспариваемого нормативного правового акта содержат ошибочные величины. 

Кроме того, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком неверно определен размер необходимой валовой выручки, установленной в строке № 9  пункта 4 приложения № 1  к оспариваемому приказу, а, следовательно, не может быть признан правильным и размер тарифов, указанных в приложении № 3 к оспариваемому нормативному правовому акту.

Неправильность  определения базового уровня  операционных расходов  влечет неверное определение  нормативной и предпринимательской прибыли, учитываемых при расчете необходимой валовой выручки методом индексации, что следует из содержания пунктов 86 и 86 (1) Методических указаний, по смыслу которых при расчете  нормативной и расчетной предпринимательской прибыли учитываются операционные расходы, как составляющая часть текущих расходов, включаемых в расчет НВВ.

С учетом этого   подлежат признанию недействующими строки  5 («Нормативная прибыль»), 6 («Предпринимательская прибыль») пункта 4 приложения № 1 к оспариваемому приказу.

Административным истцом также оспорена законность указания в строке 8 «прочие расходы» пункта 4 приложения № 1 к оспариваемому приказу, на исключение из НВВ общества суммы 36 354,6 тысяч рублей.

Административным истцом при этом не оспорено исключение из НВВ входящей в указанную величину суммы 8738 тысяч рублей за невыполнение инвестиционной программы (ни по существу, ни по размеру).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, распоряжением Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от *** утверждена инвестиционная программа общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» по модернизации систем водоснабжения и водоотведения города Димитровграда Ульяновской области на 2017-2046 годы.

Как пояснил представитель административного истца в судебном заседании и следует из самой инвестиционной программы, в ней изначально не были предусмотрены мероприятия, финансируемые за счет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от *** утверждена корректировка инвестиционная программа общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2017-2046 год.

Корректировка инвестиционной программы в установленном порядке согласована Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, о чем имеется письмо руководителя Агентства от  7 сентября 2022 года (т.1, л.д.83).

В инвестиционную программу произведенной корректировкой внесены изменения, в том числе включен Перечень мероприятий общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения на 2017-2046 годы по форме  № 2-ИП ВВ. В группе 4 предусмотрены мероприятия, направленные на повышение экологической эффективности, достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем. Для 2021 года предусмотрены мероприятия: по разработке проектной документации для реконструкции ГОС с суммой расходов 4 859,52 тысяч рублей; по реконструкции коллекторов, производственных зданий и сооружений с суммой расходов 3 754,8 тысяч рублей; по приобретению техники и оборудования специального назначения с суммой расходов 11 474,2 тысяч рублей.

Административный истец полагает, что тарифным органом необоснованно не учтены указанные расходы в НВВ. 

В силу части 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013             № 644.

В соответствии с пунктом 123 (5) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ.

В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, расчет размера необходимой валовой выручки, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация регулируемых тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

Как следует из пункта 14 Методических указаний, доходы регулируемой организации от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод не учитываются при расчете необходимой валовой выручки в случае, если они направляются целевым образом на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда, причиненного водному объекту, и финансирование мероприятий инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения. Доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не учитываются при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации в случае, если они направляются целевым образом на финансирование мероприятий инвестиционной и (или) производственной программы регулируемой организации.

Частью 4 статьи 30.2 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, используются на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиненного водным объектам, а также в качестве источника финансирования инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что доходы регулируемой организации от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод, от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения признаются экономически не обоснованными доходами, подлежащими учету при расчете необходимой валовой выручки, только в случае, если они не расходованы целевым образом.

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

В силу пункта 20 Основ ценообразования учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Из совокупности приведенных норм материального права следует, что они направлены исключительно на возложение на организации водоснабжения и водоотведения обязанности по ведению бухгалтерского учета. Соответствующие правовые положения не устанавливают взаимосвязь между правилами исчисления тарифа и порядком отражения сведений в бухгалтерском учете. Это также согласуется с пунктом 1 Положения по бухгалтерскому учету, согласно которому сфера его действия ограничена установлением правил формирования в бухгалтерском учете информации о доходах юридических лиц (утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, действовало до 31.12.2023).

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.

