У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Калянова
Л.А.
Дело № 33-5739/2023
73RS0025-02-2023-000262-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
19 декабря 2023 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Васильевой Е.В.
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гойденко Игоря Леонидовича,
Гойденко Ольги Владимировны, Гойденко Ильи Игоревича, Гойденко Данилы Игоревича
на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 22 августа 2023
года, по делу № 2-2305/2023, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Гойденко Игоря Леонидовича, Гойденко
Ольги Владимировны, Гойденко Ильи Игоревича, Гойденко Данилы Игоревича к
администрации муниципального образования «Матвеевское сельское поселение»,
администрации муниципального образования «Старомайнский район», обществу с
ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» об
обязании установить мусорный контейнер согласно
нормам СанПин, снять имеющуюся задолженность по оплате по обращению с ТБО
отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения Гойденко
И.Л. и Гойденко О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия
установила:
Гойденко И.Л., Гойденко О.В.,
Гойденко И.И., Гойденко Д.И. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Матвеевское
сельское поселение» об обязании
установить мусорный контейнер согласно нормам СанПин, снять имеющуюся
задолженность по оплате по обращению с ТКО.
В обоснование требований указали,
что с 2019 г. им стали приходить платежные документы за предоставление коммунальной
услуги по обращению с ТКО. Региональным оператором по коммунальной услуге по
обращению с ТКО является ООО УК «Экостандарт». Услугу по обращению с ТКО они не оплачивали ввиду отсутствия
мусорного контейнера на улице, на которой они проживают, и поблизости,
и как следствие, отсутствие услуги, которая не оказывалась на улице, где они проживают, а вывоз и сбор отходов, в местах не
предназначенных для обращения с отходами, запрещен. В связи с отсутствием оплаты за
предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО у них образовалась задолженность.
При обращении в сельскую и
районную администрации им ответили, что мусорный контейнер не может быть установлен по причине отсутствия
асфальтного покрытия на ***, а также из-за отсутствия нормальной дороги. Несмотря на это, машина по
сбору ТКО проезжала по *** в ***.
Просили обязать органы местного
самоуправления установить мусорный
контейнер на ул.Победы, согласно
Санитарным нормам и начать взимать плату за обращение с ТКО с момента оказания услуги. Снять
с них имеющуюся задолженность по оплате по обращению с ТКО в связи с отсутствием указанной услуги
полностью, а также применить срок исковой давности по требованию с ООО «УК Экостандарт» о взыскании задолженности за 2019 г.
Судом к участию в деле в качестве
соответчиков привлечены муниципальное учреждение администрация муниципального
образования «Старомайнский район», общество с ограниченной
ответственностью «УК Экостандарт».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе Гойденко И.Л.,
Гойденко О.В., Гойденко И.И., Гойденко Д.И. не соглашаются с решением суда,
просят его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывают, что судом
первой инстанции не были приняты во внимание их доводы, а также фото и
видеоматериалы, представленные ими в качестве доказательств по делу.
Ссылаясь на Федеральный закон от 07.02.1992 №
2300-1 «О защите прав потребителей», считают, что им оказана услуга не в полном
объеме, в связи с чем, они могут рассчитывать на возврат оплаченной суммы за
период непредставления услуги.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «УК
Экостандарт» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу
без удовлетворения.
В заседание суда
апелляционной инстанции кроме Гойденко
И.Л. и Гойденко О.В., другие лица,
участвующие в деле, не явились, о месте
и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия согласно ст.167, ст.327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной
жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением
администрации муниципального образования
«Старомайнский район» Ульяновской области от 28.12.2018 № 739 (с учетом
внесенных изменений) утверждена схема
мест (площадок) накопления ТКО и реестр мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов на территории муниципального образования «Старомайнский
район» Ульяновской области.
В приложении
содержится схема размещения мест (площадок) на территории с.Шмелевка
Старомайнского района Ульяновской области.
Пункт 24 ч.1 ст.16 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного
значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности
по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных
отходов.
В соответствии с п.1 ст.13.4,
п.2 ст.24.7
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках)
накопления отходов, а региональный оператор обязан принимать твердые
коммунальные отходы только в местах (на площадках) накопления отходов.
