Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Определение
Документ от 12.12.2023, опубликован на сайте 27.12.2023 под номером 110330, 2-я гражданская, о расторжении договора найма служебного жилого помещения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Связанные судебные акты:

О признании незаконным решения жилищной комиссии

Документ от 09.08.2024, опубликован на сайте 30.08.2024 под номером 114245, 2-я гражданская, о расторжении договора найма служебного жилого помещения, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ермолаева Т. П.                                                                         Дело № 33-5429/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                                 12 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И.,  Самылиной О.П.,

при секретаре Воронковой И.А., 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 2 июня 2023 года по делу № 2-321/2023, которым  постановлено:   

признать решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 1 от 18.02.2022 об отказе в признании Калашникова Виктора Анатольевича (*** года рождения, ИНН: ***) нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и передаче в собственность жилого помещения незаконным.

Признать за Калашниковым Виктором Анатольевичем (*** года рождения, ИНН: ***) право собственности на квартиру № ***.

В удовлетворении исковых требований прокуратуры Чувашской Республики к Калашникову Виктору Анатольевичу (*** года рождения,                                     ИНН: ***), Калашниковой Светлане Витальевне (*** года рождения, паспорт № ***), Калашниковой Юлии Викторовне (*** года рождения, свидетельство о рождении ***), Калашникову Максиму Викторовичу (*** года рождения, свидетельство о рождении ***) о расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании утратившими право пользования жилым помещением и о выселении из квартиры *** без предоставления другого жилого помещения отказать. 

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тихоновой Ю.В. и представителя прокуратуры Чувашской Республики Яковлева А.Г., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, Калашникова В.А., полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Калашников В.А. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о признании незаконным решения жилищной комиссии и признании права собственности.

Требования были мотивированы тем, что в период с 6 мая 1999 г. по 23 октября 2018 г. истец проходил службу в органах прокуратуры Чувашской Республики.

На основании решения жилищной комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 27 июня 2011 г. истцу, как состоящему в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, была представлена по договору найма служебного жилья от 27 июня 2011 г. трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: ***

С указанного времени истец, а также члены его семьи супруга Калашникова С.В., дети *** Ю.В. и  *** М.В.!% проживают в указанном жилом помещении.

11 января 2019 г. истец обратился в жилищную комиссию прокуратуры Чувашской Республики с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставлении единовременной социальной выплаты либо предоставлении занимаемой им служебной квартиры. На основании решения жилищной комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 2 сентября 2019 г. заявление истца было оставлено без удовлетворения.

15 сентября 2021 г. истец, собрав необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в улучшение жилищных условий, вновь обратился в жилищную комиссию прокуратуры Чувашской Республики с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставлении единовременной социальной выплаты либо предоставлении занимаемой им служебной квартиры.

17 сентября 2021 г. жилищной комиссией прокуратуры Чувашской Республики было принято решение внести предложения прокурору Чувашской Республики о наличии оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания истца нуждающимся в предоставлении единовременной социальной выплаты. Также жилищной комиссией прокуратуры Чувашской Республики было принято решение внести предложения прокурору Чувашской Республики о наличии оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для предоставления истцу вместо единовременной социальной выплаты занимаемого служебного жилого помещения по адресу: *** в собственность.

Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. истцу было отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку на дату подачи заявления истец был уволен из органов прокуратуры и в период прохождения службы нуждающимся в жилых помещениях не признавался. Также на заседании данной жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации было принято решение не входить с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления истцу занимаемого служебного жилого помещения по адресу: *** в собственность.

Истец полагает, что решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. является незаконным и нарушающим его жилищные права, поскольку в период прохождения службы он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствует выписка из протокола заседании жилищной комиссии прокуратуры Чувашской Республики от  23 июня 2005 г.

В связи с этим истец просил суд признать решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. незаконным и  признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***

Прокуратура Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Калашникову В.А., Калашниковой С.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних *** Ю.В. и *** М.В.!%, о расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании утратившими право пользования жилым помещением и о выселении без предоставления другого жилого помещения.

Требования были мотивированы тем, что 27 июня 2011 г. между прокуратурой Чувашской Республики (наймодатель) и Калашниковым В.А. (наниматель), который являлся сотрудником прокуратурой Чувашской Республики, заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ***

Указанное жилое помещение находится в федеральной собственности, включено в специализированный жилищный фонд, принадлежит прокуратуре Чувашской Республики на праве оперативного управления.

