Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения о взыскании выплаты
Документ от 19.12.2023, опубликован на сайте 28.12.2023 под номером 110265, 2-я гражданская, о призании незакконной решение ОГКУ СЗН Ульяновской области о возврате ежемесячной компенцации на оплату коммунальных услуг за период с 01.08.22 по март 2023 в сумме 27 144 руб, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0018-02-2023-000101-86                                                                                              

Судья Можаева Е.Н.                                                                            Дело № 33-5786/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                19 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Азизовой Фявзии Дамировны на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 28 июля 2023 года, по гражданскому делу №2-2-94/2023, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Азизовой Фявзии Дамировны (паспорт серия *** №***, выданный ТП УФМС России по Ульяновской области в Старокулаткинском районе 17.02.2011) к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (ОГРН ***), отделению по предоставлению мер социальной поддержки по Старокулаткинскому району Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске (ОГРН ***) о  признании решения о возврате ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг за период с 01.08.2022 по март 2023 года незаконным, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя  Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,   судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Азизова Ф.Д. обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее - ОГКУСЗН Ульяновской области), отделению по предоставлению мер социальной поддержки по Старокулаткинскому району о признании решения незаконным.

Требования мотивировала тем, что она всю свою трудовую деятельность работала ***. 05.07.2022 с ней был расторгнут трудовой договор в связи с сокращением численности и штата работников. В соответствии с Законом Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО «О мерах социальной поддержки педагогических работников и некоторых других организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ульяновской области» она получала компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг. После расторжения трудового договора она обратилась в ОГКУСЗН Ульяновской области отделение по предоставлению мер социальной поддержки по Старокулаткинскому району. С 1 августа 2022 года по март 2023 года она получала компенсацию на оплату коммунальных услуг. 23.05.2023 в ее адрес поступило письмо из ОГКУСЗН Ульяновской области отделение по предоставлению мер социальной поддержки по Старокулаткинскому району о возврате излишне выплаченной ей компенсации на оплату коммунальных услуг за указанный период в сумме 27 144 рубля. При этом учреждение сослалось на неисполнение принятой на педагогического работника обязанности сообщать в территориальный орган о наступлении обстоятельств, влияющих на право получения ежемесячной денежной компенсации. При этом ответчик не учел, что она, как *** лично известила о расторжении трудового договора, кроме того в обязанности территориального органа социальной защиты населения входит  взаимодействие, в том числе с государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями в части предоставления документов (сведений) о лицах, получающих компенсацию по оплате коммунальных услуг.

Просила суд признать решение отделения по предоставлению мер социальной поддержки по Старокулаткинскому району ОГКУСЗН Ульяновской области о возврате ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг за период с 1 августа 2022 года по март 2023 года в сумме 27 144 рубля, незаконным.

Судом к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора МДОУ Старокулаткинский детский сад №1 «Гульчачак», Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Азизова Ф.Д. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Считает, что выполнила свою обязанность, сообщив в территориальный орган СЗН о расторжении трудового договора, поскольку нормами действующего законодательства не уточняется в какой форме, *** обязан выполнить данную обязанность. Считает, что суду надлежало допросить её коллегу Н*** Н.А., вместе с которой они обращались к ответчику.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

С 1 сентября 2023 года Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске упразднен, осуществление его функций передано Министерству социального развития Ульяновской области.

Судебной коллегией произведено процессуальное правопреемство стороны ответчика с Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске на его правопреемника Министерство социального развития Ульяновской области.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения был допущены судом первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Азизова Ф.Д., *** года рождения работала ***, с 31.03.2021 работала в должности ***к»,  являлась получателем ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате отопления и освещения как педагогический работник с  1 июня 2010 года (л.д. 73).

Ежемесячная денежная компенсация была назначена Азизовой Ф.Д. на основании имеющихся в территориальном органе документов и списков сельских специалистов, проживающих на территории Старокулаткинского района Ульяновской области  и имеющих право на льготное обеспечение природным газом, используемого на отопление по Закону Ульяновской области № 167-ЗО от 30.12.2005 «О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности на территории Ульяновской области» (л.д. 65-71, т.1).

Данная ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате отопления и освещения производилась  Азизовой Ф.Д. до 01.04.2023.

05.07.2022 Азизова Ф.Д. была уволена с должности ***», в связи с сокращением численности и штата работников по п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ, что подтверждается приказом № 34 от 05.07.2022 (л.д. 40, т.1).