Согласно п.9
Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребители
осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках)
накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии со схемой обращения с
отходами. При этом определение схемы размещения мест накопления входит в
компетенцию органов местного самоуправления (п.4 ст.13.4,
ст.8
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления»).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила
обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения
их реестра (далее - Правила № 1039).
Места (площадки)
накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного
самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской
Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п.3 Правил №
1039).
В силу п.1 ст.24.6
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование,
обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов
на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной
программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с
отходами.
Согласно п.2.3
постановления Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П «Об
утверждении Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых
коммунальных отходов на территории Ульяновской области» сбор ТКО на территории
Ульяновской области осуществляется в
соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на
территории Ульяновской области, утвержденной приказом Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области от 26.09.2016 №
28-од (далее – Территориальная схема).
Физические лица,
юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования
настоящего Порядка при сборе отходов, не осуществлять действия, влекущие за
собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую
среду (п.2.4 указанного Постановления).
В силу п.3.1 постановления
Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П «Об утверждении Порядка
накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на
территории Ульяновской области»
накопление ТКО допускается только в местах накопления ТКО,
соответствующих требованиям законодательства в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства
Российской Федерации.
Судом установлено,
что Гойденко И.Л., Гойденко О.В., Гойденко И.И., Гойденко Д.И. зарегистрированы
и проживают по адресу: ***
ООО «УК Экостандарт
присвоен статус регионального оператора по
обращению с твердыми коммунальными
отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности № 3 – Заволжский район г.Ульяновска,
Чердаклинский район и Старомайнский район Ульяновской области).
На территории ***,
органами местного самоуправления определено 7 мест накопления ТКО, ближайшее
место накопление по ***, 9, из которых региональный оператор осуществляет вывоз
отходов.
Административные истцы
оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с
01.01.2019 не производили.
Решением и.о.
мирового судьи судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного
района Ульяновской области от 09.06.2022 с
истцов в пользу ООО «УК
Экостандарт» взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению
с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.10.2021 в размере 12 783 руб. 24 коп. в солидарном порядке, расходы по государственной пошлине.
Апелляционным
определением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 08.11.2022,
определением кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2023 решение мирового
судьи оставлено без изменения.
Установив, что на территории
*** определены места накопления ТКО, ближайшее место накопления отходов находиться на ул. ***,9, истцы не производят оплату
коммунальной услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019, которая взыскана решением
мирового судьи, обоснованно отказал в иске о снятии данной задолженности,
установлении мусорного контейнера.
Судебная коллегия
соглашается с данным выводом суда
первой инстанции.
Согласно п.13,
14
Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от
04.04.2016 № 269 норматив определяется исходя из данных о массе и объеме
отходов, и выражается в количественных показателях массы и объема на одну
расчетную единицу соответственно. В свою очередь, расчетные единицы
определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.
Объем, исчисленный для всего места накопления
отходов в целом, распределяется в зависимости от используемой расчетной единицы
(пропорционально числу проживающих в помещении к расчетному числу граждан,
использующих место накопления ТКО, либо пропорционально площади жилого
помещения к общей площади помещений).
Приказом Министерства развития конкуренции и
экономики Ульяновской области от 29.06.2017 № 06-77 утверждены нормативы
накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в год для категорий
объектов и количественных показателей объема на одну расчетную единицу. Пунктом 1.1
приложения к приказу нормативы накопления ТКО в год на территории
Ульяновской области для многоквартирных домов в количественных показателях
объема составили 2,30 куб.м на одного проживающего, в индивидуальных жилых
домах – 2,33 куб.м, соответственно.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, необходимость
и целесообразность увеличения числа мест размещения ТКО, а именно
установления мусорного контейнера
по адресу регистрации истцов,
при рассмотрении дела не установлена.
Доводы апелляционной
жалобы повторяют позицию истцов в суде первой инстанции, были предметом
исследования и им дана надлежащая оценка. Указанные доводы выражают несогласие
с выводом суда, однако по существу их не опровергают, а направлены на иную
оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в то
время как оснований для такой оценки не имеется.
При таком положении
оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 22 августа 2023 года
оставить без изменения, апелляционную жалобу Гойденко Игоря Леонидовича,
Гойденко Ольги Владимировны, Гойденко Ильи Игоревича, Гойденко Данилы Игоревича
- без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22.12.2023.