Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 16.01.2024, опубликован на сайте 31.01.2024 под номером 110699, 2-я гражданская, о возлоджении обязанности выписывать льготные рецепты на лекарсвтенный препарат, люеспечении лекарственным препаратом несовершенноелтнего, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2023-003841-02                                      

Судья Сизов И.А.                                               Дело № 33- 200/2024 (33-6061/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    16 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 августа 2023 года, по гражданскому делу № 2-3791/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска – удовлетворить частично.

Обязать  Государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать Ю*** М*** С*** льготные рецепты на лекарственный препарат ***, исходя из потребности в препарате ***.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать  Ю*** М*** С*** лекарственным препаратом *** по выписанным Государственным учреждением здравоохранения «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» рецептам.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области  в пользу Ю*** М*** С*** компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В остальной части требований о компенсации морального вреда – отказать.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения законного представителя несовершеннолетнего Юриной Т.И., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, прокурора Михайловой Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска, в интересах несовершеннолетнего Ю*** М.С., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать льготные рецепты,  взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что Ю*** М.С., *** года рождения, страдает ***, наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска». В соответствии с протоколом консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им.Н.И. Пирогова Минздрава России от 02.05.2023 №1500 установлена его необходимость в обеспечении лекарственным препаратом *** Выписка рецептов на указанный препарат в настоящее время не производится, закупка для его отпуска населению не осуществляется, поскольку данный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации.

Просил суд обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать Ю*** М.С. льготные рецепты на лекарственный препарат *** исходя из потребности в препарате ***, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать Ю*** М.С. лекарственным препаратом «*** по выписанным ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» рецептам, взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области  в пользу Ю*** М.С. компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденную Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 № 735-П (ред. от 14.07.2022) указывает, что производить в настоящее время выписку лекарственного препарата *** а так же обеспечивать данным препаратом не возможно, поскольку данный препарат не включен на законодательном уровне ни в один льготный перечень и не зарегистрирован на территории Российской Федерации. Обращает внимание суда на то, что согласно выписке из Региональной медицинской информационной системы, истец обеспечивается всеми льготными лекарственными препаратами. Закупка данного препарата приведет к нарушению Министерством бюджетного законодательства, нецелевому использованию бюджетных средств. Считает, что сумма компенсации морального вреда является необоснованно завышенной.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1); перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2); на основании этого перечня Правительство Российской Федерации утверждает Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (часть 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности.

В соответствии с частью 9 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из содержания письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.07.2013 № 21/6/10/2-4878 «О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств субъектов Российской Федерации» следует, что Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Ю*** М.С., *** года рождения, является ***, ему установлен диагноз: ***. ***.

Согласно заключению врачебной подкомиссии ФГАОУ ВО РНИМУ  им. Н.И. Пирогова Минздрава России (выписка из протокола заседания врачебной подкомиссии  по назначению лекарственных препаратов от 2 мая 2023 года) Ю*** М.С. по жизненным показаниям нуждается в препарате *** не зарегистрированном на территории Российской Федерации постоянно и длительно (л.д.13, 14-15).

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего Ю*** М.С., возложив на ГУЗ  «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» обязанность выписывать истцу льготные рецепты на лекарственный препарат *** исходя из его потребности в препарате, а  Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать указанным лекарственным средством по выписанным рецептам, взыскав с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца компенсацию морального вреда.

При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции, принимая решение, обоснованно исходил из того, что обеспечение лекарственными средствами в соответствии с приведенными правовыми нормами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия соответствующих лекарственных средств или финансирования на их приобретение.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что лекарственный препарат *** не включен на законодательном уровне ни в один льготный перечень, судебной коллегией отклоняются, поскольку указанный лекарственный препарат назначен Ю*** М.С. врачебной комиссией ФГАОУ ВО РНИМУ  им. Н.И. Пирогова Минздрава России, при таких обстоятельствах, отсутствие препарата в льготных перечнях не может умалять право истца на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему врачебной комиссией по жизненным показаниям.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности обеспечения Ю*** М.С. лекарственным препаратом, не зарегистрированным на территории Российской Федерации на том основании, что медицинские работники не могут оформлять рецепты на незарегистрированные лекарственные препараты, подлежат отклонению.

В данном случае не зарегистрированный на территории Российской Федерации препарат был назначен несовершеннолетнему Ю*** М.С. по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494, то есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата.

При назначении данного препарата консилиумом врачей было учтено тяжелое состояние ребенка, неэффективность предшествующего лечения, наличие данных по эффективности применения препарата ***

При таких обстоятельствах доводы Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что ребенок обеспечивается иными лекарственными препаратами, не влекут отмену решения суда.

Отказ Министерства здравоохранения Ульяновской области в обеспечении спорным лекарственным препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает право несовершеннолетнего Ю*** М.С. на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.

Учитывая, что дети - инвалиды в возрасте до 18 лет включены в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации 30 июля 1994 года № 890, то в силу императивного требования пункта 4 данного Постановления именно на органы исполнительной власти субъекта возложена обязанность по своевременному обеспечению данной группы населения жизненного необходимыми лекарственными препаратами.

Доводы стороны ответчика о том, что у Ю*** М.С. имеются основания получить медицинскую помощь в рамках Федерального закона от 17 июля 2009 № 178-ФЗ, так как указанное лицо относится к категории граждан, подлежащих включению в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку назначенный Ю*** М.С. по жизненным показаниям препарат не входит в набор социальных услуг и не предоставляется соответствующей категории граждан в виде государственной социальной помощи, в связи с чем оснований для применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона № 178-ФЗ и отнесения обязанности по обеспечению Ю*** М.С. лекарственным препаратом к полномочиям Российской Федерации не имеется.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что в связи с необеспечением несовершеннолетнего Ю*** М.С. необходимым лекарственным препаратом ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца денежной компенсации причиненного морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, суд исходил из степени вины ответчика, длительности нарушения прав ребенка.

Размер компенсации морального вреда, взысканный в пользу несовершеннолетнего ребенка-инвалида, страдающего редким генетическим заболеванием, соответствует требованиям разумности и справедливости.

При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ребенок не обеспечен лекарственным препаратом по вине ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, на которого возложена обязанность по организации обеспечения той категории граждан, к которой относится несовершеннолетний Ю*** М.С. Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 августа 2023 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 января 2024 года.