На основании распоряжения Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г.Ульяновске (Старокулаткинский район) № ВД 17-172-10913-14, в связи с утратой *** основания, дающего право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг прекращено предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате отопления и освещения в сумме 4338 рублей с 01.04.2023 (л.д.128, т.1).

Отделением по предоставлению мер социальной поддержки ОГКУСЗН Ульяновской области 23.05.2023 в адрес Азизовой Ф.Д. было направлено письмо-уведомление, в котором она извещалась о прекращении предоставления компенсации за жилищно-коммунальные услуги, ей были разъяснены положения п.п. 2.9 Постановления Правительства Ульяновской области от 02.06.2010 №174-П о том, что  обо всех изменениях, влияющих на право получения ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг либо на объем и условия ее предоставления, *** обязан не позднее чем в месячный срок с даты наступления соответствующих обстоятельств известить территориальный орган, назначивший ежемесячную денежную компенсацию на оплату ЖКУ или ежемесячную денежную компенсацию на оплату коммунальных услуг. Излишне выплаченные суммы подлежат удержанию из сумм последующих выплат ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг в размере не более 30 процентов от начисленной суммы ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг, а при прекращении ее выплаты возвращаются педагогическим работником добровольно в месячный срок. В случае отказа или уклонения *** от добровольного возврата необоснованно полученной ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг она взыскивается центром социальных выплат в установленном законодательством порядке. Несвоевременное уведомление о наступивших изменениях привело к необоснованному получению ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг за период с 01.08.2022 по март 2023 года в размере 27 144 рубля. Предложено  Азизовой Ф.Д. оплатить данную задолженность в течение 30 дней (л.д. 7, т.1).

Не согласившись с данным решением, оформленным в виде уведомления, истица обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с увольнением с должности ***, Азизова Ф.Д. утратила статус ***, и, как следствие, право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной  денежной компенсации расходов по оплате отопления и освещения, следовательно, решение ответчика о возврате с нее ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг за период с 01.08.2022 по март 2023 года является законным.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 2 Закона Ульяновской области от 30.12.2005  № 167-ЗО «О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций, работающих и (или) проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ульяновской области» (далее Закон Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО) меры социальной поддержки предоставляются, педагогическим работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ульяновской области и работающим в образовательных организациях субъектов Российской Федерации или муниципальных образовательных организациях, находящихся в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.

В силу ч.1 ст. 3 Закона Ульяновской области от 30.12.2005 № 167 -ЗО лица, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 2 настоящего Закона, имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

На основании ч. 1 ст. 3.1 Закона Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО  (в ред. закона Ульяновской области от 02.06.2010 № 69-ЗО) ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением лицам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 2 настоящего Закона, предоставляется в размере 100 процентов расходов по оплате фактически занимаемой общей площади жилого помещения, по оплате отопления жилого помещения (в том числе по оплате приобретаемого топлива, не являющегося твердым) и электроэнергии на освещение жилого помещения.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.06.2010 № 174-П утвержден порядок предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения педагогическим работникам, работающим и (или) проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ульяновской области (далее Порядок предоставления компенсаций).

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления компенсаций, предоставление педагогическому работнику ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг осуществляется территориальными органами на основании: заявления о назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг с указанием состава семьи и способа перечисления (доставки) ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг; документов, удостоверяющих личность педагогического работника (паспорт или иные документы, удостоверяющие личность); документов, подтверждающих право педагогического работника на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг (трудовая книжка, трудовой договор, справка, выписка из приказов); документа, содержащего сведения о лицах, постоянно проживающих совместно с педагогическим работником по месту его жительства; документов, содержащих сведения о наличии (отсутствии) задолженности на первое число месяца обращения за предоставлением ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг; при наличии у педагогического работника задолженности - соглашения по погашению задолженности и (или) сведений о выполнении соглашения по ее погашению.

Согласно абз. 2 п.2.3 Порядка предоставления компенсаций, при наличии в территориальном органе сведений и документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, решение о предоставлении ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг педагогическому работнику с 1 июня 2010 года принимается территориальным органом без истребования заявления.

