Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об освобождении от уплаты исп.сбора
Документ от 16.01.2024, опубликован на сайте 23.01.2024 под номером 110576, 2-я гражданская, об освобождении от исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2023-004147-98                                              

Судья Веретенникова Е.Ю.                                      Дело №33а-148/2024 (33а-6005/2023)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         16 января 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                     

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФССП России по Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 9 августа 2023 года, по делу № 2а-3371/2023, которым постановлено:

административные исковые требования Министерства здравоохранения Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № ***

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Министерство здравоохранения Ульяновской области обратилось в  суд с административным иском  к  врио начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области           Аксеновой А.Н. об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование требований указано, что 27.06.2023 судебным                       приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных  производств  Управления  федеральной  службы судебных приставов России по Ульяновской области было вынесено постановление о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области    исполнительского сбора  в размере   50 000 руб.   по    исполнительному     производству    от    20.06.2023 №*** о возложении обязанности обеспечить Милованову Е.Ю.  лекарственным  препаратом  ***  до его отмены.

Министерству необходимо закупать данный лекарственный препарат по условиям процедуры заключения государственного контракта, в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ. Для этих целей Министерством передана служебная записка в ОГКУ «Ульяновский областной  закупочный  центр»  для организации торгов лекарственного препарата *** по решению суда.

Просило суд освободить от уплаты исполнительского сбора в размере                   50 000 руб.,  установленного постановлением от 27.06.2023.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены  судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств Чеджемова  О.И., УФССП России по Ульяновской области,  в качестве заинтересованного лица - Милованова Е.Ю.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФССП России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование доводов жалобы указывает на правомерность вынесения постановления о взыскании  исполнительского сбора, поскольку решение суда должником в установленный добровольный срок не исполнено. В случае невозможности исполнения решения суда должник по исполнительному производству не был лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта, о его разъяснении, а также заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу и использовать иные правые способы. Обращает внимание на то, что отсутствие у административного истца необходимых финансовых возможностей для исполнения решения суда не может являться безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В судебное заседание  лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч.ч. 11 и 12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

В силу ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от                   28 июня 2022 года №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» обратил внимание судов, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) органов наделенных государственными и иными публичными полномочиями нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм; подчеркнул необходимость проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (абзацы третий и пятый пункта 17).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.06.2023 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в отношении Министерства здравоохранения Ульяновской области возбуждено исполнительное производство №***  на основании исполнительного листа от 20.06.2023, выданного Ленинским  районным   судом г.Ульяновска. Предмет исполнения: бесплатно обеспечивать Милованову Е.Ю. лекарственным препаратом *** на постоянной основе и вплоть до его отмены.

Должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Также должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пяти тысяч рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и пятидесяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена Министерством 21.06.2023.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, постановлением от 27.06.2023 с Министерства здравоохранения Ульяновской области  взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

В целях оперативного обеспечения Миловановой Е.Д. и соблюдения требований Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ Министерством здравоохранения 29.06.2023 передана служебная записка в ОГКУ «Ульяновский областной  закупочный  центр»2 для организации торгов лекарственного препарата «*** по решению суда (л.д.7).

Разрешая спор и освобождая Министерство здравоохранения Ульяновской области от уплаты исполнительского сбора, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях должника отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

С такими выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к утверждениям о наличии предусмотренных законом формальных оснований для принятия оспариваемого постановления, однако разрешение заявленных требований не может быть сведено к установлению лишь формальных оснований применения закона.

При применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.75 постановления от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.01.2017 № 1-П, исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.

Применение к Министерству здравоохранения Ульяновской области такой меры ответственности, как исполнительский сбор, учитывая установленные по делу обстоятельства, не отвечает принципу разумности и соразмерности.

Учитывая изложенное, принятое по делу решение суда является правильным.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 9 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  17.01.2024.