Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 23.01.2024, опубликован на сайте 26.01.2024 под номером 110694, 2-я гражданская, об обязании обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2023-004651-94

Судья Сизов И.А.                                                    Дело № 33-722/2024 (33-6601/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        23 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4965/2023 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 сентября 2023 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Л*** И*** Н***, *** года рождения, действующего в лице законного представителя Лукьяновой Ларисы Александровны, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетнего Л*** И.Н. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения Ульяновской области.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проведена проверка в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Л*** И.Н., *** года рождения, страдающего ***, по вопросу обеспечения изделиями медицинского назначения, в ходе которой установлены основания для прокурорского вмешательства. Учитывая высокую ***, имеется необходимость введения малых доз ***. Вместе с тем Л*** И.Н. в государственном учреждении «Ульяновская государственная аптека» льготные рецепты на получение *** от 05.05.2023 серии ***, от 13.06.2023 ***, а также *** от 14.06.2023 серии ***, не обеспечиваются.

Истец просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Л*** И.Н., *** года рождения, *** по рецепту от 05.05.2023 серии ***, от 13.06.2023 серии ***; *** по рецепту от 14.06.2023 серии ***; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Л*** И.Н. компенсацию морального вреда в размере 10 000  руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области», Лукьянова Л.А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы указывает, что только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием, в том случае, если гражданин, нуждающийся в лекарственном обеспечении, пришел на прием в медицинское учреждение. Порядок формирования перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации. Действующим законодательством предусмотрено право истца на льготное обеспечение лекарственными препаратами. Отмечает, что рецепт на *** от 13.07.2023 серии *** был обеспечен, Л*** И.Н. выдано 15 упаковок в счет потребности. *** имеются в наличии в аптечном пункте, истцу следует предъявить рецепт для получения медицинского изделия. Министерством проводились все необходимые и возможные мероприятия по организации закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе. Сумма компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей является необоснованно завышенной, поскольку не представлены доказательства, свидетельствующие о причинении физических или нравственных страданий (в частности медицинские обоснования о невозможности продолжить жизнедеятельность без препарата или достоверные сведения о халатности, бездействия сотрудников Министерства).

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, *** (коды заболеваний по международной классификации болезней (***).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с которым право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет; в группе «категории заболеваний» поименован ***, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности, ***, в том числе ***) отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» предусмотрено, что на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень, а также своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, – принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Л*** И.Н., *** года рождения, является ребенком-инвалидом,  страдает ***.

Медицинским учреждением Л*** И.Н. выписаны рецепты на получение *** от 05.05.2023 серии ***, от 13.06.2023 серии 732322!% № 12259, а также ***, совместимых с *** от 14.06.2023 серии ***.

Согласно ответу государственного учреждения «Ульяновская государственная аптека» в момент обращения истца в аптечный пункт № 2 Учреждения с рецептами от 05.05.2023, 13.06.2023, 14.06.2023 ***», *** отсутствовали на складе Учреждения (л.д. 28).

При поступлении на склад Учреждения ***» истец был обеспечен по вновь выписанному рецепту от 13.07.2023 в количестве 15 штук.

В ходе проведенной прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска  проверки установлено, что Л*** И.Н. не обеспечен необходимыми ему медицинскими изделиями.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Суд первой инстанции, установив несвоевременное обеспечение                     ребенка-инвалида медицинскими изделиями по выданным рецептам, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению  Л*** И.Н. ***, а также необходимости взыскания денежной компенсации морального вреда в пользу ребенка-инвалида в размере 10 000 рублей.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

Доказательств своевременного обеспечения рецептов от 05.05.2023, 13.06.2023, 14.06.2023 в материалы дела не представлено.

Поскольку судом установлено, что несовершеннолетний ребенок обеспечен медицинскими изделиями на дату вынесения решения, требование прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить Л*** И.Н. медицинскими изделиями по вышеуказанным рецептам не подлежало удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 10641101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 2).

В пункте 25 того же постановления разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Учитывая, что несовершеннолетний Л*** И.Н. имеет право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями (***), которыми своевременно не был обеспечен (то есть в течение указанного в рецепте срока его действия),  в то время как  применение медицинских изделий  направлено на эффективное лечение ребенка, поддержание его жизнедеятельности, Министерство здравоохранения Ульяновской области обязано было принять все меры, направленные на предоставление указанной социальной услуги.

Непредоставление истцу медицинских изделий причиняет ему нравственные страдания, нарушает его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что несовершеннолетний Л*** И.Н. относится к особой категории граждан, подлежащих государственной защите, очевидно, испытывает переживания за свои жизнь и здоровье, учитывая, что здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии бесспорных оснований для компенсации морального вреда.

Судом учтено, нарушение прав ребенка-инвалида на своевременное получение медицинский изделий, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности, нравственные страдания истца, связанные с ощущением социальной незащищенности, характер имеющегося заболевания, необходимость (нуждаемость) в постоянном применении медицинских изделий и контроле за состоянием здоровья, возможность наступления отрицательных последствий и связанных с этим переживаний за свое здоровье, длительность периода нарушения прав и степень вины ответчика, осуществляющего государственные функции, направленные на защиту социальных прав граждан, и не принявшего должных мер по своевременному обеспечению ребенка-инвалида необходимыми медицинскими изделиями.

Определенный судом первой инстанции размер морального вреда (10 000 руб.) соответствует принципам разумности и справедливости и снижению по доводам апелляционной жалобы не подлежит. Данная денежная компенсация позволяет соблюсти баланс прав и законных интересов сторон между последствиями нарушения прав истца и степенью ответственности, применяемой к ответчику.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не может умалять право истца на своевременное бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, назначенными ему по жизненным показаниям, а выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.01.2024