Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об освобождении от взыскания исполнительского сбора
Документ от 05.12.2023, опубликован на сайте 20.12.2023 под номером 109943, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-01-2023-000436-74

Судья Трифонова А.И.                                                                  Дело №33а-5299/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      5 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.                       

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 августа 2023 года по делу №2а-1-392/2023, которым постановлено:

административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ибрагимовой Раузе Абдулловне, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ибрагимовой Р.А. от 05.05.2023 №*** до 37 500 руб.

В удовлетворении административных исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в полном объеме отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее также – Минприроды Ульяновской области, Министерство) обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ибрагимовой Р.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований административный истец указал, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ибрагимовой Р.А. возбуждено исполнительное производство № *** от 13.04.2023 на основании решения Ульяновского районного суда Ульяновской области по делу № 2-1-404/2022, вступившему в законную силу 06.09.2022, о возложении на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области обязанности снести самовольно возведенные строения на земельном участке с кадастровым номером ***, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В рамках исполнительного производства №*** от 13.04.2023 вынесено постановление от 05.05.2023 №73017/23/91018 о взыскании с Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Министерство частично исполнило решение суда: выполнило работы по сносу 2 деревянных строений. Для сноса оставшихся объектов Министерству требуется привлечение специальной техники и специалистов, для чего необходимо соответствующее финансирование. Министерство направило в Министерство финансов Ульяновской области письмо о выделении денежных средств под указанные работы, так как бюджетные ассигнования на данные цели не выделялись, что затруднило исполнение исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Согласно положению о Министерстве, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №16/299-П, финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области.

Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 30.07.2001 №13-П, указывает, что Министерство предприняло меры по исполнению решения суда, в связи с чем, имеются основания для освобождения Министерства от исполнительского сбора.

Административный истец просил освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 05.05.2023 №73017/23/91018.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены прокурор Ульяновского района Ульяновской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Сирачева Э.Р.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в административном иске, полагает, что имеются основания для освобождения Министерства от уплаты исполнительского сбора ввиду отсутствия вины в неполном исполнении решения суда.

Указывает, что обращение Министерства в суд с настоящим административным иском имеет целью снижение нагрузки на бюджет Ульяновской области.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы настоящего административного дела, исполнительного производства № *** от 13.04.2023, возбужденного в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Разрешая заявленные требования и частично их удовлетворяя, суд исходил из того, что частичное исполнение должником судебного решения может служить основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, но не более, чем на одну четверть.

Оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора суд не установил, поскольку доказательств того, что должником были приняты все возможные меры для исполнения решения суда, в том числе с учетом сроков исполнения, установленных решением суда, по делу не представлено.

Также в качестве основания для отказа в освобождении от взыскания исполнительского сбора суд сослался на то обстоятельство, что Министерство не обращалось с заявлениями об отсрочке исполнения решения суда.

Судебная коллегия находит вывод суда об отсутствии оснований для освобождения Министерства от взыскания исполнительского сбора основанным на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения требований административного истца.

В соответствии со ст.ст. 2 и 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются, в том числе, правильное и своевременное исполнение судебных актов. Законность, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения являются одними из основных принципов исполнительного производства.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который определяется судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора должнику необходимо надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, обязывающего его совершить определенные действия, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

С учетом положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2015 № 654-О, п.75 постановления Пленума ВС РФ № 50).

Как установлено по делу, решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 05.08.2022 по делу №2-1-404/2022 удовлетворен иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области (с 01.09.2022 - Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области).

Признаны бесхозяйными самовольно возведенные строения на земельном участке с кадастровым номером ***: на участке местности с координатами *** – 2 деревянных строения, на участке местности с координатами *** – 4 деревянных строения и на участке местности с координатами *** - 1 кирпичное строение и 2 деревянных строения.

На Министерство возложена обязанность снести указанные самовольные постройки на земельном участке с кадастровым номером *** в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение суда вступило в законную силу 06.09.2022 и подлежало исполнению в срок до 06.03.2022.

13.04.2023 на основании данного судебного решения в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области было возбуждено исполнительное производство № ***.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена Минприроды Ульяновской области 17.04.2023.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок в отношении должника Минприроды Ульяновской области 05.05.2023 вынесено постановление №*** о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Как усматривается из материалов настоящего административного дела и исполнительного производства № *** от 13.04.2023, несмотря на то, что решением суда Министерству был установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда, административным истцом не предпринималось мер, направленных на исполнение решения суда ни в указанный срок, ни после возбуждения исполнительного производства, вплоть до конца мая 2023 года.

При этом 31.05.2023 Минприроды Ульяновской области в адрес МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области было направлено сообщение, в котором указано о том, что до 06.06.2023 Министерство своими силами осуществит снос 6-и деревянных строений, а для сноса 3-х строений необходимо привлечение сторонних организаций и выделение дополнительного финансирования, о выделении которого направлено письмо от 23.05.2023 в Министерство финансов Ульяновской области.

Согласно актам о совершении исполнительных действий по состоянию на 13.06.2023 требования исполнительного документа не были исполнены, по состоянию на 07.07.2023 требования исполнительного документа исполнены не в полном объеме (деревянные строения снесены, кирпичное строение не снесено).

В рамках гражданского дела №2-1-404/2022 Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области 08.08.2023 обращалось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Ульяновского районного суда Ульяновской области от 05.08.2022.

Определением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11.09.2023, оставленным без изменения апелляционным определением Ульяновского областного суда от 28.11.2023, в удовлетворении заявления Министерства об отсрочке исполнения решения суда отказано. При рассмотрении данного заявления судами установлено, что Министерством не принято должных мер для исполнения решения суда и не представлено доказательств невозможности исполнения решения в установленный срок.

По настоящему административному делу административным истцом также не представлено доказательств невозможности исполнения решения суда в сроки, установленные решением суда и судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

Доказательств того, что административный истец был лишен возможности проявить должную осмотрительность и совершить необходимые действия, направленные на исполнение решения суда в течение полугода после вступления решения суда в законную силу и до истечения установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа административным истцом не представлено ни в суд первой инстанции ни в суд апелляционной инстанции.

Доводы административного истца и установленные судом в ходе рассмотрения дела обстоятельства, свидетельствующие о том, что должником с мая 2023 года начали совершаться действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, были учтены судом при принятии решения о частичном удовлетворении административного иска и уменьшении размера исполнительского сбора, взысканного с Министерства постановлением судебного пристава-исполнителя №*** от 05.05.2023 по исполнительному производству № *** от 13.04.2023.

Принятое по делу решение является правильным, основано на объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении и толковании норм права. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий         

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.12.2023.