Дело № 3а-270/2023
73OS0000-01-2023-000187-81
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
6 декабря 2023 года г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой Т.П.,
при секретаре
Шапошниковой М.В.,
с участием прокурора
Холодилиной Ю.О.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании административное дело по административному исковому
заявлению муниципального унитарного предприятия «Вешкаймское водоснабжение» о признании недействующим в части приказа
Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 312-П от 25
ноября 2022 года «Об утверждении производственной программы в сфере холодного
водоснабжения и об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое
водоснабжение) для МУП «Вешкаймское водоснабжение» МО «Вешкаймский район»,
у с т а н о в и л :
25 ноября 2022
года Агентством по регулированию цен и
тарифов Ульяновской области принят приказ №
312-П «Об утверждении производственной программы в сфере холодного
водоснабжения и об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое
водоснабжение) для муниципального унитарного предприятия «Вешкаймское
водоснабжение» муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской
области на 2023-2025 года».
Указанным
приказом утверждена производственная программа в сфере холодного водоснабжения
МУП «Вешкаймское водоснабжение» МО «Вешкаймский район» на 2023-2025 года
(Приложение № 1 к приказу); установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на
долгосрочный период регулирования при установлении тарифов на питьевую воду
(питьевое водоснабжение) с использованием индексации, для МУП «Вешкаймское
водоснабжение» МО «Вешкаймский район Ульяновской области (Приложение № 2);
установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для МУП
«Вешкаймское водоснабжение» МО «Вешкаймский район Ульяновской области на
2023-2025 года (Приложение № 3).
МУП
«Вешкаймское водоснабжение» МО «Вешкаймский район» Ульяновской области»
обратилось в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела
(л.д. 79-80 т.2) к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
(далее также Агентство) о признании
недействующим приказа Агентства по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области № 312-П от 25 ноября 2022 года. При этом указало, что:
-
не согласно с установленным размером НВВ – Приложение № 1, раздел 4 «Объем финансовых потребностей, рассчитанный
из плановых годовых значений, необходимых для реализации производственной
программы, тыс. руб.»;
не
согласно с размером базового уровня операционных расходов (Приложение № 2);
-
соответственно, не согласно с установленными размерами тарифа – Приложение № 3
к приказу.
В
обоснование требований указало на то, что из заявленной предприятием
необходимой валовой выручки (НВВ) в размере 39 130,45 тыс. руб. Агентством была утверждена НВВ в размере
16 379,32 руб. При этом
производственные расходы были снижены с 4900,42 тыс. руб. до 1239,95 тыс. руб.;
ремонтные расходы – с 7 480,97 тыс. руб. до 3 464,05 тыс. руб.; административные
– с 8418,37 тыс. руб. до 2157,05 тыс. руб.; неподконтрольные – с 498,98 тыс.
руб. до 309,42 тыс. руб.; расходы на энергетические ресурсы – с 17 831,69
тыс. руб. до 9208,84 тыс. руб. Указанные цифры представляют собой расходы по
всем пяти муниципальным образованиям. Заявленные предприятием расходы были
уменьшены Агентством или исключены с целью не допустить превышения индекса
размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных
образованиях Ульяновской области.
Установленные
Агентством тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) не покрывают
расходы предприятия на приобретаемую для осуществления деятельности предприятия
электрическую энергию и материалы, являются заниженными, экономически необоснованными,
что, в свою очередь ведет ухудшению финансового положения предприятия и
убыточности его деятельности.
В
ходе рассмотрения дела представитель МУП «Вешкаймское водоснабжение» МО
«Вешкаймский район» Куприянова М.С. поддержала заявленные требования по
основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель Агентства
Корноухова П.В. просила отказать в удовлетворении требований истца. Указав на
то, что приказ принят уполномоченным органом, с соблюдением порядка принятия и
опубликования. Документы, представленные истцом, не содержат расчета заявленных
предприятием расходов. Агентством вынуждено было неоднократно запрашивать у
предприятия дополнительные документы. На предприятии отсутствуют приборы учета
объема поднятой воды. В нарушение действующего законодательства не ведется
раздельный учет расходов по отдельным, технологически не связанным между собой централизованным системам
холодного водоснабжения. Расчет расходов, включаемых в состав НВВ, производился
Агентством самостоятельно, с учетом сведений по предыдущей организации. При
этом Агентством представлены пояснения по порядку расчета включенных в составе
НВВ расходов предприятия (л.д. 123-138 т.2).
Судом к участию в деле
в качестве заинтересованных лиц были привлечены администрация МО «Вешкаймский
район», Правительство Ульяновской области.
Представитель
Администрации МО «Вешкаймский район» в судебное заседание не явился. Извещен
надлежащим образом.
Представитель Правительства Ульяновской области в
судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В
письменном отзыве на иск просил отказать в удовлетворении требований истца.
Указал на то, что в соответствии с положениями статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №
416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», наряду со льготами, установленными
федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере
водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего
закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации
устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот
и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее
водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение в связи с установлением
льготных тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
Так, Закон Ульяновской области
от 29.08.2022 № 71-30 «О льготных тарифах (льготах) в сферах теплоснабжения,
водоснабжения и водоотведения на территории Ульяновской области» (далее -
Закон) регулирует отношения, возникающие в связи с установлением на территории
Ульяновской области льготных тарифов (льгот) в сферах теплоснабжения,
водоснабжения и водоотведения. Целью принятия Закона являлось оказание
социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Ульяновской области
путем установления льготных тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и
водоотведения.
Основанием для использования льготных тарифов на
тепловую энергию и теплоноситель лицами, указанными в статье 3 настоящего
Закона, является принятие уполномо юнным органом решения об установлении таких
льготных тарифов в случае превышения изменения размера совокупной платы граждан
за коммунальные услуги, рассчитанного с учетом экономически обоснованного
уровня тарифов, над индексами изменения размера
вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и предельно допустимыми
отклонениями от величины указанных индексов, утверждаемыми Правительством
Российской Федерации в том числе в муниципальном образовании «Вешкаймский район» - на территориях муниципальных образований «Вешкаймское городское поселение» и «Чуфаровское городское поселение».
Компенсация выпадающих доходов
регулируемых организаций осуществляется посредством предоставления им субсидий
из областного бюджета Ульяновской области, цели, условия и порядок
предоставления которых устанавливаются Правительством Ульяновской области в соответствии
с бюджетным законодательством.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 23 декабря 2022 года № 798-П «Об
утверждении Правил предоставления субсидий из областного бюджета Ульяновской
области областным государственным казенным предприятиям в целях возмещения
выпадающих доходов в связи с установлением льготных тарифов (льгот) в сферах
теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения» установлен порядок предоставления областным государственным казенным
предприятиям, осуществляющим деятельность, связанную с оказанием
услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории Ульяновской
области, субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения
выпадающих доходов в связи с установлением льготных тарифов (льгот) в сферах холодного
водоснабжения и водоотведения.