Согласно пункту 26 (1) Основ ценообразования средства, начисленные регулируемой организацией в течение текущего долгосрочного периода регулирования в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, за вычетом средств, целевым образом направленных на мероприятия производственной программы и (или) инвестиционной программы, ремонт, реконструкцию или строительство объектов централизованных систем водоотведения, на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной программы и (или) инвестиционной программы (не более половины от начисленной за указанный период платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), и оставшиеся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль организации, внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсации вреда, причиненного водному объекту, целевым образом направляются на финансирование мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения. Указанные средства, оставшиеся в распоряжении регулируемой организации и не направленные на мероприятия инвестиционной программы, подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации, за исключением следующих случаев:

вступившее в законную силу решение суда, на основании которого плата (часть платы) за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) плата (часть платы) за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не подлежит взысканию;

признание задолженности абонента по внесению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения безнадежной в связи с невозможностью взыскания, что подтверждено постановлением судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

утверждение или корректировка в установленном порядке инвестиционной программы в части мероприятий, источником финансирования которых является плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта средства, начисленные регулируемой организацией в течение текущего долгосрочного периода, за исключением последних 2 лет текущего долгосрочного периода, и оставшиеся в ее распоряжении, подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации в последний год текущего долгосрочного периода, а средства, начисленные регулируемой организацией в течение последних 2 лет указанного долгосрочного периода и оставшиеся в ее распоряжении, подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении (корректировке) тарифов для регулируемой организации на второй год следующего долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта.

Аналогичные положения содержатся в пункте 11.1 Методических указаний.

В силу пунктов 36, 36 (1) Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641), решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления поселения (муниципального округа, городского округа) об утверждении инвестиционной программы, о корректировке инвестиционной программы подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации или актов органов местного самоуправления (в случае наделения органа местного самоуправления полномочиями по утверждению инвестиционных программ). Изменение расходов регулируемой организации, возникшее в связи с принятием решения, указанного в пункте 36 настоящих Правил, учитывается при установлении (корректировке) тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

В пункте 78 Основ ценообразования установлено, что при принятии в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).

Из пояснений, данных в суде представителями административного истца, следует, что доходы в виде полученной обществом от абонентов платы за превышение нормативов загрязняющих веществ, а также платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не являются плановыми доходами и анализируются по факту их получения.

Учитывая, что корректировка инвестиционной программы общества произведена в 2022 году, то указанные истцом мероприятия по 2021 году подлежали учету органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования.

Исходя из этого, при оценке исполнения инвестиционной программы в свете оспариваемых положений рассматриваемого нормативного правового акта  необходимо учитывать их фактическое подтверждение по соответствующим мероприятиям и расходам  2021 года без учета корректировки.

Законных оснований для распространения на сложившиеся правоотношения положений пункта 26(1) Основ ценообразования в части оговоренных в нем исключений не имеется.

Утверждение административного истца об обратном является безосновательным. 

В *** концессионного соглашения от *** предусмотрено оформление выполнения каждого из мероприятий по реконструкции и созданию отдельных объектов имущества в составе объекта соглашения актом по форме приложения *** к соглашению.

В силу *** концессионного соглашения по итогам каждого финансового года концессионер подготавливает единый акт о реализации соглашения за текущий год по форме ***. В едином акте фиксируется перечень созданных и (или) реконструированных в расчетном году объектов с указанием их стоимости, размера произведенных расходов и недополученных доходов концессионера по итогам отчетного года,  а также размер произведенных расходов и недополученных доходов концессионера весь текущий период действия соглашения.

Как следует из материалов дела и не опровергнуто административным истцом, что выполнение перечня заявленных по 2021 году мероприятий как выполнение инвестиционной программы документально не подтверждено. 

По представленным обществом документам, актам, в том числе о реализации концессионного соглашения, актам проверки хода реализации инвестиционных программ тарифным органом учтены расходы на производственную программу в размере 13 346,5 тысяч рублей.

Свидетелем *** в судебном заседании пояснено, что указанная в строке 8 пункта 4 приложения № 1 к оспариваемому приказу сумма 36 354,6 тысяч рублей при подготовке экспертного заключения и расчете тарифа выведена ею как сумма 8738 тысяч рублей за невыполнение инвестиционной программы и сумма неиспользованной платы за  негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 27 616,17 тысяч рублей. При этом указала, что при расчетах допущена арифметическая ошибка, величина 27 616,17 тысяч рублей является ошибочной и недостоверной, в не ошибочно включена сумма 5 522,08 тысяч рублей из строки «утверждено в тарифе» из раздела 10 «Отчет об исполнении производственной программы за истекший период  регулирования (за 2021 год)» Производственной программы                                        ООО «Ульяновскоблводоканал» в сфере очистки стоков на период с 01.01.2023 до 31.12.2023. Ошибка носит технический характер и искажает величину   в строке 8 «прочие расходы» пункта 4 приложения № 1 к приказу Агентства от 25.11.2022              № 286-П, которая должна быть иной.

