Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспесение ТСР
Документ от 17.01.2024, опубликован на сайте 07.02.2024 под номером 110775, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2023-004300-80

Судья Бирюкова О.В.                                              Дело № 33-191\2024 (33-6051/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    17 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 августа 2023 года, по гражданскому делу №2-4215/2023, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска удовлетворить частично.

Возложить на ОСФР по Ульяновской области обязанность обеспечить Торосяна Гургена Гарегиновича, *** года рождения, техническим средством реабилитации -  *** в соответствии с ИПРА от 08.09.2022.

Взыскать с ОСФР по Ульяновской области в пользу Торосяна Гургена Гарегиновича компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., поддержавшей отказ от иска в части возложения обязанности обеспечить техническим средством реабилитации и просившей прекратить производство по делу в указанной части, решение в части взыскания компенсации морального вреда полагала  законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор  Ленинского района г. Ульяновска в  интересах Торосяна Г.Г., обратился  в суд с иском к Отделению  Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании  компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что Торосян Г.Г., *** года рождения является *** по общему заболеванию. В соответствии с  индивидуальной  программой реабилитации от 08.09.2022 №1709.12.73/2022 Торосян Г.Г. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе: ***  По заявлениям от 13.12.2022 и от 01.06.2023, Торосян Г.Г. из необходимых технических средств реабилитации обеспечен только *** за период с 30.03.2023 по 29.03.2027.

Просил суд возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить Торосяна Г.Г., *** года рождения, техническим средством реабилитации -  *** в соответствии с ИПРА от 08.09.2022; взыскать с ответчика в пользу Торосяна Г.Г. компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об отказе  в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы, ссылается на Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в системе закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указывает, что в рамках исполнения государственного контракта №250 от 28.03.2023, Торосян Г.Г. обеспечен *** по 02.08.2024. Считает, что у суда отсутствовали основания для взыскания компенсации морального вреда, поскольку отделение принимало все меры по обеспечению инвалида необходимым средством технической реабилитации. Кроме того, истцом не представлено доказательств причинно-следственной связи между несвоевременным представлением ему ТСР и ухудшением состояния его здоровья.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Торосян Г.Г., *** года рождения является ***.

В соответствии с  индивидуальной  программой реабилитации  или абилитации инвалида от 08.09.2022 он подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: ***

По заявлению от 13.12.2022 Торосян Г.Г.  был поставлен ответчиком на учет в качестве нуждающегося в обеспечении ТСР: ***  однако своевременно указанными техническими средствами реабилитации обеспечен не был в связи с отсутствием у ответчика действующих государственных контрактов на поставку указанных средств реабилитации. По заявлению от 01.06.2023 Торосян Г.Г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении ***, по причине отсутствия действующего государственного контракта своевременно обеспечен не был.

Суд первой инстанции установил, что по заявлениям от 13.12.2022 и от 01.06.2023 на момент принятия судом решения истец из необходимых ему технических средств реабилитации был обеспечен только *** за период с 30.03.2023 по 29.03.2027.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении требований прокурора в интересах Торосяна Г.Г. о компенсации морального вреда.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п. 4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п. 5 Правил от 7 апреля 2008 года уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Поскольку истец не был обеспечен необходимыми ТСР в сроки, установленные законом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с  несвоевременным обеспечением инвалида техническими средствами реабилитации, истцу были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере - 5000 рублей.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и материалах дела.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

От прокурора в суд апелляционной инстанции поступило письменное ходатайство о частичном отказе от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности обеспечить Торосяна Г.Г. техническими средствами реабилитации, а именно ***, в заявлении указано, что последствия отказа от части исковых требований, предусмотренные статьями 220-221 ГПК РФ известны.

В соответствии с актом сдачи-приемки изделия №229 от 03.08.2023 Торосян Г.Г. получил *** для *** (л.д.75).

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалобы, представления, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 ГПК РФ. При принятии отказа истца от иска  суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.

Согласно абзацу 4 статьи 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если истец  отказался от иска  и отказ принят судом.

В соответствии с положениями ст. 221 ГПК РФ производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В силу п. 52 абз. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 326.1 ГПК РФ и с соблюдением требований статей 39 и 173 ГПК РФ могут быть приняты отказ истца от иска, признание иска ответчиком, а также утверждено мировое соглашение. В случае принятия отказа истца от иска или утверждения мирового соглашения суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции и прекращает производство по делу.

В данном случае прокурором в суд апелляционной инстанции подано письменное ходатайство об отказе от исковых требований в указанной части, в судебном заседании прокурор  ходатайство поддержала, просила принять отказ от иска и прекратить производство по делу в части в связи с обеспечением истца указанным ТСР до принятия судом решения, последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные статьями 220, 221 ГПК РФ  им известны.

Принимая во внимание, что отказ от иска является диспозитивным правом истца, отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия полагает, что имеются основания для принятия отказа прокурора от иска, при этом обжалуемое решение в данной части подлежит отмене, а производство по настоящему гражданскому делу  в части возложения на ответчика обязанности обеспечить истца техническим средством реабилитации - прекращению.

В остальной части решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения  Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 220, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17 августа 2023 года в части удовлетворения требований о возложении на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить Торосяна Гургена Гарегиновича, *** года рождения, техническим средством реабилитации -  *** в соответствии с ИПРА от 08.09.2022 отменить, в связи с отказом от иска в указанной части.

Производство по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Торосяна Гургена Гарегиновича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области  об обеспечении техническим средством реабилитации, прекратить.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения  Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 января 2024 года.