Заслушав
пояснения представителей сторон, свидетелей, заключение прокурора об
удовлетворении требований истца, исследовав материалы административного дела,
материалы тарифного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 8 статьи
213 КАС РФ при рассмотрении
административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные
интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано
административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных
правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации,
должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация,
должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого
нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых
актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной
регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов
предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие
оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым
актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств,
указанных в пунктах 2 и 3 части 8
настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо,
принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Государственное регулирование тарифов в сфере
водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом
о водоснабжении, Основами
ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы
ценообразования) и Правилами
регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила
регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, а также Методическими указаниями
по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения,
утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №
1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и
водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации (пункт 1 части
1 статьи 5 Закона о водоснабжении).
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального
закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее
- Закон о водоснабжении) холодное водоснабжение относится к регулируемым видам
деятельности.
Согласно п. 1 ч. 2 указанной статьи
регулированию в сфере холодного водоснабжения подлежит тариф на питьевую воду
(питьевое водоснабжение).
В ходе рассмотрения
дела установлено, что МУП «Вешкаймское водоснабжение» МО «Вешкаймский район»
оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению на территории пяти
муниципальных образований, входящих в состав МО «Вешкаймский район» Ульяновской
области, а именно: на территории 7 населенных
пунктов, входящих в состав МО «Вешкаймское городское поседение» (***), *** МО «Бекетовское сельское поселение».!% При этом на территории *** предприятие
оказывает услуги с 1 июля 2021 года, на территории *** - с 2 августа 2021 года.
В
своей деятельности предприятие использует объекты водопроводно-канализационного
хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности. Данные объекты
характеризуются значительной степенью износа. Используемые предприятием две
насосные станции не оборудованы приборами учета поднятой воды. Ненадлежащее техническое состояние объектов
водопроводно-канализационного хозяйства приводит к значительным потерям воды
при её транспортировке (предприятием объем потерь воды заявлен в размере 40%),
необходимости несения дополнительных расходов
на аварийно-восстановительные работы и приобретение материалов для
ремонта водопроводных сетей, предприятие несет значительные расходы на
электроэнергию, используемую для поднятия воды и её транспортировку до
потребителей.
Необходимость
несения предприятием указанных расходов, в свою очередь, приводит к
установлению высоких тарифов на оказываемые предприятием услуги по
водоснабжению. Размер тарифа на питьевую
воду для населения по *** на 2023 год (47,20 руб./куб.м), а также на территории
остальных населенных пунктов, за исключением ***, превышает размер аналогичного
тарифа для населения г.Ульяновска,
являющегося областным центром Ульяновской области (тариф
на холодную воду питьевого качества для потребителей, кроме населения: -
24,06 руб. за 1 куб.м (без учета НДС), для населения
- 28,87 руб. за 1 куб.м (включая НДС), утверждены Приказом Агентства
по регулированию цен и тарифов Ульяновской области №285-П от 25 ноября
2022 года).
Расходы предприятия
на оказание услуг по холодному водоснабжению не покрываются за счет
установленного ему тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение). Все это
приводит к невозможности нормальной работы предприятия. Предприятие несет
значительные убытки. В настоящее время в
Арбитражном суде Ульяновской области рассматривается дело о признании МУП
«Вешкаймское водоснабжение» несостоятельным (банкротом).
Приказом
ФСТ России от 16 июля 2014 года № 1154-э утвержден Регламент установления
регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которому
установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об
установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
государственного регулирования тарифов
осуществляется по предложению регулируемой организации. Орган регулирования тарифов проводит
экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов,
учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета
тарифов и отражает её результаты в экспертном заключении. Решение об
установлении тарифов принимается органом
регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа
регулирования тарифов.
В
ходе рассмотрения дела установлено, что 26 апреля 2022 года МУП «Вешкаймское
водоснабжение» МО «Вешкаймский район» обратилось в Агентство по регулированию
цен и тарифов Ульяновской области с заявлением об установлении тарифов на
водоснабжение на 2023 год методом экономически обоснованных расходов.
К
заявлению были приложены договоры о закреплении за МУП «Вешкаймское
водоснабжение» муниципального имущества МО «Вешкаймский район» Ульяновской
области на праве хозяйственного ведения, договоры аренды на объекты
водоснабжения, являющиеся муниципальной собственностью *** учетная политика
предприятия, анкета предприятия, производственная программа, целевая программа
энергоресурсоэффективности, баланс водоснабжения, перечень потребителей,
бухгалтерская отчетность (балансы), перечень фактических расходов по отрасли за
2021 год, табличный материал по 11 населенным пунктам, находящимся в
обслуживании МУП «Вешкаймское водоснабжение», обоснование статей затрат на
энергоснабжение, расходы на ГСМ, «материалы», «теплоснабжение», расходы на
услуги РИЦ, «оплата труда», обоснование административных расходов,
статистическая отчетность, всего 39
наименований документов на 301 листе.
Извещением
от 13 мая 2022 истцу было сообщено об открытии дела по установлению тарифа.
Впоследствии
предприятие 4 раза: 7 июня, 26 июля, 20 сентября и 26 октября 2022 года по
запросу Агентства предоставляло дополнительные материалы, необходимые для
установления тарифа.
25 ноября 2022
года Агентством по регулированию цен и
тарифов Ульяновской области принят приказ №
312-П «Об утверждении производственной программы в сфере холодного
водоснабжения и об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое
водоснабжение) для муниципального унитарного предприятия «Вешкаймское
водоснабжение» муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской
области на 2023-2025 года».
Указанным
приказом утверждена производственная программа в сфере холодного водоснабжения
МУП «Вешкаймское водоснабжение» МО «Вешкаймский район» на 2023-2025 года
(Приложение № 1 к приказу); установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на
долгосрочный период регулирования при установлении тарифов на питьевую воду
(питьевое водоснабжение) с использованием индексации, для МУП «Вешкаймское
водоснабжение» МО «Вешкаймский район Ульяновской области (Приложение № 2);
установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для МУП
«Вешкаймское водоснабжение» МО «Вешкаймский район Ульяновской области на
2023-2025 года (Приложение № 3).
Текст
указанного приказа опубликован 2 декабря
2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru),
номер опубликования – 7301202212020017. (л.д. 99 т.1).
Агентство по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области создано на основании Указа Губернатора Ульяновской области
№ 20 от 13 марта 2020 года с 1 апреля
2020 года.
В соответствии с подпунктами 13, 14 пункта 2.1
Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской
области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области №
6/138-П от 26 марта 2020 года, Агентство устанавливает тарифы в сфере
водоснабжения и водоотведения, утверждает производственные программы
организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и
(или) водоотведение.
Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и
издания правовых актов исполнительных органов государственной власти
Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской
области от 12 июля 2013 года № 288-П,
правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в
форме приказов.