Совместно с Калашниковым В.А. в служебное помещение вселена его супруга Калашникова С.В., а также го несовершеннолетние дети ***

Приказом прокурора Чувашской Республики от 3 октября 2018 г. Калашников В.А. уволен из органов прокуратуры с 23 октября 2018 г. по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.

Названное обстоятельство свидетельствует о наличии правовых оснований для расторжения с Калашниковым В.А. договора найма служебного жилого помещения.

В связи с этим прокуратура Чувашской Республики просила суд расторгнуть договор найма служебного помещения по адресу:  ***  от 27 июня 2011 г., признать Калашникова В.А., Калашникову С.В., ***  утратившими право пользования данным служебным жилым помещением, а также выселить указанных лиц из служебного жилого помещения.

Определением суда первой инстанции от 1 февраля 2023 г. указанные гражданские дела объединены в одно производство.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Генеральная прокуратура Российской Федерации просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Калашникова В.А., а исковые требования прокуратуры Чувашской Республики удовлетворить. 

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что принятие Калашникова В.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 23 мая 2005 г. и предоставление ему в 2011 г. служебной квартиры не может расцениваться как принятие истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или предоставления занимаемого жилого помещения в собственность в порядке, предусмотренном положениями статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Жилищная комиссия прокуратуры Чувашской Республики не обладает полномочиями по постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или предоставления занимаемого жилого помещения в собственность. Вывод суда об обратном противоречит требованиям действующего законодательства. На момент обращения истца с соответствующим заявлением от 15 сентября 2021 г. правоотношения  по обеспечению истца жильем регулировались статьей 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 г. № 624 «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями». Решение суда в части признания за истцом права собственности на служебную квартиру существенно нарушает нормы материального права. Признание судом первой инстанции права собственности на занимаемое жилое помещение за истцом при отсутствии соответствующих решений жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации влечет подмену их функций и противоречит установленному порядку обеспечения жильем работников прокуратуры. При этом суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований прокуратуры Чувашской Республики, не учел, что спорная квартира предоставлена истцу на период службы в органах прокуратуры, его право пользования служебным жилым помещением в соответствии с положениями части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации прекращено с момента увольнения из органов прокуратуры.

В апелляционной жалобе прокуратура Чувашской Республики также просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Калашникова В.А., а исковые требования прокуратуры Чувашской Республики удовлетворить. 

В обоснование апелляционной жалобы прокуратура Чувашской Республики приводит доводы  аналогичные тем, что изложены в апелляционной жалобе Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Дополнительно указывает, что прекращение Калашниковым В.А. трудовых отношений с прокуратурой Чувашской Республики является основанием для расторжения договора найма служебного жилого помещения от 27 июня 2022 г. и признания Калашникова В.А.  и членов его семьи утратившими право пользования жилым помещением. К лицам, которые не подлежат выселению из служебных жилых помещений в силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, Калашников В.А.  и членов его семьи не относятся.

В возражениях на апелляционную жалобу Калашников В.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что  истец Калашников В.А. в период с 6 мая 1999 г. по 23 октября 2018 г. проходил службу в органах прокуратуры Чувашской Республики.

Решением жилищно - бытовой комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 23 июня 2005 г. Калашников В.А. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 23 июня 2005 г.

На основании решения жилищной комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 27 июня 2011 г. истцу, как состоящему в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, была представлена по договору найма служебного жилья от 27 июня 2011 г. трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: ***

Истец Калашников В.А., а также члены его семьи супруга Калашникова С.В., дети ***. зарегистрировались в указанном жилом помещении.

11 января 2019 г. Калашников В.А. обратился в жилищную комиссию прокуратуры Чувашской Республики с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставлении единовременной социальной выплаты либо предоставлении занимаемой им служебной квартиры. На основании решения жилищной комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 2 сентября 2019 г. заявление истца было оставлено без удовлетворения.

15 сентября 2021 г. Калашников В.А. вновь обратился жилищную комиссию прокуратуры Чувашской Республики с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставлении единовременной социальной выплаты либо предоставлении занимаемой им служебной квартиры.

17 сентября 2021 г. жилищной комиссией прокуратуры Чувашской Республики было принято решение внести предложения прокурору Чувашской Республики о наличии оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания Калашникова В.А. нуждающимся в предоставлении единовременной социальной выплаты. Также жилищной комиссией прокуратуры Чувашской Республики было принято решение внести предложения прокурору Чувашской Республики о наличии оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для предоставления Калашникову В.А.  вместо единовременной социальной выплаты занимаемого служебного жилого помещения по адресу: *** в собственность.

Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. Калашникову В.А. было отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку на дату подачи заявления истец был уволен из органов прокуратуры и в период прохождения службы нуждающимся в жилых помещениях не признавался. Также на заседании данной жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации было принято решением не входить с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления истцу занимаемого служебного жилого помещения по адресу: *** в собственность.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 44, 44.1, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», положениями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 г.  № 624 «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями», установив указанные обстоятельства, пришел к выводу об удовлетворении иска Калашникова В.А. о признании решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. незаконным  и признании за ним  право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, в связи с чем отказал в удовлетворении требований прокуратуры Чувашской Республики о расторжении с Калашниковым В.А. договор найма указанного служебного помещения от 27 июня 2011 г., признании  Калашникова В.А., Калашникову С.В., ***  утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что Калашников В.А. в установленном законом порядке признан нуждающимся в жилых помещениях и поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в период прохождения им службы в органах прокуратуры. На момент обращения в прокуратуру Чувашской Республики с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставлении единовременной социальной выплаты либо предоставлении занимаемой служебной квартиры Калашников В.А. соответствовал предъявляемым законом требованиям относительно стажа работы в органах прокуратуры (более 10 лет) и являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Учитывая данные обстоятельства, суд указал на то, что поскольку на момент увольнения из органов прокуратуры в отношении Калашникова В.А. имелось принятое жилищной комиссией прокуратуры Чувашской Республики решение о признании нуждающимся в жилых помещениях, то право на предоставление жилого помещения в собственность должно быть сохранено за ним после увольнения. В связи с этим суд признал решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. незаконным, признав за Калашниковым В.А. право собственности на служебное жилое помещение.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с существенным нарушением требований норм материального права.

Жилищное обеспечение прокуроров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 г.           № 624 «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями».

В соответствии с пунктом 1 статьи 44.1 Закона о прокуратуре обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).

Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры (пункт 3 статьи 44.1 Закона о прокуратуре).

В пункте 2 статьи 44.1 Закона о прокуратуре предусматривается возможность предоставления прокурорам и пенсионерам органов прокуратуры вместо единовременной социальной выплаты жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации при наличии предусмотренных указанной статьей оснований и условий.

Согласно подпункту «а» пункта 17 статьи 44.1 Закона о прокуратуре право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным указанной статьей.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16 ноября 2018 г. № 769 утверждено Положение о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, согласно которому проверка нуждаемости прокуроров, рассмотрение вопросов о признании их нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия на соответствующий учет относиться к компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, жилищные комиссии прокуратур субъектов Российской Федерации такими полномочиями не наделены.

Удовлетворяя исковые требования Калашникова В.А., суд первой инстанции исходил из того, что истец решением жилищно - бытовой комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 23 июня 2005 г.  был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на основании решения жилищной комиссии прокуратуры Чувашской Республики от 27 июня 2011 г.  ему было представлено служебное жилое помещение.

Между тем жилищная комиссия прокуратуры Чувашской Республики не правомочна определять нуждающихся в жилых помещениях прокуроров в целях предоставления единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность на основании статьи 44.1 Закона о прокуратуре.

Кроме того, решением от 23 июня 2005 г. нуждаемость Калашникова В.А. определялась применительно к месту его службы - в г. Чебоксары, в то время как в силу пункта 5 статьи 44.1 Закона о прокуратуре определение уровня обеспеченности (нуждаемость) общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих прокурору и (или) членам его семьи на праве собственности, то есть на всей территории Российской Федерации.

Статьей 44.1 Закона о прокуратуре в качестве общего правила обеспечения прокуроров жилыми помещениями предусмотрено предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 1).

Предоставление прокурору вместо единовременной социальной выплаты занимаемого им во время службы служебного жилого помещения в собственность императивным требованием закона не является и может быть реализованное только по решению Генерального прокурора Российской Федерации (пункт 2 статьи 44.1 Закона о прокуратуре).

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 г. № 624 утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) (далее - Положение), которым предусмотрена процедура признания прокурора нуждающимся для постановки на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (предоставления жилого помещения в собственность).

Пунктом 3.4 раздела 3 (Порядок предоставления единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) прокурорам (гражданам) Положения предусмотрено, что жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Комиссия) проверяется нуждаемость в жилых помещениях прокуроров (граждан), состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, определяется размер единовременной социальной выплаты согласно Правилам расчета размера единовременной социальной выплаты, и при наличии оснований для ее предоставления вносятся соответствующие предложения Генеральному прокурору Российской Федерации.

