У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0002-01-2023-004147-98
Судья Веретенникова Е.Ю. Дело
№33а-148/2024 (33а-6005/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
16 января 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФССП России по Ульяновской
области на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 9 августа 2023
года, по делу № 2а-3371/2023, которым постановлено:
административные
исковые требования Министерства здравоохранения Ульяновской области об
освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить
Министерство здравоохранения Ульяновской области от взыскания исполнительского
сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № ***
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Министерство
здравоохранения Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к врио
начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по
Ульяновской области Аксеновой
А.Н. об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В
обоснование требований указано, что 27.06.2023 судебным приставом-исполнителем
межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств
Управления федеральной службы судебных приставов России по
Ульяновской области было вынесено постановление о взыскании с Министерства
здравоохранения Ульяновской области
исполнительского сбора в
размере 50 000 руб. по
исполнительному производству от
20.06.2023 №*** о возложении обязанности обеспечить Милованову Е.Ю. лекарственным
препаратом *** до его отмены.
Министерству необходимо закупать данный
лекарственный препарат по условиям процедуры заключения государственного
контракта, в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от
05.04.2013 №44-ФЗ. Для этих целей Министерством передана служебная записка в
ОГКУ «Ульяновский областной
закупочный центр» для организации торгов лекарственного
препарата *** по решению суда.
Просило
суд освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением от 27.06.2023.
Судом к
участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель МОСП по
исполнению особых исполнительных производств Чеджемова О.И., УФССП России по Ульяновской
области, в качестве заинтересованного
лица - Милованова Е.Ю.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе УФССП
России по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении заявленных
требований отказать.
В обоснование доводов жалобы указывает на правомерность вынесения
постановления о взыскании
исполнительского сбора, поскольку решение суда должником в установленный
добровольный срок не исполнено. В случае невозможности исполнения решения суда
должник по исполнительному производству не был лишен права обратиться в суд с
ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта, о его разъяснении, а также
заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу и использовать иные
правые способы. Обращает внимание на то, что отсутствие у административного
истца необходимых финансовых возможностей для исполнения решения суда не может
являться безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского
сбора.
В судебное
заседание лица, участвующие в деле, не
явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Условия
и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и
должностных лиц определяет Федеральный закон
от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В
соответствии с ч.ч. 11 и 12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»,
если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то
судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного
производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником
содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о
принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для
добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов
по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112
и 116
настоящего Федерального закона.
Согласно
ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский
сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения
им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения
исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного
документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента
получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении
исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный
бюджет (часть 1).
В
силу ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе
с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа,
имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить
или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер,
но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3
настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом
Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд
вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Верховный Суд
Российской Федерации в постановлении
Пленума от 28 июня 2022
года №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации» обратил внимание судов, что
законность оспариваемых решений, действий (бездействия) органов наделенных
государственными и иными публичными полномочиями нельзя рассматривать лишь как
формальное соответствие требованиям правовых норм; подчеркнул необходимость
проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями,
при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии)
обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств,
поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства,
учету требований соразмерности (абзацы третий
и пятый пункта
17).
Как следует из материалов дела и установлено
судом, 20.06.2023 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных
приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по
Ульяновской области в отношении Министерства здравоохранения Ульяновской
области возбуждено исполнительное производство №*** на основании исполнительного листа от
20.06.2023, выданного Ленинским
районным судом г.Ульяновска.
Предмет исполнения: бесплатно обеспечивать Милованову Е.Ю. лекарственным препаратом *** на
постоянной основе и вплоть до его отмены.
Должнику был установлен 5-дневный срок для
добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с
момента получения должником копии постановления.
Также должник был предупрежден, что в случае
неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для
добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение
было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с
него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию
суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пяти тысяч рублей с
должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и пятидесяти
тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного
документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина
или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч
рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Копия
постановления о возбуждении исполнительного производства получена Министерством
21.06.2023.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в
установленный срок, постановлением от 27.06.2023 с Министерства здравоохранения
Ульяновской области взыскан
исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
В целях оперативного обеспечения Миловановой Е.Д. и соблюдения
требований Федерального Закона «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ Министерством
здравоохранения 29.06.2023 передана служебная записка в ОГКУ «Ульяновский
областной закупочный центр»2 для организации торгов лекарственного
препарата «*** по решению суда (л.д.7).
Разрешая спор и освобождая Министерство здравоохранения Ульяновской
области от уплаты исполнительского сбора, суд первой инстанции исходил из того,
что в действиях должника отсутствует виновное неисполнение в установленный срок
требований исполнительного документа, являющееся необходимым условием для
наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания
исполнительского сбора.
С такими выводами районного суда судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к
утверждениям о наличии предусмотренных законом формальных оснований для
принятия оспариваемого постановления, однако разрешение заявленных требований
не может быть сведено к установлению лишь формальных оснований применения
закона.
При применении
положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве, как разъяснил
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.75 постановления от 17.11.2015
№50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов,
возникающих в ходе исполнительного производства», суд должен проверить, принял
ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном
документе требования.
Согласно правовой
позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении
от 19.01.2017 № 1-П, исполнительский сбор является административной санкцией, к
которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и
справедливости.
Применение к Министерству здравоохранения Ульяновской
области такой меры ответственности, как исполнительский сбор, учитывая
установленные по делу обстоятельства, не отвечает принципу разумности и
соразмерности.
Учитывая изложенное,
принятое по делу решение суда является правильным.
Процессуальных нарушений,
влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.
Оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского
районного суда г.Ульяновска от 9 августа 2023 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по
Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 17.01.2024.