Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об устранении санэпид нарушений
Документ от 20.12.2023, опубликован на сайте 26.12.2023 под номером 110306, 2-я гражданская, О возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0015-01-2023-000335-78

Судья Берхеева Г.И.                                                                         Дело №33а-5889/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        20 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 21 сентября 2023 года по делу №2а-247/2023, которым постановлено:

административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Новоспасский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, ул. Баранова, д. 66 (координаты не установлены); Ульяновская область, Новоспасский район, д. Малая Андреевка, ул. 1 Мая, д. 10 (координаты не установлены) оборудовать твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждениями обеспечивающими предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, не допускать установку контейнеров за пределами оборудованных площадок.

В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в части обязания муниципального учреждения администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области в срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить предложение в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о внесении в Территориальную схему обращения с отходами Ульяновской области и ее электронную модель контейнерных площадок, расположенных по адресам: Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, ул. Баранова, д. 66; Ульяновская область, Новоспасский район, д. Малая Андреевка, ул. 1 Мая, д. 10 отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области Пилипенко М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области Варламовой Ю.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

В обоснование административного иска указано, 17.05.2023 в ходе проведения осмотра шести мест накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в р.п. Новоспасское, д. Малая Андреевка Новоспасского района Ульяновской области Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области были выявлены нарушения норм п.3 раздела II СанПин 2.1.3684-21.

Актом выездного обследования Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области № 1 от 17.05.2023 установлено, что по адресу: р.п. Новоспасское, ул. Баранова, д. 66 на обочине дороги, на грунте расположены два контейнера для сбора ТКО. Контейнерная площадка не оборудована, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует. Данная контейнерная площадка отсутствует в Территориальной схеме обращения с отходами Ульяновской области.

По адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, д. Малая Андреевка, ул. 1 Мая, д. 10, на обочине дороги, на грунте расположены два контейнера для сбора ТКО. Контейнерная площадка не оборудована, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует. Контейнерная площадка имеет следы загрязнения (лежит мусор - пакеты, пластик, коробки и другие отходы). Данная контейнерная площадка отсутствует в Территориальной схеме обращения с отходами Ульяновской области.

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просило обязать административного ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по следующим адресам: Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, ул. Баранова, д. 66 (координаты не установлены); Ульяновская область, Новоспасский район, д. Малая Андреевка, ул. 1 Мая, д. 10 (координаты не установлены) оборудовать твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждениями, обеспечивающими предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки, не допускать установку контейнеров за пределы оборудованных площадок, а также возложить обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить предложение в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о внесении в Территориальную схему обращения с отходами Ульяновской области и ее электронную модель контейнерных площадок, расположенных по адресам: Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, ул. Баранова, д. 66; Ульяновская область, Новоспасский район, д. Малая Андреевка, ул. 1  Мая, д. 10.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.  

В обоснование жалобы указывает, что участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов не относится к вопросу местного значения района. Формулировка «участие» предполагает не весь спектр данного вида деятельности, а лишь какую-то часть, строго установленную нормативными актами. В настоящее время деятельность по накоплению, сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов в населенных пунктах на территории муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области осуществляет ООО «Межрегиональная экологическая компания». Региональный оператор при сборе твердых коммунальных отходов обязан возвращать контейнеры на оборудованные площадки.  

Обращает внимание, что администрация района в данных правоотношениях не является хозяйствующим субъектом, таким образом, административный истец не имел правовых оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении администрации.

Полагает, что акт выездного обследования от 17.05.2023 №1 содержит нарушения, в связи с чем данный документ и приложенные к нему материалы фотофиксации не могут являться доказательствами по делу. В действиях административного истца содержатся грубые нарушения требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), которые выражаются в отсутствии оснований проведения контрольных мероприятий, что влечет признание результатов такого мероприятия недействительными. 

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель заинтересованного лица, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствии неявившегося лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим. 

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст.3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 «СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Как установлено судом, Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области по поступившей из Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области информации о нарушении требований СанПин 2.1.3684-21 было проведено выездное обследование, в ходе которого осмотрены 6 мест для накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в р.п. Новоспасское и д. Малая Андреевка Новоспасского района Ульяновской области.

Согласно акту обследования и фотоматериалу к нему контейнерные площадки, расположенные по адресам: Ульяновская область, Новоспасский район, д. Малая Андреевка, ул. 1 Мая и Ульяновская область, р.п. Новоспасское, ул. Баранова, д.  66 – не имеют твердое бетонное покрытие, не огорожены. Контейнерные площадки по адресам: Ульяновская область, р.п. Новоспасское, пл. Макаренко, д. 35, д. 38, д. 40, д. 49 захламлены ТКО, валяются коробки, пакеты с отходами.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что спорные контейнерные площадки в нарушение приведенных выше требований санитарно-эпидемиологического законодательства не оборудованы твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, отсутствует ограждение с трех сторон, имеющиеся ограждения не предупреждают распространение отходов за пределы контейнерных площадок, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в указанной части.

Доводы административного ответчика о том, что административный истец не имел права проводить контрольные мероприятия в отношении администрации района без участия контролируемого лица, были предметом рассмотрения суда, и в решении им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Судебная коллегия отмечает, что оценка законности проведенной Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области не является предметом рассмотрения настоящего спора. Установленные же в ходе данной проверки обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении административным ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства (акт обследования и фотоматериалы) правомерно приняты судом в качестве доказательств по делу. 

Довод в апелляционной жалобе о наличии регионального оператора, осуществляющего сбор твердых коммунальных отходов, не освобождает орган местного самоуправления от возложенной на него обязанности по надлежащему содержанию мест сбора ТКО.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не находит.

Принятое по делу решение является правильным, основано на полной и объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении норм права, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.12.2023.