Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Возмещение расходов на приобретение лекарств
Документ от 30.01.2024, опубликован на сайте 07.02.2024 под номером 110813, 2-я гражданская, о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-004367-73

Судья Грачева Т.Л.                                                  Дело № 33-488/2024 (№33-6361/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     30 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 сентября 2023 года по гражданскому делу №2-4274/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу в пользу законного представителя Мельниченко Федора Владимировича, *** года рождения, действующего в интересах М*** С*** Ф***, *** года рождения, расходы на приобретение лекарственного препарата «***» («***н») по рецептам серии *** от 12.01.2023, серии *** № *** от 07.12.2022 года  в сумме  21 486 руб. и компенсацию морального вреда в сумме  10 000 руб. В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Заволжского района г. Ульяновска в интересах М*** С.Ф. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что М*** С.Ф., ****** года рождения, является ребенком-***, имеет диагноз «***. (закончена 15.08.2022). *** от 03.11.2022».

В связи с наличием тяжелого заболевания и по жизненным показаниям М*** С.Ф. необходимо применение лекарственного препарата: «******» по рецептам серии *** № *** от 17.03.2023, серии *** от 16.02.2023, серии *** № *** от 12.01.2023, серии *** № *** от 07.12.2022. Однако до настоящего времени М*** С.Ф. данным лекарственным препаратом не обеспечена.

В связи с необеспечением ребенка-*** указанным лекарственным препаратам его законный представитель вынужден был приобрести за собственный счет лекарства в период с ноября 2022 г. по март 2023 г. на общую сумму 64 558 руб.

С учетом изложенного прокурор просил суд взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя Мельниченко Ф.В., действующего в интересах М*** С.Ф., расходы на приобретение лекарственного препарата «***» по рецептам серии *** № *** от 17.03.2023; серии *** от 16.02.2023, серии *** № *** от 12.01.2023, серии *** № *** от 07.12.2022 в размере 64 558 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Судом к участию в деле привлечен законный представитель несовершеннолетней М*** С.Ф. – Мельниченко Ф.В. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области содержится просьба об отмене решения суда.

В обоснование доводов жалобы указано, что только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом. Лекарственный препарат «***» на данный момент имеется в аптечном пункте, при обращении в аптечный пункт с предъявлением рецептов истец будет им обеспечен. Считает невозможным компенсирование денежных средств, затраченных истцом на приобретение данного лекарственного препарата, поскольку это приведет к нарушению бюджетного законодательства в виде нецелевого расходования бюджетных средств.

Также в жалобе отмечено, что сумма взысканной судом компенсации морального вреда необоснованно завышена, поскольку истцом не представлено исчерпывающих доказательств о причинении ему физических или нравственных страданий, которые явились следствием бездействия Министерства здравоохранения Ульяновской области, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением морального вреда, а также медицинского обоснования невозможности продолжить жизнедеятельность без препарата, или достоверные сведения халатности и бездействия сотрудников Министерства.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, М*** С.Ф., *** года рождения, является ребенком-***, наблюдается в НИИ Детской онкологии и гематологии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России с диагнозом: *** по протоколу *** для лечения ***. (закончена 15.08.2022). *** от 03.11.2022 (л.д. 15-19, 24), по месту жительства состоит на учете в ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного».

Согласно выписному эпикризу ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.11.2022 М*** С.Ф. нуждается в применении лекарственного препарата ***). Один курс – с 1 по 28 день (л.д. 15-19).

Врачом ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» была произведена выписка льготных рецептов серии *** № *** от 17.03.2023, серии *** от 16.02.2023, серии *** № *** от 12.01.2023, серии *** № 6644 от 07.12.2022 на получение лекарственного препарата «***» дозировкой 20 мг №1 количество: 3 (по 20 мг 1 р/д на 1, 8, 15 дни курса) (л.д. 21-23).

Прокурор, ссылаясь на то, что из-за не обеспечения несовершеннолетней М*** С.Ф. необходимым ей по жизненным показаниям лекарственным препаратом, законный представитель несовершеннолетней вынужден был приобретать их самостоятельно и понес расходы, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, *** и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Частью 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.1); в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (п. 2); на основе клинических рекомендаций (п. 3); с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 4).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите *** в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи *** осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи***, дети-*** имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Статьей 6.2 того же закона установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-***.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-***, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р, лекарственный препарат «***» (***) внесен в указанный перечень, и истец на основании статей 6.1, 6.2, 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Руководствуясь приведенными выше положениями закона и, установив, что М*** С.Ф. не была обеспечена рекомендованным ей по жизненным показаниям лекарственным препаратом, который включен в соответствующий Перечень, законный представитель несовершеннолетней приобрел их самостоятельно, суд пришел к правомерному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области, являющимся исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами льготных категорий граждан, денежных средств, затраченных законным представителем ребенка-*** на самостоятельное приобретение необходимых лекарственных препаратов.

Установив, что по рецептам серии *** № *** от 17.03.2023, серии *** от 16.02.2023, серии *** № *** от 12.01.2023 М*** С.Ф. обеспечена лекарственным препаратом «***» – «***» (который согласно государственному реестру лекарственных средств является тождественным  препаратом  «***») в аптечном пункте ГУ «Ульяновская государственная аптека», суд первой инстанции пришел к верному выводу о возмещении истцу расходов на приобретение данного лекарственного препарата по двум рецептам серии *** № *** от 12.01.2023, серии *** № *** от 07.12.2022 в указанном в них количестве на сумму 21 486 руб.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением морального вреда, судебной коллегией отклоняются.

Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Верно установив факт нарушения гарантированного Конституцией Российской Федерации права ребенка-***а М*** С.Ф. на охрану здоровья, не обеспечение полагающимся ей по жизненным показаниям лекарственным препаратом по вине ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, суд сделал правильный вывод о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя несовершеннолетней М*** С.Ф. – Мельниченко Ф.В. компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с размером взысканной компенсации морального вреда, учитывая объем причиненных ребенку нравственных страданий, вследствие необеспечения лекарственным препаратом, необходимым ей по жизненным показаниям, степени вины ответчика, а также требований разумности, справедливости и соразмерности.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 января 2024 года