У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0012-01-2023-000752-53
Судья Рыбаков И.А. Дело №33а-305/2024 (33а-6175/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
17 января 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области на решение
Мелекесского районного суда Ульяновской области от 17 октября 2023 года по делу
№ 2а-1-655/2023, по которому постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления
администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области к ведущему судебному
приставу-исполнителю ОСП по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УФССП
России по Ульяновской области Роменской Марии Валентиновне, УФССП России по
Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказать.
Заслушав
доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Администрация МО «Мелекесский
район» Ульяновской области обратилась в суд с административным исковым
заявлением к ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП по Мелекесскому и
Новомалыклинскому районам УФССП России по Ульяновской области Роменской М.В.,
УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания
исполнительского сбора.
В обоснование заявленных
требований указывает, что администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской
области является должником в исполнительном производстве №71799/21/73046-ИП,
возбужденном на основании
исполнительного документа - исполнительного листа ФС№017373377 от 26.08.2021,
выданного Мелекесским районным судом по делу №2а-1-216/2021, вступившим в
законную силу 25.05.2021.
22.09.2023 по исполнительному
производству судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании
с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному
производству неимущественного характера.
Администрацией предприняты
действия по полному исполнению решения суда, так часть зданий, а именно здания
по адресам: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Рязаново, ул.
Октябрьская д.д.1/1 и 1/2 полностью снесены.
Кроме того, ведутся работы пo сносу оставшихся зданий в
рамках договора безвозмездного оказания услуг от 30.04.2021 №б/н с ООО «Мир
климата», срок действия договора до 31.12.2023. В ООО «Мир климата» было
направлено письмо с целью ускорить работы по сносу зданий, но в связи с
отсутствием достаточного количества технических средств и соответствующей
рабочей силы, погодными условиями и исполнением иных договорных обязательств,
осуществить снос оставшихся зданий в установленный срок не представляется
возможным.
Администрация обращалась в суд
заявлением об отсрочке исполнения решения суда, но суд отказал. Данное
определение от 11.09.2023 будет
обжаловано в апелляционном порядке с целью продления срока исполнения решения
суда.
Администрацией МО «Мелекесский
район» Ульяновской области предприняты реальные действия по исполнению решения
суда. Исполнение исполнительного документа в полном объеме было невозможно
вследствие сжатых сроков его исполнения. Бюджет муниципального образования
«Мелекесский район» утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
Все финансовые средства заранее распределены на программные мероприятия,
направленные на решение вопросов местного значения муниципального района.
Свободных денежных средств, которые могли бы быть направлены на оплату
исполнительского сбора в бюджете МО «Мелекесский район», утвержденном на 2023
год не предусмотрено.
Истец просил освободить
администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской
области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением
ведущего судебного пристава-исполнителя от 22.09.2023 по исполнительному
производству №71799/21/73046-ИП.
Судом к участию в деле в качестве административного
ответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить и вынести новое решение, удовлетворив заявленные требования.
В обоснование доводов
жалобы, ссылаясь на действующие нормы законодательства, указывает о том, что суд вправе освободить должника от
взыскания исполнительского сбора. Вывод суда
о бездействии администрации МО «Мелекесский район» на протяжении более
двух лет является ошибочным. Действия по исполнению решения суда
предпринимались администрацией с 2021 года до момента вступления решения суда в
законную силу, о чем свидетельствует заключенный договор с ООО «Мир Климата»
30.04.2021. С целью дальнейшего исполнения решения неоднократно осуществлялись
действия по увеличению срока в законном порядке, о чем свидетельствует
неоднократное предоставление отсрочки.
Обращает внимание, что
бюджет муниципального образования утверждается на очередной финансовый год и
плановый период. Бюджет является программным. Все финансовые средства
распределены на программные мероприятия и направлены на решение вопросов
местного значения муниципального района.
Оплата исполнительского сбора окажет существенное влияние на
финансирование мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения, в свою очередь может привести к
нарушению прав и законных интересов населения МО «Мелекесский район».
В возражениях на
апелляционную жалобу УФССП России по Ульяновской области просят в
удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания.