В
силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО «О
порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов
Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов
Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах
«Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование)
на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Таким образом,
оспариваемый истцом приказ Агентства № 312-П
от 25 ноября 2022 года «Об утверждении
производственной программы в сфере холодного водоснабжения и об установлении
тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для муниципального унитарного
предприятия «Вешкаймское водоснабжение» муниципального образования «Вешкаймский
район» Ульяновской области на 2023-2025 года» принят уполномоченным
органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов,
официального опубликования.
По данному основанию
правомерность приказа истцом не оспаривается.
Обращаясь
в суд с настоящим иском, предприятие оспаривало размер всех утвержденных ему
Агентством в составе необходимой валовой выручки расходов и,
соответственно, 11 тарифов на питьевое
водоснабжение, установленных для каждого населенного пункта в отдельности.
Пунктом 19 Основ
предусмотрено, что в случае если
регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием
нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем
холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по
регулируемым видам деятельности, указанным в пункте 18
настоящего документа, раздельно по каждой системе.
В данном случае предприятием раздельный учет
расходов по каждому населенному пункту не ведется.
В соответствии с п. 29 Основ тарифы на
питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение,
транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод
устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для
соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска
воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы
определяются в соответствии с методическими
указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод)
за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за
последние 3 года.
Согласно п. 24 Основ необходимая валовая
выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически
обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида
деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых
значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности
объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения,
установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и
водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической
эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или)
водоотведения).
Согласно п. 27 Основ при расчете необходимой
валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение
потерь воды. Уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на
возмещение потерь воды, определяется с учетом нормативов потерь горячей,
питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее
производстве и транспортировке.
Пунктом 38 Основ предусмотрено, что при
применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая
валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на
очередной период регулирования:
а) производственных
расходов;
б) ремонтных расходов (у истца отсутствуют).
в) административных расходов;
г) сбытовых расходов гарантирующих
организаций;
д) расходов на амортизацию основных средств и
нематериальных активов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43
настоящего документа;
е) расходов на арендную плату, лизинговые
платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа,
ж) расходов, связанных с оплатой налогов и
сборов;
з) нормативной прибыли;
и) расчетной предпринимательской прибыли
гарантирующей организации.
Поскольку тарифы установлены для истца на
долгосрочный период регулирования – 2023-2025 годы, при расчете тарифов
применяется долгосрочный параметр регулирования – базовый уровень операционных
расходов - уровень операционных расходов, установленный на первый год
долгосрочного периода регулирования (п. 2 Основ).
Согласно п. 60 Основ операционные расходы регулируемой
организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования
путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При
индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к
предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и
плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения
количества активов.
Пунктом 61 Основ предусмотрено, что базовый
уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими
указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов
на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды
энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные
расходы, административные расходы и сбытовые расходы (за исключением расходов
по сомнительным долгам), определенные в соответствии с пунктами 21
- 23,
39
- 41,
42
(за исключением расходов по сомнительным долгам), 48
- 52
настоящего документа.
Согласно п. 45 Методических рекомендаций
операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее -
базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода
экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17
- 26
настоящих Методических указаний (за исключением расходов на электрическую
энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)).
При обращении за установлением тарифа МУП
«Вешкаймское водоснабжение» заявило НВВ в размере 39 130,45 тыс. руб.
Агентством была утверждена НВВ в размере 16 379,32 руб. При этом заявленные предприятием производственные расходы были снижены
Агентством с 4900,42 тыс. руб. до 1239,95 тыс. руб.; ремонтные расходы – с
7 480,97 тыс. руб. до 3 464,05 тыс. руб.; административные – с 8418,37
тыс. руб. до 2157,05 тыс. руб.; неподконтрольные – с 498,98 тыс. руб. до 309,42
тыс. руб.; расходы на энергетические ресурсы – с 17 831,69 тыс. руб. до
9208,84 тыс. руб.
Утвержденный Агентством
для предприятия размер НВВ представляет собой сумму НВВ по всем населенным
пунктам. Соответственно, утвержденный для предприятия базовый уровень
операционных расходов (6861,06 тыс. руб., раздел 4 Приложения № 1 к приказу)
представляет собой сумму всех базовых уровней операционных расходов,
установленных для каждого населенного пункта (Приложение № 2 к приказу).
Поскольку при обращении
за установлением тарифа предприятие бОльшую часть своих расходов отнесло на ***,
установленный для данного населенного пункта тариф является наибольшим по
сравнению с тарифами, установленными для других населенных пунктов МО
«Вешкаймский район».
При анализе
утвержденного Агентством для истца размера НВВ суд исходит из следующего.
В ходе рассмотрения
дела истец представил суду свои пояснения относительно того, какие расходы и в
каком размере были включены им в состав НВВ при обращении за установлением
тарифа (л.д. 81-113 т.2).
Агентство представило в
суд свои пояснения относительно размера расходов предприятия, учтенных им при
утверждении тарифа (л.д. 123-138 т.2).
В соответствии с п. 39
Основ к производственным расходам,
учитываемым в составе НВВ, относятся:
а) расходы на приобретение сырья и материалов
и их хранение;
б) расходы на приобретаемые электрическую
энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и
холодную воду; (данные расходы в состав базового уровня операционных расходов
не включаются и рассчитываются отдельно);
в) расходы на оплату регулируемыми
организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг,
связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или)
водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;
г) расходы на оплату труда и страховые взносы
на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда
основного производственного персонала;
д) расходы на уплату процентов по займам и
кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на
прибыль (у истца данные расходы отсутствуют);
е) расходы на общехозяйственные расходы;
ж) прочие производственные расходы,
определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Размер расходов,
учитываемых в составе НВВ, определялся по каждому населенному пункту отдельно.
По ***:
Обращаясь за установлением тарифа, истец
заявил расходы на приобретение сырья и материалов в размере 1067,12 тыс. руб.,
из которых 829,12 тыс. руб. - расходы на горюче-смазочные материалы, 238,0 тыс.
руб.- расходы на материалы и малоценные оборотные средства.
Агентство утвердило указанные расходы в
размере 340,00 тыс. руб., из которых расходы на ГСМ составили 140,0 тыс. руб.,
расходы на материалы и малоценные оборонные средства – 200,00 руб. (л.д. 2-3
т.2).
В соответствии с п. 50 Основ расходы
регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных
нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма
расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых
(расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов
потребления сырья и материалов.
Аналогичные положения содержаться и п. 19
Методических указаний.
