УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-003884-67
Судья Царапкина К.С. Дело №
33-220\2024 (33-6081/2023)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
16 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.
судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 августа 2023 года, по
гражданскому делу №2-3854/2023, по которому постановлено:
исковые требования Андреева Владимира Петровича
удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской
области обеспечить Андреева
Владимира Петровича специализированным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения на территории города Димитровграда Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Андреев В.П. обратился в суд с иском
к Министерству
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о
возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым
помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивировал тем, что он относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской
области с правом на обеспечение жилым помещением на территории Ульяновской
области, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Просил суд обязать ответчика обеспечить его
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе
Димитровграде Ульяновской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных
требований относительно
предмета спора, были привлечены: Областное
государственное казенное учреждение «Центр управления недвижимым имуществом
Ульяновской области», Министерство социального развития Ульяновской области,
Министерство финансов Ульяновской области.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит
его отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства
дела. Указывает, что Министерство является исполнительным органом
государственной власти, денежные средства, находящиеся в его распоряжении имеют
целевой характер и используются в соответствии с бюджетом. В настоящее время
номер истца в реестре на предоставление жилого помещения – 1497. Доведенное до
Министерства финансирование и наличие 269 исполнительных производств по
обеспечению жильем детей-сирот не позволяет обеспечить истца жильем в разумный
срок, имеется реальная возможность обеспечить Андреева В.П. жилым помещением только в 2024 году. В
обоснование доводов жалобы ссылается на
нормы действующего законодательства и судебную практику.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов
дела, Андреев В.П., *** года рождения, относится к числу детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец А*** П.Н., мать
К*** П.С. *** (л.д.12, 13).
На основании распоряжения Министерства семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области №627-р
от 24 июня 2019 года Андреев В.П. включен в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного жилищного фонда (л.д.24).
Обращаясь в суд с иском о возложении на Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности
предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения, Андреев В.П. просил
предоставить такое жилое помещение на территории Ульяновской области в
г.Димитровграде.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, пришел
к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного Андреевым В.П. иска.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия в
обеспечении истца жилым помещением специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области, не могут быть приняты во внимание в связи
со следующим.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено
право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую
Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,
устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также
социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской
Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение
ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные
органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2
статьи 26.3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств
субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального
бюджета).
В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей применению
в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении
Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П,
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети,
находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого
помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или
учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов
профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих
наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти
по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных
норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в
соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются
государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов
Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей,
обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые
являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Порядок предоставления жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных жилых помещений (далее–Порядок) утвержден
постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П.
Согласно п. 3 Порядка специализированные жилые
помещения по договорам найма специализированных жилых
помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению
специализированными жилыми помещениями, сформированным
исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в
отношении несовершеннолетних (далее - орган опеки и попечительства), на
основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти
Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом
Ульяновской области (далее - уполномоченный орган).
Для предоставления специализированных жилых
помещений указанные граждане
обращаются с заявлением в письменной форме в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня подачи
заявления гражданами принимает решение о предоставлении им жилых
помещений по договору найма специализированного жилого
помещения в соответствии со списком, сформированным органами опеки и
попечительства.
Уполномоченный орган уведомляет орган опеки и попечительства
и самого гражданина, которому
предоставляется специализированное жилое помещение, о принятом
решении о предоставлении жилого помещения по договору
найма специализированного жилого помещения в письменной форме в
течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием
адреса и даты прибытия для оформления договора.
Договор найма специализированного жилого
помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты принятия
уполномоченным органом решения о
предоставлении специализированного жилого помещения сроком на
5 лет и является основанием для вселения указанных граждан в предоставленные
жилые помещения.
Как установлено материалами дела и не оспаривается
ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца жилым помещением
по договору найма специализированного жилого помещения не
выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об
удовлетворении требований Андреева В.П.
Возлагая на ответчика обязанность, обеспечить истца
специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения на территории города
Димитровграда Ульяновской области, суд первой инстанции исходил из того, что
истец проживает в городе Димитровграде, *** по месту жительства М*** Л.Н.,
которая являлась его опекуном.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не указал в
резолютивной части срок исполнения решения суда, отклоняются судебной коллегией
по следующим основаниям.
Как следует из содержания приведенных правовых норм,
федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых
помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №
159-ФЗ. К их числу относятся, в частности, достижение возраста 18 лет,
окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации. При этом
федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно
предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может
толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления
такого права непосредственно после его возникновения.
Положения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей», а также принятые во исполнение данного
закона нормы регионального законодательства не содержат указания на срок, в
течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории
граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после
возникновения соответствующего права. Реализация права детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не
ставится в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на
приобретение жилья, наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным
правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц
равной категории, а также от иных условий.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10 августа 2023 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 17 января 2024 года.