Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Кадастровая стоимость
Документ от 12.12.2023, опубликован на сайте 22.12.2023 под номером 110003, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-100/2023

73-OS0000-01-2022-000232-27

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

12 декабря 2023 года                                                                       г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконным решений об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

Общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис»  (далее также ООО «Жилсервис») обратилось в суд с административным иском к ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «ЦГКО», в настоящее время ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», далее также ОГБУ «БТИГКО») о признании незаконными решений №*** от 4 июля 2022 года, № *** от 6 июля 2022 года, № *** от 13 июля 2022 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***,  соответственно, расположенных по адресу: ***,  в размере их рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Требования мотивировало тем, что является собственником указанных земельных участков (доля в праве 861/1000).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2020 года утверждена в размере 8 360 621 руб. 11 коп. Вместе с тем  согласно отчету № *** об определении рыночной стоимости, составленному ООО «Центр судебной экспертизы» (оценщик Мальчихина Е.В.), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 31 декабря 2021 года составила  5 446 627 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2020 года утверждена в размере 18 166 302 руб. 55 коп.  Вместе с тем  согласно отчету № *** об определении рыночной стоимости, составленному ООО «Центр судебной экспертизы» (оценщик Мальчихина Е.В.), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 31 декабря 2021 года составила 15 545 940 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2020 года утверждена в размере 4 294 497 руб. 90 коп.  Вместе с тем  согласно отчету № *** об определении рыночной стоимости, составленному ООО «Центр судебной экспертизы» (оценщик Мальчихина Е.В.), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 31 декабря 2021 года составила 3 204 165 руб.

Общество  обратилось в ОГБУ «ЦГКО» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной отчетами оценщика, однако решениями учреждения № *** от 4 июля 2022 года, № *** от 6 июля 2022 года, № *** от 13 июля 2022 года ему было отказано в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости ввиду несоответствия представленных отчетов об оценке положениям Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Истец считает данные решения незаконными.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Центр судебной экспертизы», оценщик Мальчихина Е.В.

В ходе рассмотрения дела определением суда произведена замена заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» его правопреемником  публично-правовой компанией «Роскадастр».

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «БТИГКО»).

В рамках рассмотрения дела представитель истца уточнил административные исковые требования  - просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, определенном заключением судебной экспертизы: земельного участка с кадастровым номером *** – в размере 5 765 810 руб. 16 коп., земельного участка с кадастровым номером *** – в размере 15 305 053 руб. 76 коп., земельного участка с кадастровым номером *** – в размере 3 391 482 руб. 25 коп.

В судебное заседание участники процесса не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель ОГБУ «БТИГКО» в письменном отзыве на иск просил отказать в удовлетворении требований истца, указывая на законность принятых учреждением решений.

Указал, что проведенная по делу судебная экспертиза выявила несоответствие отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и подтвердила наличие в отчетах нарушений, изложенных в оспариваемых истцом решениях учреждения. 

Арифметических ошибок при определении рыночной стоимости земельных участков учреждением в экспертном заключении не выявлено.

Считает, что требование  об установлении рыночной стоимости земельных участков не является самостоятельным требованием и не может быть удовлетворено отдельно от требований, связанных с обжалованием решений уполномоченного органа.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка  (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

Судом установлено, что ООО «Жилсервис» является собственником земельных участков, расположенных по адресу: ***:

- с кадастровым номером ***, площадью 2552 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – обслуживание автотранспорта (л.д. 9-10 т.1),

- с кадастровым номером ***, площадью 6256 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под административным зданием (л.д. 72-73 т.1),

- с кадастровым номером ***, площадью 1357 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – обслуживание автотранспорта (л.д.131-132 т.1). Доля в праве собственности на каждый земельный участок  – 861/1000.

В рамках тура государственной кадастровой оценки 2020 года кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2020 года: земельный участок с кадастровым номером *** – 8 360 621 руб. 11 коп. (л.д. 8 т.1), земельный участок с кадастровым номером *** – 18 166 302 руб. 55 коп. (л.д. 71 т.1), земельный участок с кадастровым номером *** – 4 294 497 руб. 90 коп. (л.д. 130 т.1).  Кадастровая стоимость утверждена приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020  года № 241-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области». Дата начала применения указанной кадастровой стоимости - 1 января 2021 года.