В соответствии с п. 22 Основ при определении
расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган
регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления
сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о
которых получены из следующих источников информации:
а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой
организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов,
- в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат
государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах,
заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в
базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных
условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров
прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной
финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные
показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый
год и плановый период:
прогноз индекса потребительских цен (в
среднем за год к предыдущему году);
темпы роста цен на природный газ и другие
виды топлива;
темпы роста цен на электрическую энергию;
темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые
товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими
регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в
сопоставимых условиях;
д) рыночные цены на потребляемые регулируемой
организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте
Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми
специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими
сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных
программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических
информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;
е) рыночные цены на потребляемые регулируемой
организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых
площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской
Федерации;
ж) данные бухгалтерского учета и
статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода
регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные
данные.
Истцом не был представлен расчет расходов по
ГСМ (экономически обоснованный расчет объема потребления ГСМ), материалам и
малоценным оборотным средствам. Кроме того, как было указано выше, раздельный
учет по данному виду расходов по каждому поселенному пункту истцом не
ведется. Таким образом, расчет был
произведен самим Агентством.
В ходе рассмотрения дела представитель истца
и допрошенная в качестве свидетеля экономист МУП «Вешкаймское водоснабжение» ***
также не смогли обосновать размер заявленных на 2023 год расходов на ГСМ и на
материалы и малоценные оборотные средства. При этом пояснили, что расходы на
ГСМ по предприятию заявлены из расчета фактических затрат по данным 2021 года.
Реальный объем расхода топлива и материалов предусмотреть невозможно, поскольку
невозможно предусмотреть возникновение
аварийных ситуаций. Большой расход ГСМ по предприятию объясняется тем, что вся
техника находится в ***. Населенные пункты МО «Вешкаймский район» находятся
друг от друга на значительном расстоянии. При аварийной ситуации техника
курсирует между *** и населенным пунктом, где произошла аварийная ситуация.
Также невозможно предусмотреть необходимое количество материалов и малоценных
оборотных средств.
По общему правилу при расчете тарифа
применяются сведения за предшествующий год, за который имеются показания. В
данном случае при установлении тарифа на 2023 год расчетным (то есть годом, за
который имеются показания) является 2021
год. Вместе с тем, как было указано выше, МУП «Вешкаймское водоснабжение»
начало свою деятельность с 1 июля 2021 года. Таким образом, сведения имелись
только за период после указанной даты. Данные сведения не могли быть приняты
Агентством в расчет при установлении тарифа на 2023 год.
Пунктом 15 Правил регулирования тарифов в
сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13
мая 2013 года № 406 (далее также Правила) предусмотрено, что в случае
непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и
(или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования
тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает
тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на
основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или)
иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в
сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе
за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов
проверки их хозяйственной деятельности.
В данном случае Агентство на основании
указанной статьи произвело расчет расходов на ГСМ и материалы и малоценные
оборотные средства следующим образом: были взяты плановые значения указанных
показателей для истца, утвержденные Агентством на 2022 год (131,0 тыс. руб. –
на ГСМ и 193,0 тыс. руб. – на материалы и малоценные ОС (л.д. 187 оборот т.2) - экспертное заключение по установлению тарифа для истца на 2022 год)
и произведена их индексация.
Суд не может согласиться с произведенным
Агентством расчетом расходов на материалы и малоценные оборотные средства.
В п. 22 Основ перечислены источники получения
тарифным органом информации об экономически обоснованных объемах потребления сырья, материалов,
выполненных работ (услуг) и цен (тарифов) на них. Одним из таких источников
являются прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных
Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования
экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый
год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели,
определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в
частности - прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему
году).
Прогноз индекса потребительских цен (в
среднем за год к предыдущему году) на 2023 год составляет 6%.
В данном случае Агентство при расчете
расходов на материалы и малоценные ОС увеличило утвержденные для истца на 2022
год плановые показатели (193,00 тыс. руб.) всего на 3,6% (л.д. 123 т.2 п.
1.1.2), то есть менее размера ИПЦ, что противоречит вышеприведенным положениям
законодательства.
Аналогичным образом Агентство произвело
расчет производственных расходов по следующим населенным пунктам:
- *** - в части расходов на материалы о
малоценные ОС – предложение предприятия – 11,00 тыс. руб., Агентством включено
9,84 тыс. руб. (при утвержденном на 2022 году плане 91,00 тыс. руб.) (л.д. 10
оборот т.2). Расчет утвержденной суммы Агентством не представлен (л.д. 129 т.2
– п. 1.1.2).
- ***: в части расходов на материалы и
малоценные ОС. Предприятием были предложены расходы в размере 3,90 тыс. руб.,
Агентством утверждены расходы в размере 2,15 тыс. руб. при утвержденном на 2022
год плане 84,95 тыс. руб. (л.д. 16 т.2 – экспертное заключение на 2023 год).
Расчет данной суммы Агентством не представлен (л.д. 130 т.2 оборот).
- *** - в части
расходов на материалы и малоценные ОС- предложение предприятия - 20,91 тыс.
руб., Агентство утвердило – 6,52 тыс. руб. при утвержденном на 2022 год плане –
16,60 тыс. руб. (л.д. 27 т.2, л.д. 133 т.2 п. 1.1.2), обоснование данного
расчета Агентством не представлено.
- *** – в части
расходов на ГСМ и материалы и малоценные ОС: предложение предприятия по
расходам на ГСМ составило 22,0 тыс. руб., Агентство включило расходы в размере
13,98 тыс. руб., применив при этом к плановым значениям 2022 года (13,54 тыс. руб.) увеличение в размере 3,25%, что
менее ИПЦ 6% ).
По расходам на
материалы и малоценные ОС предложение предприятия - 7,20 тыс. руб. Агентство
утвердило расходы в сумме 0,80 тыс. руб. при утвержденном на 2022 год плане
22,00 тыс. руб. Расчет данной суммы не представлен (л.д. 33 оборот т.2, л.д.
134 оборот т.2- п.1.1.1, 1.1.2).
- *** - предложения
предприятия по ГСМ -43,20 тыс. руб. Агентством утверждено 5,37 тыс. руб. при
утвержденном плане на 2022 год плате- 27,00 тыс. руб. Расчет данной суммы
Агентством не представлен.
Расходы на
материалы и малоценные ОС по предложению предприятия составили 10,50 тыс. руб.,
утверждены Агентством в размере 2,71 тыс. руб., при утвержденном плане на 2022
год в размере 11,00 тыс. руб. (л.д. 39 оборот 2 том). При этом Агентство не
предоставило расчет утвержденных им сумм (л.д. 136 т.2 – п. 1.1.1, 1.1.2).
- *** - в части расходов на ГМС. Предложение предприятия -
17,55 тыс. руб., Агентство утвердило расходы в размере 13,13 тыс. руб. с
применением к утвержденному на 2022 год плану (12,88 тыс. руб.) роста на 1,94%,
что менее ИПЦ на 2023 год ( л.д. 45 оборот т.2, л.д. 137 оборот т.2 – п.1.1.1)
- ***.
