У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0003-01-2023-001723-42
Судья Земцова О.Б.
Дело №
33а-5630/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
19 декабря 2023 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Лифановой З.А.
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кузнецова Анатолия Николаевича
на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 9 августа 2023
года, по делу № 2а-1702/2023, которым постановлено:
в удовлетворении
административных исковых требований Кузнецова Анатолия Николаевича к
Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о
признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления
земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка,
возложении обязанности по предварительному согласованию предоставления
земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного
участка, отказать.
Заслушав доклад
судьи Смирновой Ю.В., пояснения Кузнецова А.Н., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кузнецов А.Н. обратился в суд с
административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области о признании незаконным отказа от 07.04.2023 № *** в
предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении
схемы расположения земельного участка, возложении обязанности согласовать
предоставление земельного участка в аренду, утвердить схему расположения земельного участка.
В обоснование требований указал, что
28.03.2023 им было подано заявление в
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области о предварительном
согласовании предоставления в аренду земельного участка, ориентировочной
площадью 752 кв.м, расположенного по адресу: ***, для строительства
индивидуального жилого дома.
Письмом от 07.04.2023 № *** Министерство имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области отказало в предварительном согласовании
предоставления испрашиваемого участка и утверждении схемы расположения
земельного участка на кадастровом плане территории на основании п.6
ст.11.9, п.п.1 п.8 ст.39.15 Земельного
кодекса Российской Федерации.
Полагает данный отказ не соответствует
действующему законодательству.
Судом к участию в деле в качестве
заинтересованных лиц
привлечены администрация г.Ульяновска, Управление
архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Министерство
природных ресурсов и экологии Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной
жалобе Кузнецов А.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования. В обоснование жалобы указывает, что судом
неверно установлены обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы
суда, изложенные в решении, не
соответствуют обстоятельствам дела.
Приводит аналогичные доводы, изложенные в административном исковом
заявлении.
В возражениях на
апелляционную жалобу Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кроме Кузнецова А.Н.,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной
инстанции не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело
в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
приходит к следующему.
Подп.14 п.2
ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что
договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае
предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное
или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными
законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно подп.1 п.8 ст.39.15 Земельного
кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в
предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если
схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о
предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть
утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 Кодекса.
Одним из оснований
для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации
требований к образуемым земельным участкам (подп.3 п.16 ст.11.10 Земельного
кодекса Российской Федерации).
Как указано в п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации
образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию,
изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов
недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране
земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что 28.03.2023 Кузнецов
А.Н. обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного
участка на праве аренды в кадастровом квартале ***, площадью 752 кв.м, с
местоположением: ***, с целью индивидуального жилищного строительства, в
соответствии с п.п.14 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
07.04.2023 Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области
отказало Кузнецову А.Н. в
предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка и в утверждении
схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на
основании п.5 ст.11.9, п.п.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской
Федерации, указав, что по сведениям, представленным в порядке межведомственного
взаимодействия Управления архитектуры и градостроительства администрации
г.Ульяновска, согласно Генеральному плану г. Ульяновска, утвержденному
решением Ульяновской Городской Думы от 27.07.2007 № 83, земельный участок расположен
на территории городских лесов.
В соответствии со ст.13 «Карта
градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки
муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением
администрации г.Ульяновска от 10.08.2021 № 1166, земельный участок расположен в
территориальной зоне «Ж1» - зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
По ст.15 «Карта зон действия ограничений по
условиям охраны окружающей среды», Правил, земельный участок расположен в
границах приаэродромной территории аэродрома Ульяновск (Баратаевка).
Согласно проекту планировки территории ***
района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденному
постановлением мэрии г. Ульяновска от 07.07.2009 № 5294, земельный участок,
расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые,
общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и
кварталы).
В соответствии со ст.14 п.п.14.8 СП
42.13330.2016 «Свод Правил. Градостроительство. Планировка и застройка
городских и сельских поселений», утвержденным Приказом Минстроя России от
30.12.2016 № 1034/пр в состав экологического каркаса города включаются помимо
прочего - городские леса.
В связи с чем, размещение объекта –
индивидуального жилищного строительства на земельном участке противоречит
требованиям СП
Градостроительство и приведет к невозможности использования земельного участка
по целевому назначению.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к
выводу о том, что земельный участок, испрашиваемый административным истцом,
находится в пределах зоны городских лесов и индивидуальное жилищное
строительство в силу закона в
данной зоне запрещено.
Судебная
коллегия соглашается с данным
выводом суда первой инстанции.
Исходя из сведений, представленным в порядке
межведомственного взаимодействия Управлением
архитектуры и градостроительства
администрации г.Ульяновска, согласно Генеральному плану г.Ульяновска
утвержденному решением Ульяновской
Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на
территории городских лесов.
Письмо
Министерства природных ресурсов и
экологии Ульяновской области от
18.05.2023 о том, что образуемый земельный участок не относится к
землям лесного фонда, не может являться
основанием для удовлетворения иска.
Отказывая 07.04.2023 в предварительном
согласовании испрашиваемого земельного участка и в утверждении схемы
расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кузнецову А.Н. Министерство имущественных отношений
и архитектуры Ульяновской области данной информацией не обладало.
Также судебная коллегия обращает внимание,
что наличие у Кузнецова А.Н.
инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости
инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием
для предварительного согласования предоставления земельного участка для
индивидуального жилищного строительства в порядке подп.14 п.2
ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому
договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае
предоставления такого земельного участка гражданам, имеющим право на
первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии
с федеральными законами (п.2 Обзора судебной практики Верховного Суда
Российской Федерации за январь - июль 2014 г., утвержденного Президиумом
Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014, определение
Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2020 № 43-КАД20-2-К6).
Из смысла ч.1 ст.218
и ч.2 ст.227
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что
гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа
государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего,
если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы
препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов
или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным
такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух
условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному
нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов
административного истца.
Такой совокупности по делу не установлено.
Доводы апелляционной
жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на
законе и материалах дела.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 9 августа 2023 года,
оставить без изменения, апелляционную
жалобу Кузнецова Анатолия Николаевича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено в окончательной
форме 22.12.2023.