В рамках очередного тура государственной кадастровой оценки 2022 года кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2022 года, утверждена приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 263-пр от 25 ноября 2022 года: земельный участок с кадастровым номером *** – 10 299 540 руб. 24 коп., земельный участок с кадастровым номером *** – 16 793 068 руб. 08 коп., земельный участок с кадастровым номером *** – 5 476 675 руб. 59 коп.

Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков, определенная по состоянию на 1 января 2020 года, в настоящее время является архивной.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзацах 1 и 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее – архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

В данном случае размер налоговых платежей рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Истец имеет право на перерасчет налоговых платежей в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.

Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года  № 775-П   установлена    дата   перехода    к   применению   на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ      «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января    2021 года.

Согласно части 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22.1).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно части 11 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12 статьи 22.1).

Как указано в части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке приведенного закона, решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В целях определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2018 года № 624-пр создано областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки».

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Соблюдая установленный законом порядок, истец обратился в ОГБУ «ЦГКО» с заявлениями от 7 июня 2022 года (в отношении земельного участка с кадастровым номером ***), от 9 июня 2022 года (в отношении земельного участка с кадастровым номером ***), от 30 июня 2022 года (в отношении земельного участка с кадастровым номером ***) об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, приложив предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том числе отчеты об оценке земельных участков, составленные ООО «Центр судебной экспертизы» (оценщик Мальчихина Е.В.):

- отчет № ***  в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 31 декабря 2021 года составила 5 446 627 руб. (л.д. 19-70 т.1),

-  отчет № ***  в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 31 декабря 2021 года составила 15 545 940 руб. (л.д. 80-132 т.1),

- отчет № *** в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 31 декабря 2021 года составила 3 204 165 руб. (л.д. 138-195 т.1).

Решениями ОГБУ «ЦГКО» от 4 июля 2022 года № *** (л.д. 16-17 т.1), от 6 июля 2022 года № *** (л.д. 78-79 т.1), от 13 июля 2022 года № *** (л.д. 137 т.1) по результатам рассмотрения указанных заявлений истцу было  отказано в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***, соответственно, в размере  их рыночной стоимости, определенной отчетами об оценке. 

Основанием для принятия решений об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости явилось  несоответствие оформления и содержания отчетов об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете  об оценке, информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартом оценки.

Так, в решении учреждения № *** от 4 июля 2022 года в отношении земельного участка с кадастровым номером *** указаны следующие нарушения законодательства, допущенные в отчете об оценке № *** от 6 июня 2022 года:

1. На страницах 53, 59 отчета оценщиком указаны характеристики местоположения объекта оценки и объекта-аналога № 3 как «центр деловой активности», что противоречит информации, приведенной на страницах 53-54 отчета.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

2. На страницах 53, 59 отчета оценщиком указано, что у  объектов-аналогов № 1, 2, 3 отсутствует выход на красную линию, что противоречат приведенным оценщиком сведений на страницах 54-55 отчета.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

3. На странице 60 отчета оценщиком указано:

- «Корректировка равна отношению корректирующих коэффициентов к самому дорогому району: объекта оценки, аналога 3, 4 и 5 - 0,77 (Административные центры городского округа, района», далее по тексту: «корректировка для аналога 5 – 0,77/0,93=0,83 принята по верхней границе ввиду инвестиционной привлекательности местоположения».

- «для аналога 1 и аналога 2 – 0,76 (Спальные районы, ближайшие к административно-культурному, историческому центру города», далее по тексту: «при этом для аналога 2 с учетом низкого уровня престижности микрорайона принята нижняя граница диапазона – 0,57».

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

4. На странице 61 отчета оценщиком указано, что для объектов - аналогов № 1, 2, 3, 5 принята корректировка — 0,86, далее по тексту прописано, что для аналога №5 прията корректировка — 0,79.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3 (л.д. 16-17 т.1).