Предприятием предложены расходы на ГСМ в размере 19,90 тыс. руб. На материалы и
малоценные ОС – 15,92 тыс. руб. Агентством приняты в расчет расходы по ГСМ –
2,84 тыс. руб. (при утвержденном плане на 2022 год – 0 руб.), по материалам и малоценным ОС – 5,40
тыс. руб. (при утвержденном на 2022 году плане 14,78 тыс. руб.) (л.д. 127
оборот, 128 т.2 – п.1.1.1, 1.1.2).
При этом по *** МО
«Бекетовскоке сельское поселении»!% Агентство согласилось с предложением
предприятия и включило в расчет суммы, предложенные предприятием.
Расходы на оплату
выполняемых сторонними организациями работ (услуг).
*** предприятием
были заявлены расходы по данной статье в размере 42,0 тыс. руб. Агентством
данные расходы утверждены в размере 0,0 руб. (л.д. 3 т.2).
В ходе рассмотрения
дела представитель истца пояснила, что у предприятия отсутствует спецтехника.
Для осуществления деятельности в сфере водоснабжения, предотвращения аварийных
ситуаций, для установки насосного оборудования привлекаются граждане, имеющие
данную технику. В 2021 году были заключены договоры с *** Заявленная на 2023 год сумма соответствует
фактическим затратам предприятия по заключенным договорам. За 2022 и 2023 год
расходы по договорам значительно выше.
Суд соглашается с
позицией Агентства по невключению данных расходов в состав НВВ, поскольку
договоры, на которые ссылался представитель истца, в материалы тарифного дела
представлены истцом не были.
Кроме того, данные
договоры не могут являться источником получения информации об объемах выполненных работ (услуг) и цен на них, как
не поименованные в п. 22 Основ.
По *** истцом заявлены прочие
производственные расходы в размере 370,00 тыс. руб. В данную статью расходов
включены расходы на контроль качества
питьевой воды – 35,00 тыс. руб. и расходы на аварийно-диспетчерское
обслуживание – 335,0 тыс. руб. Агентством включены расходы в сумме 32, тыс.
руб. – расходы на осуществление контроля качества воды. При этом Агентство
исходило из следующего: расходы по указанной статье в 2021 году предприятие
фактически не понесло, что не отрицалось представителем истца в ходе
рассмотрения дела. Вместе с тем в 2022 году предприятие фактически понесло
расходы по данной статье в размере 32 тыс. руб., что подтверждается договором с
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области», чеками об оплате.
Агентство включило данные расходы на 2023 год в размере фактически понесенных
предприятием в 2022 году, с чем суд соглашается.
По статье расходов «аварийно-диспетчерское
обслуживание» предприятие предложило включить затраты на оплату труда и
отчисления диспетчеров. На предприятии создана аварийно-диспетчерская служба на
основании приказа директора от 1 июля 2022 года, разработано Положение об
аварийно-диспетчерской службе, согласно которому функции диспетчеров возложены
на машинистов насосной станции. При этом в расчете зарплаты машинистов на 2023
год не выделена оплата труда с дополнительной функцией диспетчеров, в связи с
чем данные расходы Агентством были исключены. Суд соглашается с позицией
Агентства.
Предприятием по *** были заявлены в числе
административных расходов расходы на оплату работ сторонних организаций в сумме
412,20 тыс. руб.
В соответствии с подпунктом «а» п. 41 Основ
расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними
организациями или индивидуальными предпринимателями, включают в себя расходы на
оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных,
аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере,
определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением
расходов, отнесенных к производственным расходам.
Предприятие включило в состав данных расходов
расходы на оплату работ сторонних организаций, в том числе: связь и интернет –
38,0 тыс. руб., информационные услуги – 231,50 тыс. руб., управленческие услуги
– 142,70 тыс. руб.
Агентство включило в данную статью расходы в
общей сумме 45,74 тыс. руб., в том числе расходы за связь интернет в размере 38,00 тыс. руб. и расходы на информационные услуги
– 7,74 тыс. руб.
Суд соглашается с позицией Агентства. В
противоречие с п. 19 Основ на предприятии отсутствует учет затрат по
регулируемым видам деятельности раздельно
по каждой технологически не связанной централизованной системе
водоснабжения. Кроме того, предприятие не представило распределение
административных расходов по регулируемым видам деятельности. В связи с этим
Агентство взяло для расчета расходы по данной статье, утвержденные истцу на
2022 года (7,12 тыс. руб.) с увеличение данной суммы на ИПЦ, что соответствует
положениям п. 22 Основ (л.д. 6 т.2).
Заявленные предприятием управленческие
расходы были исключены Агентством из расчета ввиду отсутствия расшифровки
указанных расходов.
Также не были включены Агентством в расчет
заявленные предприятием расходы на страхование производственных объектов и на
обучение персонала. Данные расходы не были понесены предприятием ни в 2021, ни
в 2022 году, расчет указанных расходов представлен не был.
Также не включило Агентство в расчет
заявленные предприятием в составе административных расходов прочие
административные расходы в размере 345,00 тыс. руб., поскольку предприятие не
представило обоснование заявленной суммы. В ходе рассмотрения дела истец также
не смог пояснить, какие расходы были включены в данную статью (л.д. 7, 85
т.2).
Предприятие заявило расходы на электрическую
энергию на 2023 год в размере 10 440 тыс. руб., на 2024 года –
11 312,50 тыс. руб., на 2025 года – 11 775,00 тыс. руб.
Агентство утвердило данные расходы на 2023 года в размере 6 611,30 тыс.
руб., на 2024 год – 6877,28 тыс. руб., на 2025 года – 7158,45 тыс. руб. (л.д. 8
т.2).
Согласно представленным истцом пояснениям
(л.д. 85 т.2) расчет данных расходов произведен следующим образом: поскольку
предприятие осуществляет свою деятельность
с 1 июля 2021 года, сведения за 2021 год были представлены частично.
Предположительное ежемесячное потребление электроэнергии составляет
100 000кВт, в денежном выражении 870,0 тыс. руб. Таким образом, за год данные затраты будут составлять
10 440,0 тыс. руб.
Суд не согласен с представленным истцом
расчетом расходов на электроэнергию.
В соответствии с п. 48 Основ расходы
регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность),
тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду
определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически,
технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии
(мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на
соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию
(мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов,
холодную воду.
Согласно п. 43 Методических указаний при
определении расходов на приобретение электрической энергии (мощности) и
холодной воды учитываются значения долгосрочных параметров регулирования
тарифов, таких как удельный расход электрической энергии и уровень потерь воды
в случае, если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных
параметров регулирования.
Предприятие не представило расчет удельного
расхода электрической энергии. В связи с этим на основании п. 15 Правил
Агентство приняло в расчет удельный расход электроэнергии на подъем 1 куб.м
воды в размере 2,666 квтч/1 куб.м,
установленный за предшествующие периоды регулирования. С учетом объема поднятой воды по *** (285
тыс. куб.м) и прогнозного тарифа на электроэнергию 8,70 руб./Квтч, экономически
обоснованные затраты составят 6611,30 тыс. руб. на 2023 год, на 2024 года
-6877,28 тыс. руб. (с учетом прогнозного тарифа на электроэнергию 9,05
руб./Квтч), на 2025 года – 7158,45 тыс. руб. (с учетом прогнозного тарифа на
электроэнергию 9,42 руб./Квтч.). Суд соглашается с данным расчетом.
