Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности
Документ от 23.01.2024, опубликован на сайте 26.01.2024 под номером 110672, 2-я гражданская, об обязании обустроить освещение территорий (пешеходных пространств) расположенных между домами № 3 и № 5 по б-ру Пензенскому, а также расположенных на всей протяженности пр-та Созидателей и пр-та Ак. Филатова, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Савелова А.Л.                                                        73RS0004-01-2023-004259-44

Дело № 33а-311/2024 (№ 33а-6182/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                23 января 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 15 сентября 2023 года по делу № 2а-3267/2023, по которому постановлено:

административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями действующего законодательства территорию между домами *** по бульвару Пензенскому в Заволжском районе города Ульяновска, а также расположенных по всей протяженности проспекта Созидателей и проспекта Академика Филатова в Заволжском районе города  Ульяновска, а именно обеспечить освещением в ночное время суток.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к администрации г.Ульяновска о возложении обязанности обеспечить освещение.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной в апреле 2023 г. проверки установлено, что администрацией г.Ульяновска не обеспечено надлежащее соблюдение правил благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования «город Ульяновск», по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Так, территория (пешеходное пространство), расположенная между домами *** по бульвару Пензенскому в Заволжском районе г.Ульяновска, в ночное время не освещается, фонарные столбы отсутствуют и/или не оборудованы средствами освещения.

Аналогичные       нарушения выявлены   в отношении территорий (пешеходных пространств) расположенных на всей протяженности проспекта Созидателей и проспекта Академика Филатова в Заволжском районе г.Ульяновска.

В целях устранения нарушений закона 03.04.2023 прокуратурой района Главе города Ульяновска внесено представление об устранении нарушений, однако по результатам рассмотрения представления нарушения устранены не были.

Просил обязать администрацию г.Ульяновска обустроить освещение территорий (пешеходных пространств), расположенных между домами *** по бульвару Пензенскому в Заволжском районе г.Ульяновска, а также расположенных на всей протяженности проспекта Созидателей и проспекта Академика Филатова в Заволжском районе г.Ульяновска в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены               МБУ «Горсвет», Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, МУП «Ульяновская городская электросеть», АО «Ульяновскэнерго».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

В обоснование жалобы указывает, что все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации как бюджетного учреждения, носят целевой характер. В настоящее время проект бюджета на 2023 г. сформирован. В связи с дефицитом бюджета большая часть мероприятий по смете расходов Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска финансированием не обеспечены. На основании изложенного, решение суда является незаконным и необоснованным.

В судебное заседание  лица, участвующие в деле, за исключением прокурора, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу требований ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом положений ст.ст.34 и 37 Федерального закона  от 06.10.2003                      № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из содержания п.19 ч.1 ст.14, п.4 ч.2 ст.45.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.14.2 ч.5 ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», принятого решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119, следует, что к полномочиям администрации города Ульяновска относятся: осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории городского округа и организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами. Данные полномочия являются расходным обязательством муниципальных образований.

Согласно пунктам 16.2.1-16.2.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных Постановлением администрации города Ульяновска от 24.02.2021 № 20, улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных объектов, а также арки, дорожные знаки и указатели, информационные конструкции освещаются в темное время суток по графику, утвержденному администрацией города Ульяновска. Собственники или уполномоченные собственником лица обязаны организовывать освещение объектов, указанных в настоящем пункте.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

Пунктом 5.4 ГОСТ Р 55706-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификации и нормы» установлены нормы освещения территорий жилых районов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлен факт несоблюдения требований законодательства, регламентирующего вопросы организации благоустройства на территории Заволжского района г.Ульяновска, а именно:  между домами № 3 и № 5 по бульвару Пензенскому,  а также по всей протяженности проспекта Созидателей и проспекта Академика Филатова, в ночное время не освещается, фонарные столбы отсутствуют.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, приведенные нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.

Поскольку вышеуказанные участки дороги не соответствовали требованиям ГОСТ Р 52766-2007, то суд пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска прокурора и возложил на администрацию г.Ульяновска  обязанность обеспечить освещением в ночное время суток.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности финансирования работ по  строительству сетей наружного освещения на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут  служить основанием для освобождения административного ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически сводятся к указанию на затруднительность исполнения судебного решения в связи с недостаточным финансированием, что, однако, основанием для отмены правильного по сути решения суда служить не может.

Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Принятое по делу решение является правильным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 15 сентября        2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий         

 

Судьи

 

Мотивированное  апелляционное определение изготовлено в окончательной  форме 25.01.2024.