В соответствии с п.2.10 Порядка предоставления компенсаций, прекращение предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг осуществляется на основании решения территориального органа, которое оформляется в виде распоряжения руководителя территориального органа. Решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг принимается территориальным органом, в том числе и в случае утраты педагогическим работником основания, дающего право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг. В случае наступления обстоятельств, влекущих прекращение права на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг, ее выплата прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили названные обстоятельства.

Согласно п. 2.9 Порядка предоставления компенсаций, обо всех изменениях, влияющих на право получения ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг либо на объем и условия ее предоставления, педагогический работник обязан не позднее чем в месячный срок с даты наступления соответствующих обстоятельств известить территориальный орган, назначивший ежемесячную денежную компенсацию на оплату ЖКУ или ежемесячную денежную компенсацию на оплату коммунальных услуг.

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения этих обязанностей, а также при представлении заведомо неверных сведений, влияющих на размер ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг, излишне выплаченные по вине педагогического работника суммы ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг подлежат удержанию согласно пункту 2.8 настоящего Порядка.

Из п. 2.8 Порядка предоставления компенсаций следует, что излишне выплаченные суммы подлежат удержанию из сумм последующих выплат ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг в размере не более 30 процентов от начисленной суммы ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг, а при прекращении ее выплаты возвращаются педагогическим работником добровольно в месячный срок. В случае отказа или уклонения педагогического работника от добровольного возврата необоснованно полученной ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг она взыскивается центром социальных выплат в установленном законодательством порядке.

В суде первой инстанции истица ссылалась на то, что устно известила сторону ответчика о расторжении трудового договора в связи с сокращением численности штата работников, между тем специалистами ей не было разъяснено о необходимости направления письменного уведомления о расторжении с ней трудового договора.

Добросовестность гражданина (в данном случае Азизовой Ф.Д.) по требованиям о получении ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг  презюмируется.

Бремя доказывания недобросовестности истицы при получении спорных выплат лежит на ответчике, требующего возврата данной компенсации.

Между тем, каких-либо доказательств наличия в действиях Азизовой Ф.Д. при получении в период с 01.08.2022 по март 2023 года ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг признаков недобросовестности, материалы дела не содержат.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на оплату коммунальных услуг.

Ответчик, возражая против удовлетворения иска, ссылался на отсутствие уведомления со стороны истца о прекращении трудовых отношений с МДОУ Старокулаткинский детский сад № 1 «Гульчачак», что, по мнению стороны ответчика, свидетельствует о недобросовестности истицы.

С 01.01.2018 ОГКУ СЗН Ульяновской области в соответствии с Уставом исполняет полномочия по назначению гражданам социальных выплат и пособий.

В соответствии с п.2.3.1 Устава Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области организует информационное взаимодействие с органами и учреждениями системы труда и социального развития, а также иными  организациями всех видов и форм собственности (л.д.74-92, т.1).

Возложенные на ответчика функции предполагают возможность направления запросов в соответствующие органы и организации для предоставления сведений, позволяющих проверить достоверность имеющейся информации, касающейся льготной категории граждан, а при поступлении соответствующей информации о возможном отсутствии у гражданина права на получение льготы - приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты.

Как видно из материалов дела, ответчиком своевременная проверка обоснованности назначения и выплаты денежной компенсации истице не производилась.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что недобросовестность со стороны истца ответчиком не доказана, в связи с чем, у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

При этом, судебная коллегия отмечает, что со стороны ответчика не осуществлялся контроль за выплатой ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг Азизовой Ф.Д. на протяжении длительного времени с 01.08.2022 по март 2023 года.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункт 4 часть 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Допущенные судом первой инстанции нарушения являются существенными, повлиявшими на исход рассмотрения спора и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов истицы, и могут быть исправлены только посредством отмены состоявшегося по делу решения.

Таким образом, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований Азизовой Ф.Д.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 28 июля 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Азизовой Фявзии Дамировны (паспорт серия *** №***, выданный ТП УФМС России по Ульяновской области в Старокулаткинском районе 17.02.2011) о признании решения о возврате ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг за период с 01.08.2022 по март 2023 года незаконным, удовлетворить.

Признать незаконным решение, составленное в форме уведомления Отделения по предоставлению мер социальной поддержки по Старокулаткинскому району Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области от 23.05.2023 №318 в отношении Азизовой Фявзии Дамировны о возврате ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг за период с 01.08.2022 по март 2023 года в сумме 27 144 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Радищевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 декабря 2023 года.