В соответствии с п. 49 Методических указаний
неподконтрольные расходы включают в себя:
1) расходы на оплату товаров (услуг, работ),
приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
2) расходы на уплату налогов, сборов и других
обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное
воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой
организации нормативов и (или) лимитов;
3) расходы на арендную плату и лизинговые
платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 29
настоящих Методических указаний;
4) расходы по сомнительным долгам для
гарантирующей организации в размере не более 2 процентов от необходимой валовой
выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги
в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период
регулирования;
5) экономию средств, достигнутую в результате
снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования и
рассчитанную в соответствии с пунктами 53
- 60
настоящих Методических указаний;
6) расходы на обслуживание бесхозяйных сетей,
эксплуатируемых регулируемой организацией в размере, определенном органом
регулирования тарифов исходя из стоимости мероприятий по реконструкции и
модернизации, текущему и капитальному ремонту таких сетей;
7) расходы на компенсацию экономически
обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при
установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных
доходов;
8) расходы на концессионную плату;
9) расходы концессионера на осуществление
государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности
концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети,
канализационные насосные станции в составе объекта концессионного соглашения и
(или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному
соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с
объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве
собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании
государственного или муниципального унитарного предприятия на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или
муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного
управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в
установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного
кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором
отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически
понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение
соответствующих действий;
10) расходы на реагенты.
Предприятие в составе неподконтрольных
расходов по *** заявило расходы в сумме 401,17 тыс. руб. – на 2023 год, в том
числе 134,02 тыс. руб. – расходы на тепловую энергию, 75,00 тыс. руб. – водный
налог, 20,00 тыс. руб. - плата за негативное воздействие, 165,55 тыс. руб. –
прочие налоги и сборы, 6,60 тыс. руб. – расходы на реагенты.
На
2024 год - 416,00 тыс. руб., в том числе 138,50 тыс. руб. – расходы на
тепловую энергию, 78,00 тыс. руб. – водный налог, 22,00 тыс. руб. - плата за
негативное воздействие, 170,50 тыс. руб. – прочие налоги и сборы, 7,00 тыс.
руб. – расходы на реагенты.
На 2025 го – 429,70 тыс. руб., в том числе
142,70 тыс. руб. – расходы на тепловую энергию, 80,00 тыс. руб. – водный налог,
24,00 тыс. руб. - плата за негативное воздействие, 175,80 тыс. руб. – прочие
налоги и сборы, 7,20 тыс. руб. – расходы на реагенты.
Агентство утвердило указанные расходы в
следующем размере:
На 2023 год – 236,86 тыс. руб., в том числе
58,86 тыс. руб. – расходы на тепловую энергию, 75,00 тыс. руб. – водный налог,
00,00 тыс. руб. - плата за негативное воздействие, 103,00 тыс. руб. – прочие
налоги и сборы, 00,00 тыс. руб. – расходы на реагенты.
На 2024 год - 246,57 тыс. руб., в том числе
61,57 тыс. руб. – расходы на тепловую энергию, 78,00 тыс. руб. – водный налог,
00,00 тыс. руб. - плата за негативное воздействие, 107,00 тыс. руб. – прочие
налоги и сборы, 00,00 тыс. руб. – расходы на реагенты.
На 2025 год – 255,03 тыс. руб., в том числе
64,03 тыс. руб. – расходы на тепловую энергию, 80,00 тыс. руб. – водный налог,
00,00 тыс. руб. - плата за негативное воздействие, 111,00 тыс. руб. – прочие
налоги и сборы, 00,00 тыс. руб. – расходы на реагенты (л.д. 9 т.2).
Суд соглашается с расчетом Агентства.
В соответствии с п. 48 Основ расходы
регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность),
тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду
определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически,
технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии
(мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на
соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность),
тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную
воду.
Предприятие не представило расчет расходов на
тепловую энергию, поскольку сведения за 2021 год имелись только за период с 1
июля 2021 года.
Агентство при расчете расходов на тепловую
энергию исходили из утвержденного предприятию на 2022 год плана – 54,00 тыс.
руб. с применением ИПЦ в размере 9% для тепловой энергии на 2023 год.
Расходы на водный налог утверждены в
предложенном предприятием размере.
Расходы по оплате за негативное воздействие и
на реагенты в 2021 году предприятие фактически не понесло. В связи с этим данные расходы не были включены на
2023-2025 годы. Кроме того, предприятием не был представлен расчет расходов на реагенты.
В аналогичном порядке Агентство производило
расчет всех заявленных предприятием расходов по другим населенным пунктам.
Суд не может
согласиться с расчетом расходов
на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование,
выплачиваемые из фонда оплаты труда основного производственного персонала
(данные расходы относятся к производственным расходам).
Расчет нормы численности и определения общей
предельной численности работников организации водопроводно-канализационного
хозяйства производится в соответствии с Приказом Минстроя России от 23 марта
2020 года № 154/пр «Об утверждении Типовых отраслевых норм численности
работников водопроводно-канализационного хозяйства» (далее также Типовые
нормы).
В соответствии с п. 2 Типовых норм нормы
численности рассчитываются, в том числе, исходя из 40-часовой рабочей недели
независимо от сменности работы персонала.
Согласно п. 7 Типовых норм при расчете
численности работников организаций водопроводно-канализационного хозяйства,
обслуживающих две и более обособленные системы водоснабжения и (или)
водоотведения, допускается применять Типовые нормы численности отдельно для
каждой из обслуживаемых систем.
Пунктом 8 Типовых норм предусмотрено, что в
зависимости от возложенных задач, режимов работы, применяемых технологий,
специфики деятельности и других факторов возможно увеличение или уменьшение
фактической штатной численности организаций водопроводно-канализационного
хозяйства по сравнению с численностью работников, определенной настоящими
нормами труда (с обоснованием необходимой численности).
В случае, если полученное при расчете
численности работников в соответствии с Типовыми нормами численности значение
не является целым числом, такое значение округляется до целого числа в большую
сторону (п.9 Типовых норм).
Из экспертного заключения следует, что по
р.п. Вешкайма предприятие предложило согласно штатному расписанию 9 человек
производственных рабочих (машинист насосной станции 3 разряда).
В соответствии с п. 11 и таблицей 18 Типовых
норм расчет численности производственного персонала производится исходя из
производительности насосной станции.
В целях корректного определения нормы
численности работников:
при одновременном обслуживании совмещенных
насосных станций одним и тем же персоналом производительность насосных станций
определяется по суммарной производительности одновременно обслуживаемых
насосных станций;
при одновременном обслуживании двух и более
насосных станций норма численности работников определяется исходя из
установленной суммарной производительности насосных станций с учетом
коэффициента 1,1.
