Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании условий содержания ненадлежащими
Документ от 19.12.2023, опубликован на сайте 27.12.2023 под номером 110228, 2-я гражданская, об обязании администрации учреждения направить на медико-социальную экспертизу, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Федосеева С.В.                                                             Дело № 33а-5621/2023

73RS0013-01-2023-002082-84                                                                                                                                                                                                                                           

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                          19 декабря  2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дышекова Эльдара Руслановича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4 августа 2023 года по делу №2-1892/2023, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Дышекову Эльдару Руслановичу к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 73 Федеральной службы исполнения наказаний», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о понуждении к проведению обследования, направлению на проведение медико-социальной экспертизы, оказанию лечения, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Дышекова Э.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

установила:

 

Дышеков Э.Р. обратился с административным иском в суд к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о понуждении к проведению обследования, направлению на проведение медико-социальной экспертизы, оказанию лечения.

В обоснование требований указал, что он неоднократно обращался к начальнику ФКУ-Т Логинову А.Ю., сотруднику медицинской части Лосевой Е.А. с просьбой направить его для прохождения медико-социальной экспертизы, поскольку он имеет ряд хронических заболеваний, но они никаких действий не предприняли. В марте  2023 года он был направлен в областную больницу на обследование и лечение,  Лосева Е.А. не указала все его диагнозы в направлении. В больнице он пробыл менее 21 дня, не получил надлежащего обследования и лечения, на 10 сутки был этапирован в СИЗО, где пробыл около 10 суток в тяжелом состоянии здоровья, по прибытии ему не объяснили, почему ему не провели обследование и лечение.

Просил обязать ответчика направить его на проведение независимой           медико-социальной экспертизы с указанием перечисленных в исковом заявлении имеющихся у него заболеваний с целью установления структуры и степени ограничения его жизнедеятельности и реабилитационного потенциала. В связи с заболеваниями обязать провести сбор анализов, инструментальные исследования, консультации врачей; обязать после проведения обследования назначить и провести полное лечение по имеющимся и вновь выявленным заболеваниям.    

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 73 Федеральной службы исполнения наказаний», в качестве заинтересованного лица  - фельдшер филиала МЧ-1 ФКУ МСЧ ФСИН России по Ульяновской области Лосева Е.А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Дышеков Э.Р. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела. Неправильно применены нормы материального права.  Выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют  обстоятельствам дела. В ходе судебного разбирательства отсутствовала его медицинская карта и судом не была исследована медицинская документация в отношении административного истца  в полном объеме. В суд первой инстанции были представлены документы, согласно которым в ходе врачебной комиссии было принято решение об отказе в предоставлении направления административного истца на медико-социальную экспертизу, поскольку у него отсутствуют признаки инвалидности. Находясь на амбулаторном лечении в стационаре в период с 17.04.2023 по 28.04.2023, он должного лечения не получил.  Поскольку состояние его здоровья значительно ухудшилось и при каждом последующем направлении на обследовании в больнице у него выявляются новые заболевания, считает необходимым проведение в отношении него независимой медико-социальной экспертизы с целью установления его состояния здоровья.

В возражениях на апелляционную жалобу Федеральное казенное учреждение «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определением от 14.12.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч.1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия для заявителя (ч.5 ст.227.1 КАС РФ).

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требование административного истца об оспаривании решения, действия (бездействия) в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Дышеков Э.Р., *** года рождения, осужденный приговором Курганского районного суда Краснодарского края от 25.06.2020 по п. «а, в» ч.3 ст.158 УК РФ к 4 г. 6 мес. лишения свободы в ИК особого режима, начало срока 13.10.2020, конец срока – 02.05.2024. Постановлением Центрального районного суда г.Тольятти от 23.12.2022 переведен в тюрьму на оставшийся срок.

С 02.03.2023 отбывает наказание в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, состоит на профилактическом учете как склонный к совершению суицида и членовредительству (л.д. 53).