 

В решении учреждения № *** от 6 июля 2022 года в отношении земельного участка с кадастровым номером *** указаны следующие нарушения законодательства, допущенные в отчете об оценке №  *** от 8 июня 2022 года:

1. На страницах 51, 57 отчета указанные оценщиком  характеристики местоположения объекта оценки и объекта-аналога № 3 противоречат информации, приведенной на страницах 51-52 отчета.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

2. На странице 51 отчета оценщиком указано, что у  объектов-аналогов № 1, 2, 3 отсутствует выход на красную линию, что противоречат приведенным оценщиком сведений на страницах 52, 53 отчета.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

3. Объект-аналог № 3, идентификатор: *** (кадастровый номер: ***), согласно скриншоту объявления (стр. 77), стоимость объекта-аналога составляет              19 000 135 руб. На странице 57 отчета оценщик использует для расчета стоимости  объекта оценки стоимость - 14 937 359 руб.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

4. На странице 58 отчета оценщиком указано:

- «Корректировка равна отношению корректирующих коэффициентов к самому дорогому району: объекта оценки, аналога 3, 4 и 5 - 0,77 (Административные центры городского округа, района), далее по тексту: «корректировка для аналога 5 – 0,77/0,93=0,83 принята по верхней границе ввиду инвестиционной привлекательности местоположения».

- «для аналога 1 и аналога 2 – 0,76 (Спальные районы, ближайшие к административно-культурному, историческому центру города), далее по тексту: «при этом для аналога 2 с учетом низкого уровня престижности микрорайона принята нижняя граница диапазона – 0,57».

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3 (л.д. 78-79 т.1).

 

В решении учреждения № *** от 13 июля 2022 года в отношении земельного участка с кадастровым номером *** указаны следующие нарушения законодательства, допущенные в отчете об оценке №  *** от 28 июня 2022 года:

1. На страницах 53, 59 отчета указанные оценщиком  характеристики местоположения объекта оценки и объекта-аналога № 3 противоречат информации, приведенной на страницах 53-54 отчета.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

2. На странице 53, 59 отчета оценщиком указано, что у  объектов-аналогов № 1, 2, 3 отсутствует выход на красную линию, что противоречит приведенным оценщиком сведениям на страницах 54, 55 отчета.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

3. На странице 60 отчета Оценщиком указано:

- «Корректировка равна отношению корректирующих коэффициентов к самому дорогому району: объекта оценки, аналога 3, 4 и 5 - 0,77 (Административные центры городского округа, района), далее по тексту: «корректировка для аналога 5 – 0,77/0,93=0,83 принята по верхней границе ввиду инвестиционной привлекательности местоположения».

- «для аналога 1 и аналога 2 – 0,76 (Спальные районы, ближайшие к административно-культурному, историческому центру города), далее по тексту: «при этом для аналога 2 с учетом низкого уровня престижности микрорайона принята нижняя граница диапазона – 0,57».

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

Исследуя отчеты об оценке объекта недвижимости, отклоненные ОГБУ «ЦГКО», суд проверяет их на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчетах об оценке, экспертиза должна включать проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Судом, в целях оценки правомерности выводов, изложенных в решениях ОГБУ «ЦГКО»,  и проверки отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков на дату оценки, была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Бизнес-Оценка-Аудит» ***

Поскольку изначально административным истцом было заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости на основании вышеприведенных отчетов об оценке,  судом перед судебным экспертом были поставлены вопросы о соответствии отчетов требованиям законодательства в области оценочной деятельности в целом, а не только отдельным нормам, приведенным в оспариваемых истцом решениях ОГБУ «ЦГКО».  Иное  бы  противоречило  части  16  статьи  22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, из которой следует, что при признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению, то есть в соответствии с представленным отчетом о рыночной стоимости объекта недвижимости.

Из заключения судебной экспертизы № *** следует, что отчет об оценке № *** от 6 июня 2022 года об определении  рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером *** не соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартам оценки и других актов уполномоченных федеральных органов в области оценочной деятельности.

В отчете имеются недостатки, указанные в решении ОГБУ «ЦГКО» № *** от 4 июля 2022 года. При этом эксперт  признает нарушения, выявленные сотрудниками ОГБУ «ЦГКО», указанные в п. 2 решения.

Учитывая наличие в отчете об оценке нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, судебный эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 31 декабря 2021 года в размере 5 765 810 руб. 16 коп.  (л.д. 162 т.3).

 

В отношении отчета об оценке № *** от 8 июня 2022 года об определении  рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером *** экспертом указано, что данный отчет не соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартам оценки и других актов уполномоченных федеральных органов в области оценочной деятельности.

В отчете имеются недостатки, указанные в решении ОГБУ «ЦГКО» № *** от 6 июля 2022 года. При этом эксперт  признает нарушения, выявленные сотрудниками ОГБУ «ЦГКО», указанные в п. 2 и п. 3 решения.