Численность машинистов для обслуживания
частично автоматизированных насосных установок устанавливается с учетом степени
автоматизации с понижающим коэффициентом не более 0,5.
Согласно таблице 18 Типовых норм при
производительности насосной станции до 15 тыс. куб.м /сутки норма численности
работников составляет 5-6 человек.
Для расчета нормы численности
производственных рабочих используется значение «производительность насосной
станции». Этот показатель рассчитывается путем деления объема поднятой воды на
количество суток в году.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на
предприятие отсутствует прибор учета поднятой воды.
В своей производственной программе
предприятие предложило значение объема поднятой воды в размере 680 тыс. куб.м.
Вместе с тем водоснабжения предприятие
указало, что объем поднятой воды составил 748 тыс. куб. м. Таким образом, уже в представленных самим
предприятием документах имелось расхождение.
При этом в ходе рассмотрения дела было
установлено, что на предприятии отсутствует прибор учета объема поднятой воды.
Какого-либо расчета заявленного объема поднятой воды предприятием представлено
в Агентство не было.
В связи с этим для расчета мощности насосной
станции Агентством в расчет был принят показатель объема поднятой воды в
размере 502,82 тыс. куб.м по всему предприятию, утвержденный для
предприятия-предшественника.
Таким образом, мощность насосной станции
составила: 502,82 тыс. куб.м : 365 дней = 1,4 тыс. куб.м/сутки.
При выведении пропорции для подсчета численности
производственных рабочих Агентство учитывало наименьшее число (5 из 6).
Расчет следующий: 1,4 тыс. куб.м/сутки х 5
человек / 15 тыс. куб.м х 1,1 (коэффициент сменности) х 1,1 (коэффициент,
поскольку насосных станций2) = 0,56 чел.
Вместе с тем при данном подсчете Агентство не
учло положения п. 9 Типовых норм, согласно которому в случае, если полученное при расчете
численности работников в соответствии с Типовыми нормами численности значение
не является целым числом, такое значение округляется до целого числа в большую
сторону.
Таким образом, значение численности
производственных рабочих не может быть менее 1.
При этом из пояснений представителя истца
следует, что фактически в штате предприятия 9 человек машинистов насосной
станции, которые задействованы на станции первого и второго подъема. Расстояние
между станциями первого и второго подъема составляет 11 км. Количество штатных
единиц рассчитано в зависимости от того, что осуществляется двойная перекачка
питьевой воды, поступающей из ***, которое находится на ***. Уровень подъема
воды 180 м. Данные объекты должны находиться постоянно под наблюдением,
поскольку на станции 2-го подъема осуществляется подкачка воды для поселка в
ручном режиме. В случае остановки работы насосов весь рабочий поселок останется
без воды.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит
к выводу о том, что с учетом нормальной продолжительности труда в течение суток
на каждой насосной станции должно работать не менее 3х машинистов.
Пункт 8 Типовых норм предусматривает
возможность в зависимости от возложенных задач, режимов работы, применяемых
технологий, специфики деятельности и других факторов увеличение фактической
штатной численности организаций водопроводно-канализационного хозяйства по
сравнению с численностью работников, определенной настоящими нормами труда (с
обоснованием необходимой численности).
В данном случае неверное определение
Агентством численности производственных рабочих по *** привело к неверному
расчету фонда оплаты труда и отчислений на социальные нужды (т. 2 л.д. 123
оборот, пункты 1.3-1.3.4).
Подобная ошибка в расчете - отсутствует
округление до целого числа в большую сторону, что в свою очередь ведет к
неверному исчислению фонда оплаты труда и отчислений на социальные нужды, присутствует и в расчетах расходов на оплату
труда и страховые взносы на обязательное
социальное страхование, выплачиваемых из фонда оплаты труда ремонтного
персонала (входят в состав ремонтных расходов – п. 40 Основ), и в расчетах расходов на оплату труда и страховые взносы
на обязательное социальное страхование, выплачиваемых из фонда оплаты труда
административно-управленческого персонала (входят в состав административных
расходов – п. 41 Основ):
- *** – п. 1.7-1.7.3 – (л.д. 124 т.2) –
расходы на оплату труда и отчисления на соцнужды АУП с налогами и сборами.
- *** - п. 1.7-1.7.4- (т.2 л.д. 125 оборот)
- расходы на оплату труда и отчисления
на соцнужды АУП с налогами и сборами.
- *** – п. 1.5-1.5.4 (т.2 л.д. 126 оборот) –
расходы на оплату труда и отчисления на соцнужды АУП с налогами и сборами; п. 1.7-1.7.4 (т.2 л.д. 127) – расходы на
оплату труда и отчисления на соцнужды АУП с налогами и сборами.
- *** – п. 1.5-1.5.4 (т.2 л.д. 128) - расходы
на оплату труда и отчисления на соцнужды ремонтного персонала с налогами и
сборами); п. 1.7-1.7.4. – (т.2 л.д. 128 оборот) – расходы на оплату труда и
отчисления на соцнужды АУП с налогами и сборами.
- *** – п. 1.7-1.7.4 (л.д. 130 т.2) – расходы
на оплату труда и отчисления на соцнужды АУП с налогами и сборами).
- *** – п. 1.7-1.7.4 (т.2 л.д. 131) - расходы
на оплату труда и отчисления на соцнужды АУП с налогами и сборами.
- ***
- п. 1.7-1.7.4 (т.2 л.д. 132 оборот) - расходы на оплату труда и
отчисления на соцнужды АУП с налогами и сборами.
- *** – п. 1.5-1.5.4 (т.2 л.д. 133 оборот) -
расходы на оплату труда и отчисления на соцнужды ремонтного персонала с налогами
и сборами; п 1.7-1.7.4 (т.2л.д. 134) - расходы на оплату труда и отчисления на
соцнужды АУП с налогами и сборами).
- *** – п.1.5-1.5.4 (т.2 л.д. 135) - расходы
на оплату труда и отчисления на соцнужды ремонтного персонала с налогами и сборами;
п. 1.7-1.7.4 (т.2 л.д. 135) - - расходы на оплату труда и отчисления на
соцнужды АУП с налогами и сборами).
- МО «Каргинское сельское поселение» - п.
1.7-1.7.4- т.2 л.д. 136 оборот) - расходы на оплату труда и отчисления на
соцнужды АУП с налогами и сборами).
- *** - п. 1.5-1.5.4 (т.2 л.д. 137 оборот - расходы
на оплату труда и отчисления на соцнужды ремонтного персонала с налогами и
сборами; п. 1.7-1.7.4 (т.2 л.д. 138 оборот) - расходы на оплату труда и
отчисления на соцнужды АУП с налогами и сборами).