Судебная
коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на нее, судебная
коллегия приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного
исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет
Федеральный закон
от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч.ч. 11 и 12 ст.30
Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный
документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный
пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства
устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в
исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном
исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения
с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению
исполнительных действий, предусмотренных статьями 112
и 116
настоящего Федерального закона.
Согласно ст.112 Федерального закона
«Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным
взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного
документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного
документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа,
подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии
постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного
производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным
приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1
настоящей статьи, если должник не представил судебному
приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным
вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при
данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о
взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть
2).
В силу ч.7 ст.112 Федерального закона
«Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в
неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения
должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание
исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну
четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3
настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом
Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд
вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением
Мелекесского районного суда Ульяновской области от 13.04.2021 по
административному делу №2а-1-216/2021 на администрацию муниципального
образования «Мелекесский район» Ульяновской области возложены обязанности:
ограничить доступ во внутренние помещения аварийных зданий
по адресам: Ульяновская область, Мелекесский район, с.Рязаново, ул.
Октябрьская, дома №№ 1/1, 1/2, 1/16 и 1/17;
снести (демонтировать) аварийные здания, расположенное по
адресам: Ульяновская область, Мелекесский район, с.Рязаново, ул. Октябрьская,
дома №№ 1/1, 1/2, 1/16 и 1/17,
путем их разборки и обрушения в течение трех месяцев со дня вступления решения
суда в законную силу.
Решение
вступило в законную силу 25.05.2021.
Решение в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем
оно обращено к принудительному исполнению.
На
основании исполнительного листа, выданного по указанному решению суда, судебным
приставом-исполнителем ОСП по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УФССП по
Ульяновской области было возбуждено исполнительное производство
№71799/21/73046-ИП.
В целях исполнения судебного решения МКУ «Управление ЖКХ
Мелекесского района (заказчик) заключило с ООО «Мир климата» договор от
30.04.2021 на безвозмездное оказание услуги по сносу аварийный домов по
адресам: Ульяновская область, Мелекесский район, с.Рязаново, ул. Октябрьская,
№№ 1/1, 1/2, 1/16 и 1/17. Срок договора – до 31.12.2021 (л.д.8).
Дополнительным соглашением от 11.08.2023 в п.1.3
вышеуказанного договора внесены изменения, срок договора продлен до 21.12.2023
(л.д.11).
Ввиду неисполнения должником требований исполнительного
документа в установленный для добровольного исполнения срок в рамках
возбужденного исполнительного производства 22.09.2023 было вынесено
постановление о взыскании администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской
области исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
До настоящего времени решение суда в полном объеме не
исполнено (снесены дома №№ 1/1, 1/2).
Исполнительное производство не окончено.
Разрешая административный спор и отказывая администрации
муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в
удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что
оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора не
имеется. Сведений о том, что администрацией предприняты все меры для
надлежащего и своевременного исполнения содержащегося в исполнительном
документе требования, не было представлено. Равно должником не было
представлено доказательств наличия чрезвычайных обстоятельств, сделавших
невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.
С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, законных оснований для
освобождения администрации муниципального образования «Мелекесский район»
Ульяновской области от уплаты исполнительского сбора не имеется. Равно как не
имеется оснований для его уменьшения.
Решение суда принято более 2 лет назад.
Доказательств того, что ответчиком своевременно приняты достаточные меры,
направленные на исполнение решения суда, не представлено. Меры к понуждению
исполнения договора, заключенного с ООО «Климат» должником не предпринимались,
а представленная в суд переписка с исполнителем имела место после вынесения
постановления о взыскании исполнительского сбора.
Ссылка заявителя жалобы на финансовые
затруднения, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, поскольку
договор с ООО «Климат» заключен на безвозмездной основе и оплаты услуг не
требует.
Как указано в п.75 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства
при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного
производства», при применении положений п. 7 ст. 112
Закона № 229-ФЗ,судам следует исходить из того, что основанием освобождения
субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только
обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401
ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского
сбора, исходя из положений п. 1 ст. 401
ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в
исполнительном документе требования.
Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в
том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного
(муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований
исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения
от уплаты исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение является
правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно.
Оснований для его отмены не имеется.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от
17 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации
МО «Мелекесский район»
Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22.01.2024.