Учитывая наличие в отчете об оценке нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, судебный эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 31 декабря 2021 года в размере 15 305 053 руб. 76 коп. (л.д. 163 т.3).

 

В отношении отчета об оценке № *** от 28 июня 2022 года об определении  рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером *** судебный эксперт указал, что указанный отчет не соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартам оценки и других актов уполномоченных федеральных органов в области оценочной деятельности.

В отчете имеются недостатки, указанные в решении ОГБУ «ЦГКО» № *** от 13 июля 2022 года. При этом эксперт  признает нарушения, выявленные сотрудниками ОГБУ «ЦГКО», указанные в п. 2 решения.

Учитывая наличие в отчете об оценке нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, судебный эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 31 декабря 2021 года в размере 3 391 482 руб. 25 коп.

В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и положено в основу решения суда.

В ходе рассмотрения дела представитель учреждения указал на то, что арифметических ошибок при расчете  рыночной стоимости земельных участков не выявлено. 

Оценив заключение судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд принимает указанное заключение в качестве допустимого доказательства по делу. Выводы эксперта в заключении обоснованы ссылками на методическую литературу и федеральные стандарты оценки. Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Эксперт ***. обладает правом на проведение подобного рода исследований в пределах имеющейся у него соответствующей специальности; предупрежден судом об уголовной ответственности за даче заведомо ложного заключения.

Поскольку  в ходе судебного разбирательства было установлено, что представленные истцом в ОГБУ «ЦГКО» отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков не соответствовали требованиям законодательства об оценочной деятельности,  суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного истца о признания незаконным решений ОГБУ «ЦГКО»  № *** от  4 июля  2022  года, № *** от 6 июля 2022 года, № *** от 13 июля 2022 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***, соответственно,  в размере их рыночной стоимости на основании вышеуказанных отчетов об оценке не имеется.

Разрешая требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, суд принимает во внимание расчеты, произведенные в рамках проведения судебной экспертизы, и с учетом этого считает возможным установить архивную  кадастровую  стоимость  спорного земельных участков по состоянию на 31 декабря 2021 года в следующих размерах:

- земельный участок с кадастровым номером *** – 5 765 810 руб. 16 коп.,

- земельный участок с кадастровым номером *** – 15 305 053 руб. 76 коп.,

- земельный участок с кадастровым номером *** – 3 391 482 руб. 25 коп.

При определении периода применения уставленной судом рыночной стоимости земельных участков (в настоящее время являющейся архивной), суд руководствует положениями п. 6 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которой  для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

С заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости истец обратился  в ОГБУ «ЦГКО» в июне 2022 года (7, 9 и 30 июня). Таким образом, период применения установленной судом рыночной стоимости земельных участков – с 1 января по 31 декабря 2022 года (то есть до дня начала применения кадастровой стоимости, установленной в рамках проведения очередного тура государственной кадастровой оценки 2022 года).

Доводы представителя ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению  о том, что кадастровая стоимость не  может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной  судебной экспертизой, проведенной  в рамках административного дела об оспаривании решения ОГБУ «ЦГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере из рыночной стоимости, являются несостоятельными, поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с истца подлежат взысканию в пользу экспертного учреждения расходы за проведение экспертизы в сумме 140 500 руб.  Определением суда о назначении экспертизы расходы по оплате экспертизы были возложены на истца, однако экспертиза им оплачена не была.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконными решений № *** от 4 июля 2022 года, № *** от 6 июля 2022 года, № *** от 13 июля 2022 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно, *** в размере их рыночной стоимости отказать.

Установить архивную  кадастровую  стоимость  земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 декабря 2021 года, в размере 5 765 810 руб. 16 коп.,  определив период её применения с 1 января по 31 декабря 2022 года.

Установить архивную  кадастровую  стоимость  земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 декабря 2021 года, в размере 15 305 053 руб. 76 коп.,  определив период её применения с 1 января по 31 декабря 2022 года.

Установить архивную  кадастровую  стоимость  земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 декабря 2021 года, в размере 3 391 482 руб. 25 коп.,  определив период её применения с  1 января по 31 декабря 2022 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении архивной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***.

Взыскать с ООО «Жилсервис» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-Оценка-Аудит» расходы за производство судебной экспертизы в размере 140 500 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                         Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 15 декабря 2023 года.