Согласно пункту 3.5 Положения решение о предоставлении прокурорам (гражданам) единовременной социальной выплаты принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается размер единовременной социальной выплаты, рассчитанной на день принятия соответствующего решения.

Прокуроры (граждане), состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающие в служебных жилых помещениях, вправе подать в жилищную комиссию по месту службы (по последнему месту службы) прокурора заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность с приложением необходимых документов.

Заявления и необходимые документы, представленные прокурорами (гражданами) органов прокуратуры, подлежат рассмотрению комиссиями и при наличии оснований и условий для предоставления занимаемого жилого помещения в собственность направлению в Комиссию после согласования с прокурорами субъектов Российской Федерации (пункт 3.8 Положения).

Решение о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается характеристика передаваемого жилого помещения, а также устанавливается обязанность по предоставлению в Главное управление обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации документов, подтверждающих факт регистрации права собственности на это жилое помещение, для прокуроров (граждан) центрального аппарата и органов прокуратуры - в отношении прокуроров (граждан) соответствующих органов прокуратуры (пункт 3.12 Положения).

Таким образом, приведенными выше нормативными положениями установлена исключительная компетенция принятия соответствующих решений Генеральным прокурором Российской Федерации на основании решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или о внесении предложения Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления занимаемого служебного жилого помещения в собственность прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Поскольку в установленном законе порядке истец Калашников В.А.  не был признан нуждающимся в жилом помещении, то у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. незаконным и признании за истцом  права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***

Указанным решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуре Чувашской Республике поручено провести мероприятия по расторжению заключенного с Калашниковым В.А. договора найма служебного помещения от 27 июня 2011 г. и освобождении спорного служебного помещения для последующего его распределения между состоящими на учете нуждающимися в служебных помещениях.

Пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, отнесенных к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Принятие решений по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда является полномочием федеральных органов исполнительной власти (абзац первый пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 г.          № 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации»).

Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (далее - жилые помещения) к специализированному жилищному фонду устанавливают Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные в соответствии со статьями 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 (далее - Правила).

В силу пункта 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).

В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Частью 1 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным данным кодексом основаниям.

Как указано в части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 данной статьи.

Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до добровольного освобождения нанимателем этого помещения. При отказе от добровольного освобождения служебного жилого помещения гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Из материалов дела следует, что квартира по адресу: *** находится в федеральной собственности, в установленном законе порядке включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к категории служебных жилых помещений.

Как следует из условий договора найма служебного жилья от 27 июня 2011 г., вышеуказанная квартира предоставлялась Калашникову В.А. для временного проживания.

Прокуратура Чувашской Республики направляла Калашникову В.А. письмо от 27 июня 2022 г. с требованием освободить указанное служебное жилое помещение в срок до 1 сентября 2022 г.

Принимая во внимание статус спорного жилого помещения,  прекращение в 2018 г. служебных отношений с Калашниковым В.А., учитывая вышеназванные положения действующего жилищного законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для расторжения заключенного между прокуратурой Чувашской Республики и Калашниковым  В.А. договора найма служебного жилья от 27 июня 2011 г., признания Калашникова В.А. и членов его семьи утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: *** и их выселения.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункт 4 часть 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Допущенные судом первой инстанции нарушения являются существенными, повлиявшими на исход рассмотрения спора и могут быть исправлены только посредством отмены состоявшегося по делу решения.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении  требований Калашникова В.А. и удовлетворении требований прокуратуры Чувашской Республики.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 2 июня 2023 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Калашникова Виктора Анатольевича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о признании решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 1 от 18 февраля 2022 г. незаконным и признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***  отказать.

Исковые требования прокуратуры Чувашской Республики к Калашникову Виктору Анатольевичу, Калашниковой Светлане Витальевне, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ***, о расторжении договора найма служебного помещения, признании утратившими право пользования жилым помещением и  выселении удовлетворить.

Расторгнуть заключенный между Калашниковым Виктором Анатольевичем и прокуратурой Чувашской Республики договор найма служебного  жилого помещения по адресу:  ***  от 27 июня 2011 г.

Признать Калашникова Виктора Анатольевича, Калашникову Светлану Витальевну, *** утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу:  ***

Выселить Калашникова Виктора Анатольевича, Калашникову Светлану Витальевну, *** из служебного жилого помещения по адресу:  ***

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. 

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

 

Председательствующий 

 

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 декабря 2023 г.