При этом суд
учитывает, что Агентством не представлены сведения, каким образом производился
расчет численности персонала. Из пояснений свидетеля *** (главный консультант
отдела регулирования жилищно-коммунального комплекса Агентства) следует, что
при расчете тарифа Агентство снижало заявленные предприятием показатели с
целью, чтобы установленный тариф не превышал предельный индекс роста тарифа.
Суд не может согласиться с позицией Агентства.
Действительно, п. 13 Основ предусмотрено, что
органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и
водоотведения в таком размере, чтобы рост тарифов на питьевую воду (питьевое
водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не
превышал установленных предельных индексов.
Постановлением Постановление Правительства РФ
от 14 ноября 2022 года № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен
(тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений
в некоторые акты Правительства Российской Федерации» индексы изменения размера
вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской
Федерации на декабрь 2022 года
установлены в размере 9 процентов.
Установленный Агентством на 2023 год тариф на
питьевое водоснабжение рассчитан в пределах указанного индекса.
Положения законодательства об установлении
тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в пределах
установленных по субъекту Российской Федерации предельных индексов направлено
на защиту прав потребителей с целью избежать большого «скачка» цен.
Для организаций, оказывающих услуги по
водоснабжению и водоотведению для расчета тарифа используется НВВ, которая определяется исходя из экономически
обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида
деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых
значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности
объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения,
установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и
водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической
эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или)
водоотведения) (п. 24 Основ). Данное положение законодательства направлено на
защиту прав организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности,
поскольку за счет устанавливаемого тарифа организация должна покрывать
понесенные ею расходы на предоставляемые ею услуги.
Таким образом, тариф для организаций,
осуществляющих регулируемые виды деятельности, должен быть установлен на основе
НВВ. В случае, если рассчитанный на основе НВВ тариф будет превышать установленный
в субъекте предельный индекс, орган тарифного регулирования должен установить
для потребителей тариф в пределах предельного индекса с возмещением
организации, оказывающей регулируемые виды деятельности недополученных доходов
за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 26 ст. 32 Закона «О водоснабжении и
водоотведении» предусмотрено, что наряду со льготами, установленными
федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере
водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего
закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации
устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления
льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее
водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
29 августа 2022 года на территории
Ульяновской области принят Закон № 71-ЗО «О льготных тарифах (льготах) в сферах
теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ульяновской области».
Согласно ст. 2 указанного Закона льготные
тарифы (льготы) - тарифы в сферах теплоснабжения, водоснабжения и (или)
водоотведения, установленные исполнительным органом Ульяновской области,
осуществляющим государственное управление в сфере государственного
регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в размере ниже экономически
обоснованного уровня тарифов.
При этом экономически обоснованный уровень
тарифов - уровень тарифов, установленный уполномоченным органом исходя из
экономически обоснованных затрат регулируемых организаций;
В соответствии со
ст. 3 указанного Закона право на использование льготных
тарифов имеют:
1) физические лица,
проживающие в границах территорий муниципальных образований Ульяновской
области, указанных в статье 4
настоящего Закона, являющиеся потребителями тепловой энергии, теплоносителя,
горячей воды, холодной воды и (или) услуг по водоотведению и относящиеся к
категории «население»;
2) управляющие организации, товарищества
собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные
потребительские кооперативы, приобретающие тепловую энергию, теплоноситель,
горячую воду, холодную воду и (или) услуги по водоотведению в целях
предоставления коммунальных услуг физическим лицам, указанным в пункте 1
настоящей статьи.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 4 указанного Закона
основанием для использования льготных тарифов на горячую воду и холодную воду
лицами, указанными в статье 3
настоящего Закона, является принятие уполномоченным органом решения об
установлении таких льготных тарифов в случае превышения изменения размера
совокупной платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанного с учетом
экономически обоснованного уровня тарифов, над индексами изменения размера
вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и предельно допустимыми
отклонениями от величины указанных индексов, утверждаемыми Правительством
Российской Федерации в муниципальном образовании «Вешкаймский район» - на
территориях муниципальных образований «Вешкаймское городское поселение» и
«Чуфаровское городское поселение».
Компенсация выпадающих доходов регулируемых
организаций осуществляется посредством предоставления им субсидий из областного
бюджета Ульяновской области, цели, условия и порядок
предоставления которых устанавливаются Правительством Ульяновской области в соответствии
с бюджетным законодательством (ст. 5).
Постановлением Правительства Ульяновской
области от 23 декабря 2022 года № 798-П утверждены Правила предоставления
субсидий из областного бюджета Ульяновской области областным государственным
казенным предприятиям в целях возмещения выпадающих доходов в связи с
установлением льготных тарифов (льгот) в сферах теплоснабжения, водоснабжения и
водоотведения». Данные правила предусматривают предоставление субсидий только
областным государственным казенным предприятиям, к которым МУП «Вешкаймское
водоснабжение» не относится.
Вместе с тем отсутствие на территории Ульяновской
области законодательных актов, регламентирующих порядок возмещения
муниципальным унитарным предприятиям, осуществляющим регулируемые виды деятельности,
выпадающих доходов не может являться основанием для необоснованного исключения
из НВВ регулируемой организации расходов, необходимых для осуществления ею
регулируемого вида деятельности.
В ходе рассмотрения дела было установлено,
что базовый уровень операционных расходов и, соответственно, НВВ рассчитаны с
нарушением норм действующего законодательства. Это, в свою очередь, привело к
установлению тарифа в необоснованном размере. В связи с этим требования истца подлежат удовлетворению
в части признания незаконным не всего приказа, а конкретных его пунктов, с которым истец не согласен.
Оспариваемый административным истцом приказ
следует признать не действующими в части с момента его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ
следует возложить на Агентство по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего
нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную
силу.
На основании пункта 2
части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит
опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную
силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».
Руководствуясь статьями 175-180,
215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное
исковое заявление МУП «Вешкаймское водоснабжение» о признании недействующим приказа
Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 25 ноября 2022
года № 312-П «Об утверждении производственной программы в сфере холодного
водоснабжения и об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое
водоснабжение) для МУП «Вешкаймское водоснабжение» МО «Вешкаймский район»
удовлетворить частично.
Признать
недействующими со дня принятия:
-
п. 1 Приказа в части раздела 4 Приложения № 1 к приказу,
-
п. 2 приказа - пункты 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1, 6.1, 7.1, 8.1, 9.1, 10.1, 11.1
Приложения № 2 к приказу в части
утвержденного уровня операционных расходов,
-
п. 3 приказа - Приложение № 3 к приказу Агентства по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области от 25 ноября 2022 года № 312-П «Об утверждении
производственной программы в сфере холодного водоснабжения и об установлении
тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для МУП «Вешкаймское
водоснабжение» МО «Вешкаймский район».
В
удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Возложить
на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по
принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления
решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения
подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную
силу в газете «Ульяновская правда».
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Трифонова Т.П.
Решение
изготовлено 20 декабря 2023 года.