Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Бесперебойное обеспечение холодным водоснабжением
Документ от 05.12.2023, опубликован на сайте 20.12.2023 под номером 109938, 2-я гражданская, об обязании обеспечить на территории с. Татарский Калмаюр Калмаюрского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области круглосуточное и бесперебойное водоснабжение, объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, в жилые дома, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2023-000693-26

Судья Школенок Т.Р.                                                                     Дело №33а-5344/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      5 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 2 августа 2023 года по делу №2а-630/2023, которым постановлено:

административные исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о возложении обязанности организовать круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, в жилые дома удовлетворить.

Возложить на муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанность организовать на территории с. Татарский Калмаюр Чердаклинского района Ульяновской области круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, в жилые дома.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения начальника гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Михайловой Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о возложении обязанности организовать круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение населения.

В обоснование требований, указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено нарушение на территории с. Татарский Калмаюр Калмаюрского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области бесперебойного водоснабжения, в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества.

Собственником водопроводных сетей на территории села является администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области. В соответствии с договором № 3 от 14.04.2023 муниципальное имущество на территории с. Татарский Калмаюр, в том числе: 4 артезианских скважины, 2 башни Рожновского, водопровод внутрипоселковый (протяженность 3 км), водопровод внутрипоселковый (протяженность 3,2 км) передано в хозяйственное ведение МУП ЖКХ МО «Октябрьское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области (далее - МУП ЖКХ «Быт-Сервис»). Износ водопроводных сетей составляет 80%.

Причинами перебоев с водоснабжением являются системные проблемы в данной сфере, для решения которых администрацией района должных мер не принималось. Нарушение прав граждан на круглосуточное и бесперебойное водоснабжение подтверждается обращениями, поступившими в 2022 и 2023 годах в администрацию Чердаклинского района Ульяновской области. Потребители не обеспечены питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Прокурор просил возложить на муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанность организовать круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение в с. Татарский Калмаюр Чердаклинского района Ульяновской области в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, в жилые дома.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, администрация муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение», МУП ЖКХ «Быт-Сервис».

Определением от 17.07.2023 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Полагает, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку спорные источники водоснабжения в с.Татарский Калмаюр находятся в хозяйственном ведении МУП ЖКХ «Быт-Сервис», на которое возложено бремя содержания указанного имущества.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, по поручению прокуратуры Ульяновской области о проведении проверки по публикации «Жители просят помощи губернатора. Село Татарский Калмаюр осталось без воды», размещенной 28.03.2023 на интернет-портале ulpressa.ru, содержащей сведения о бездействии администрации Чердаклинского района Ульяновской области по обеспечению на территории с.Татарский Калмаюр Калмаюрского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области бесперебойного снабжения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области была проведена проверка , в ходе которой выявлены системные проблемы имеющихся перебоев водоснабжения на территории названного населенного пункта.

Собственником водопроводных сетей на территории с.Татарский Калмаюр Калмаюрского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области является администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.

В соответствии с договором № 3 от 14.04.2023 о передаче муниципального недвижимого имущества в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия МУП ЖКХ «Быт-Сервис» последнему передано имущество по утвержденному перечню: 4 артезианских скважины, 2 башни Рожновского, водопровод внутрипоселковый (протяженность 3 км), водопровод внутрипоселковый (протяженность 3,2 км). Ранее указанное имущество находилось в хозяйственном ведении МУП ЖКХ МО «Калмаюрское сельское поселение», которое 08.02.2022 признано арбитражным судом банкротом (л.д. 10-12, 16-23).

МУП ЖКХ «Быт-Сервис» является исполнителем услуг по обеспечению населения с. Татарский Калмаюр Калмаюрского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области коммунальными услугами по холодному водоснабжению, для чего использует систему водоснабжения, переданную муниципалитетом для использования в указанных целях.

Проведенным прокуратурой района анализом причин перебоев с водоснабжением выявлены системные проблемы в данной сфере, для решения которых администрацией района должных мер не принимается.

Степень износа водопроводных сетей в с. Татарский Калмаюр Калмаюрского сельского поселения составляет 80 %.

Проблемы обеспечения бесперебойного водоснабжения потребителей в с. Татарский Калмаюр Калмаюрского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области носят систематический характер, возникают регулярно, особенно в летний период, что не оспаривается административным ответчиком.

Данные обстоятельства подтверждаются неоднократными обращениями граждан в администрацию сельского поселения, районную администрацию, Правительство Ульяновской области.

По результатам проведенной Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области проверки постановлением Чердаклинского районного суда Ульяновской области 12.10.2021 МУП ЖКХ МО «Калмаюрское сельское поселение» было привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому хозяйственному бытовому водоснабжению, в том числе по нарушениям, выявленным на территории с. Татарский Калмаюр.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по организации бесперебойного водоснабжения  на территории сельского поселения относится к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района в силу положений ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.ст. 14, 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, установленными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В силу п. 1.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

Таким образом, организация водоснабжения на территории с. Калмаюр Калмаюрского сельского поселения относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд пришел к правильному выводу, что со стороны администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области имеет место ненадлежащая организация водоснабжения на территории указанного населенного пункта.

Доводы в апелляционной жалобе о том, что бремя содержания водопроводных сетей должно возлагаться на МУП ЖКХ «Быт-Сервис», не могут быть признаны состоятельными в силу установленных выше обстоятельств и приведенных норм права.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о возложении обязанности по организации надлежащего водоснабжения именно на администрацию района, поскольку МУП ЖКХ «Быт-Сервис» не в состоянии самостоятельно обеспечить бесперебойную подачу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям с. Калмаюр Калмаюрского сельского поселения.

Передача муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП ЖКХ «Быт-Сервис» не освобождает администрацию района как собственника муниципального имущества от обязанности по его надлежащему содержанию.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 2 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.12.2023.