Кроме того, при  вычитании указанных в экспертном заключении тарифным органом из суммы дохода общества от платы за негативное воздействие 45 962,68 тысяч рублей сумм учтенных расходов на производственную программу в размере 13 346,5 тысяч рублей арифметически  получается сумма, отличная от включенной в строку 8 пункта 4 приложения № 1 к оспариваемому приказу.

Системное толкование вышеприведенных норм в их взаимосвязи указывает на то, что из необходимой валовой выручки регулируемой организации подлежит исключению лишь реально полученный этой организацией доход от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, который не направлен на финансирование инвестиционной программы или на иные цели, предусмотренные законодательством.

В судебном заседании представителями административного истца  было заявлено, что реально полученный этой организацией доход от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 2021 год иной, чем взят в расчет тарифным органом (45 962,68 тысяч рублей).

Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, со стороны  ООО «Ульяновский областной водоканал» Агентству не предоставлялись иные документально подтвержденные, достоверные сведения о реально полученном доходе  этой организацией от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 2021 год. Суду также такие данные не представлены.

Административным истцом указано на необоснованное исключение из НВВ расходов 2021 года на приобретение транспортных средств, поставленных на технический учет в 2022 году, экономическая обоснованность участия которых в регулируемой деятельности по услуге водоотведения не была обоснована.

В указанной части тарифным органом нарушения законодательства не допущено, так как в силу приведенного выше пункта 30 Правил регулирования тарифов регулируемая организация должна подтвердить экономическую обоснованность предложенных ею расходов в регулируемой деятельности, учитывая, что не исключается использование приобретенных транспортных средств, автомобилей и техники, в текущей деятельности предприятия.

Транспортные средства относятся к основным средствам предприятия (пункт 11  ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденные Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н). Регистрация транспортных средств носит учетный характер.

Как следует из пункта 92 (формулы 35) Методических указаний, пункта 17 Основ ценообразования в НВВ подлежат включению расходы в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, подтвержденные документами о фактическом вводе в эксплуатацию объекта за соответствующий период.  

Учитывая, что в судебном заседании нашел подтверждение факт включения в строку 8 пункта 4 Приложения № 1 к приказу  Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от  25 ноября 2022 года № 286-П   ошибочной, недостоверной величины, то в указанной части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.

Поскольку, как было установлено выше, Агентством неверно определены   операционные расходы, нормативная прибыль, предпринимательская прибыль, подлежащие исключению расходы, величина корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности за 2021 год, которые учитываются  при определении необходимой валовой выручки, следовательно, нельзя признать экономически обоснованными необходимую валовую выручку по водоотведению (очистку сточных вод) муниципального образования «город Димитровград», установленную в строке 9 пункта 4 приложения № 1 к оспариваемому приказу Агентства, и, соответственно, тарифы на водоотведение (очистку сточных вод) для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на территории муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области, установленные в приложении № 3 к оспариваемому приказу Агентства.

В связи с изложенным, подлежит признанию недействующим приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от  25 ноября 2022 года № 286-П  «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы» в  следующей части:

- строк № 1, 5, 6, 8, 9 пункта 4 «Объем финансовых потребностей, необходимых ля реализации производственной программы, тыс. руб.» приложения № 1 «Производственная программа в сфере водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы»;

- базового уровня операционных расходов приложения № 2 «Долгосрочные параметры регулирования, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) с использованием метода индексации, для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал»;

- приложения № 3 «Тарифы на водоотведение (очистку сточных вод) для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на территории муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части принимается судом, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемый административным истцом приказ следует признать не действующим в части с момента его принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе глава 21 КАС РФ, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Материалы рассмотренного административного дела не содержат никаких сведений о понесенных административным истцом судебных расходах, за исключением уплаченных 4500 рублей государственной пошлины. Поэтому, принимая решение об удовлетворении иска, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании в газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» о признании недействующим в части нормативного правового акта,  возложении обязанности принять новый заменяющий нормативный правовой акт удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от  25 ноября 2022 года               № 286-П  «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы» в  части:

- строк № 1, 5, 6, 8, 9 пункта 4 «Объем финансовых потребностей, необходимых ля реализации производственной программы, тыс. руб.» приложения № 1 «Производственная программа в сфере водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2023-2027 годы»;

- базового уровня операционных расходов приложения № 2 «Долгосрочные параметры регулирования, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) с использованием метода индексации, для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал»;

- приложения № 3 «Тарифы на водоотведение (очистку сточных вод) для общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на территории муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области».

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято 6 февраля 2024 года