Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О соблюдении экологического законодательства, взыскании компенсации морального вреда
Документ от 16.01.2024, опубликован на сайте 30.01.2024 под номером 110697, 2-я гражданская, об обязании обеспечить надлежащую организацию вывоза мусора, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

73RS0024-02-2023-000426-54                                                                                                                                                                                                                   

Судья Шапарева И.А.                                                  Дело № 33-126/2024 (33-5982/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                      16 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мирончевой Галины Николаевны на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 18 сентября 2023 года, по делу № 2-2-438/2023, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Мирончевой Галины Николаевны к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» о возложении обязанности обеспечить в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями надлежащую организацию контейнерной площадки для вывоза мусора, о возложении обязанности по обеспечению надлежащей уборки контейнерной площадки и вывозу мусора, компенсации морального вреда отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Мирончева Г.Н. обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, ООО «Контракт плюс» о возложении обязанности обеспечить в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями надлежащую организацию контейнерной площадки для вывоза мусора, надлежащую уборку контейнерной площадки и вывоз мусора, компенсации морального вреда.

В обоснование требований истица указала, что проживает в доме по адресу: Ульяновская область, ***. Напротив ее дома администрация установила мусорные контейнеры, не соответствующие нормам действующего законодательства. Она испытывает нравственные страдания, поскольку вынуждена проживать в антисанитарных условиях, терпеть разбросанный мусор возле контейнеров и возле ее дома, чувствовать неприятный запах и зловоние, которое постоянно исходит от контейнеров. Уборка мусора проводится нерегулярно, при уборке мусор разлетается по сторонам. Ответчиками нарушены ее конституционные права на благоприятную окружающую среду.

Просила возложить на администрацию обязанность по обеспечению в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями надлежащей организации контейнерной площадки для вывоза мусора, расположенной напротив жилого дома *** Ульяновской области, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; оборудовать контейнерную площадку в соответствии с нормами СанПин; обязать ООО «КонтрактПлюс» обеспечить надлежащую уборку контейнерных площадок и вывоз мусора путем смета мусора возле мусорных контейнеров, проведения дезинсекции и дератизации; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда по 150 000 руб. с каждого.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мирончева Г.Н. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Указывает, что заявленные ею требования отличны от требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области, по которым Ульяновским районным судом Ульяновской области 16.12.2019 принято решение по делу №2а-488/2019 о возложении на администрацию Ульяновского района Ульяновской области обязанности в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с утвержденным на территории Ульяновского района реестром, в том числе в с. *** Ульяновского района Ульяновской области. Ею заявлены требования не о размещении контейнерных площадок в соответствии с утвержденным реестром, а об обязании администрации обеспечить надлежащую организацию контейнерной площадки уже расположенной напротив её жилого дома с учетом требований СанПин.     

Судом необоснованно не принят во внимание факт причинения ей нравственных страданий в связи с длительным бездействием по надлежащему выполнению своих обязанностей ответчиком, не приняты во внимание её доводы и представленные в качестве доказательств фотоматериалы. Ссылаясь на положения Пленума Верховного Суда РФ №33 от 15.11.2022 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» указывает, что отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.

Полагает, что ей не в полном объеме оказана услуга по выводу мусора, в связи с чем она может рассчитывать на возврат оплаченной суммы за период непредставления услуги.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, Мирончева Г.Н. проживает по адресу Ульяновская область, ***

Напротив дома истицы, через дорогу, расположено место сбора твердых коммунальных отходов (***), которое не оборудовано надлежащим образом, мусорные контейнеры располагаются на земле, в отсутствие контейнерной площадки (л.д. 16-20).

Указанное место сбора и накопления ТКО расположено в соответствии со схемой мест размещения контейнерных площадок для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов на территории Большеключищенского муниципального образования, однако содержится ненадлежащим образом, площадка для сбора и накопления ТКО не оборудована надлежащим образом, на площадке допускается нахождение мусора вне мусорных контейнеров, что приводит к распространению мусора по окружающей территории.

Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16.12.2019 на администрацию муниципального образования «Ульяновский  район» Ульяновской области возложена обязанность в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать специальные площадки накопления ТКО в соответствии с утвержденным реестром на территории Ульяновского района на 380 мест, в том числе, в с. *** Ульяновской области. Решение вступило в законную силу.

Указанное решение суда находится на исполнении. В части организации надлежащим образом контейнерной площадки по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, ***, напротив дома № *** решение суда не исполнено.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).