За время содержания в ФКУ Т зарекомендовал себя с отрицательной стороны, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Критику в свой адрес не воспринимает, ищет различные предлоги для оказания неповиновения представителям администрации. По характеру дерзкий,Ю наглый, часто создает провокационные конфликтные ситуации для поднятия своего авторитете среди осужденных. Наблюдается частая смена настроения, склонность к импульсивным реакциям, заниженный самоконтроль. Уровень развития ниже среднего (л.д.47-48).

По прибытии в учреждение в установленном порядке прошел медицинский осмотр, взят на «***» учет с диагнозом: ***. За медицинской помощью по состоянию здоровья Дышеков Э.Р. обращался неоднократно, в связи, с чем осматривался врачами социалистами МЧ-1 ФКУ МСЧ ФСИН России по Ульяновской области. По имеющимся заболеваниям проходил необходимые лабораторные и инструментальные обследования, получал амбулаторное лечение а соответствии с требованиями нормативных документов (л.д.49).

Обращаясь в суд, Дышеков Э.Р. указывал на неоднократные письменные и устные обращался с заявлениями о направлении его на МСЭ.

Согласно журналу №266  учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в корпусном отделении ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области Дышеков Э.Р. с заявлениями о проведении медицинского обследования, направлении его на МСЭ, ненадлежащем медицинском обслуживании к администрации исправительного учреждения не обращался              (л.д. 30-39).

Как видно из выписного эпикриза, Дышеков Э.Р. находился на стационарном лечении в *** отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России с 17.04.2023 по 28.04.2023 с диагнозом: ***. Проводилось обследование, были взяты анализы. Получил лечение, рекомендации. Выписан в удовлетворительном состоянии под наблюдение медицинских работников по месту отбывания наказания. Прогноз для жизни благоприятный. Рекомендаций по направлению Дышекова Э.Р. на медико-социальную экспертизу не было (л.д. 52).

Согласно выписке из медицинской карты Дышекова Э.Р. после 28.04.2023 он регулярно осматривался фельдшером, врачами, в том числе узкими специалистами, получал рекомендации, лечение (л.д. 49-51).

Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска Дышекова Э.Р., суд первой инстанции исходил из того, что оснований для направления и проведения медико-социальной экспертизы в отношении Дышекова Э.Р. не имеется, поскольку в плановом порядке он получает консультации врачей, исследования, лечение, рекомендаций врачей по направлению административного истца на МСЭ не поступало. 

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в силу п.4 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 № 285 (далее – Порядок) медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению осужденного (его законного представителя), которое подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения (п. 8 Порядка).

Аналогичное положение содержится в п.8 Порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минюста России от 02.10.2015 №233.

Медико-социальная экспертиза осужденных проводится в порядке, определяемом Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 №588 «О признании лица инвалидом» (п.2 Приказа Минюста России от 02.10.2015 №233).

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

В направлении на медико-социальную экспертизу указываются сведения из согласия на направление и проведение медико-социальной экспертизы, данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о проведенных реабилитационных мероприятиях, а также сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.

Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболеваний в целях проведения медико-социальной экспертизы утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 10.06.2021 №402н/631н.

Материалами дела подтверждается, что медицинское обеспечение Дышекова Э.Р. организовано в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» и требованиями приказа Минюста России от 28.12.2017 №285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».

Оснований для направления и проведения медико-социальной экспертизы в настоящее время судом не установлено.

Частью 1 ст.227.1 КАС РФ установлено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Исходя из разъяснений, изложенных в п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения регламентировано ч.6 ст.12 УИК РФ.

Статья 101 УИК РФ предусматривает, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части (часть 2). Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5).

Аналогичные положения закреплены в ст.26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Установив приведенные выше обстоятельства и применив указанные законодательные нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Дышекова Э.Р. ввиду отсутствия нарушения прав административного истца.

При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дышекова Эльдара Руслановича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  22.12.2023