Надлежащее содержание контейнерной и (или) специальной площадки для сбора ТКО, проведение уборки, дератизации и дезинсекции площадки осуществляется её владельцем.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции, верно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о том, что обязанность по надлежащей организации места расположения мусорных контейнеров по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, *** напротив дома истицы, в том числе по надлежащему содержанию площадки по сбору и накоплению ТКО в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, лежит на администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области.

При этом обязанность надлежащей организации и содержанию администрацией района данной площадки по сбору и накоплению ТКО изначально возложена на данного ответчика решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16.12.2019 по делу №2а-488/2019, что правомерно принято судом первой инстанции во внимание при принятии решения по требованиям Мирончевой Г.Н., заявленным в настоящем исковом заявлении.

Названное решение суда по делу №2а-488/2019 принято в защиту прав неопределенного круга лиц, в том числе в интересах истицы, и направлено на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, влекущих неблагоприятное воздействие отходов производства и потребления на здоровье населения и создающих предпосылки для распространения инфекционных заболеваний.

В силу указанного у суда отсутствовали оснований для удовлетворения иска в части возложения на ответчиков обязанности по обеспечению надлежащей организации контейнерной площадки, вывоза мусора и уборки контейнерной площадки в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

При этом судом обоснованно принято во внимание, что ответчиками в период рассмотрения дела спорное место сбора ТКО было приведено в надлежащее состояние.

В то же время судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии доказательств нарушения нематериальных благ истицы в связи с допущенными нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства и отсутствии оснований для компенсации истице морального вреда в связи с причиненными нравственными страданиями.

Решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным в связи со следующим.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции РФ).

Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 ГК РФ).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

В силу п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

По делу установлено, что Мирончева Г.Н. неоднократно обращалась в администрацию Ульяновского района Ульяновской области по факту ненадлежащего содержания места сбора ТКО по адресу: Ульяновская область, ***

В связи с отсутствием надлежаще организованной по указанному адресу контейнерной площадки складированный в месте сбора ТКО мусор от контейнеров ветром и осадками распространяется по окружающей территории и попадает, в том числе на участок истицы.

Названные обстоятельства подтверждаются представленными в материалах дела копиями ответа прокурора Ульяновской области от 03.06.2019 на обращение супруга истицы, письмом администрации Ульяновского района от 09.08.2023, фотоматериалами (л.д. 12-20, 157), пояснениями истицы и третьего лица Даниловой Н.А. и не опровергнуты ответчиками.

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

 

Принимая во внимание, что факт нарушения неимущественных прав Мирончевой Г.Н. нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, истица испытывает нравственные страдания в связи с нарушением её права на благоприятную окружающую среду. Нахождение около её дома и попадание на земельный участок мусора из мусорных контейнеров, запах отходов причиняют истице нравственные страдания, которые подлежат компенсации.

С учетом названных обстоятельств индивидуальных особенностей истицы, являющейся лицом преклонного возраста, имеющей инвалидность, длительность нарушения права на благоприятную окружающую среду, требований разумности и справедливости, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении требовании истицы о взыскании компенсации морального вреда, определив его в размере 15 000 руб.

Исходя из заявленных Мирончевой Г.Н. требований, надлежащим ответчиком по иску о взыскании компенсации морального вреда является администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновкой области, которая в силу приведенных норм права, являясь владельцем места сбора и накопления ТКО, обязанность по организации которого возложена на районную администрацию решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16.12.2019, должна обеспечивать соблюдение на контейнерной площадке требований санитарно-эпидемиологического законодательства (уборка, дезинсекция, дератизация).

В силу положений ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация подлежит взысканию за счет средств казны муниципального образования.

Оснований для удовлетворения требований истицы о компенсации морального вреда в большем размере, а также отмене решения суда в полном объеме не имеется.

Ссылка Мирончевой Г.Н. в апелляционной жалобе о том, что она может рассчитывать на возврат оплаченной суммы за период непредставления услуги, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку таких требований истица не заявляла.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 18 сентября 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Мирончевой Галины Николаевны к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда.

Принять в данной части новое решение, которым исковое заявление Мирончевой Галины Николаевны к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального учреждения администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области за счет средств казны муниципального образования в пользу Мирончевой Галины Николаевны компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.

В остальной части решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мирончевой Галины Николаевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.01.2024.