Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Компенсация за ненадлежащие условия содержания
Документ от 05.12.2023, опубликован на сайте 20.12.2023 под номером 109936, 2-я гражданская, о признании бездействий ответчика незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-003646-40

Cудья Павлов Н.Е.                                                                         Дело №33а-5288/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      5 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Попкова Виталия Игоревича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 17 августа 2023 года по делу № 2а-2843/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска Попкова Виталия Игоревича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании бездействия незаконным, выразившегося в неотправлении обращения по принадлежности, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 300 000 руб., издержек за потерю личного времени и почтовых расходов в размере 1000 руб. отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Попкова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области Мошкова А.Ю., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Попков В.И. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области) о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.

В обоснование требований административный истец указал, что 22.06.2023 он содержался в больнице при ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области. Из указанной колонии 22.06.2023 им было направлено обращение в открытом конверте в адрес Комитета ООН с приложением постановления от 07.01.2021.

23.06.2023 он убыл в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области.

06.07.2023 в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области поступило уведомление из ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области с приложением к нему названных обращения в Комитет ООН, постановления от 07.01.2021 и конверта. В этом уведомлении было указано на необходимость разъяснения осужденному Попкову В.И. порядка направления обращения в соответствии с п. 126 приказа Минюста РФ от 04.07.2022 № 110, согласно которому получение и отправление осужденными к лишению свободы за счет собственных средств писем, в том числе в электронном виде (при наличии технической возможности), почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию исправительного учреждения.

В нарушение статей 12, 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области не отправила его обращение по принадлежности.

Также 21.06.2023 из ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области им было направлено обращение в Хостинский районный суд г. Сочи. При этом ему не предоставили исходящий номер указанного обращения.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении.

Административный истец просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в неотправлении обращения по принадлежности, взыскать с административного ответчика компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 300 000 руб., издержки за потерю личного времени и почтовые расходы в размере 1000 руб.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Попков В.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.

Указывает, что судом не было исследовано наличие денежных средств на его счете в период с 14.06.2023 по 23.06.2023 в ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области и его возможность распоряжаться этими деньгами. Обращает внимание, что административный ответчик отказал в отправке обращения в Комитет ООН на основании того, что оно отправлено не через администрацию учреждения, а не по причине наличия или отсутствия у него денежных средств на лицевом счете.

Полагает, что обращение в Хостинский суд г. Сочи административным ответчиком направлено несвоевременно либо не отправлено совсем, поскольку ответа на него он не получил. Судом по данному факту достоверные сведения о получении указанным судом его обращения запрошены не были.

Ссылается на то, что им не были получены возражения административного ответчика. Также судом ему не было дано возможности выступить в судебном заседании с репликами.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) уполномоченного органа, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Конституция Российской Федерации, провозглашая и гарантируя права и свободы человека и гражданина, исходит из того, что их реализация осуществляется в определенном порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, притом что при введении такого порядка не могут использоваться способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и, наконец, исключали бы его судебную защиту (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000    № 3-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2006 № 534-О и от 26.11.2018 № 2867-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, приговор суда - это не только формальное основание для лишения лица свободы, но и главный непосредственный источник его специального правового статуса как осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы. Этот статус предполагает, что лица, которые лишены свободы в установленном законом порядке, в целом обладают теми же правами и свободами, что и остальные граждане, за изъятиями, обусловленными особенностями их личности, совершенных ими преступлений и специальным режимом мест лишения свободы. При этом режим и порядок исполнения наказания в виде лишения свободы устанавливаются с тем, чтобы обеспечить изоляцию и охрану осужденных, постоянный надзор за ними, их личную безопасность, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, их исправление и предупреждение новых преступлений, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия отбывания наказания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, и при необходимости - изменение данных условий (постановления от 19.04.2016 № 12-П, от 08.06.2021 № 27-П, определение от 30.11.2021 № 2640-О и др.).

В Российской Федерации специальным законом, закрепляющим порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, правовое положение и средства исправления осужденных, является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (статьи 1-4).

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации определяет, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 10); обязывает осужденных соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2 статьи 11).

Предусмотренное ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации право осужденных на ведение переписки не предполагает возможность произвольного выбора осужденным средств и способов его реализации.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, определяя условия отбывания наказания в исправительных учреждениях, в статье 91 закрепил, что осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности (часть 1).

Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 15 настоящего Кодекса (часть 2).

Порядок осуществления осужденными к лишению свободы переписки, получение и отправление денежных переводов урегулирован главой Х приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы».

Согласно п. 126 названного приказа получение и отправление осужденными к лишению свободы за счет собственных средств писем, в том числе в электронном виде (при наличии технической возможности), почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию исправительного учреждения. С этой целью в каждом изолированном участке и в случае необходимости в других доступных для осужденных к лишению свободы местах вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками исправительного учреждения изымается для отправления корреспонденция.

Письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации исправительного учреждения в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми цензуре не подлежит (пункт 29 приказа).

Отправление почтовых карточек, телеграмм производится путем заполнения осужденными к лишению свободы соответствующих бланков, получаемых у администрации исправительного учреждения, либо с использованием информационных терминалов (при их наличии и технической возможности). Письма для отправки в электронном виде (при наличии технической возможности) могут оформляться с использованием информационного терминала (при его наличии) в виде заявления, в котором указываются адресат, адрес электронной почты, приводится текст письма и просьба снять деньги с лицевого счета осужденного к лишению свободы для оплаты отправки электронного письма. К заполненному бланку почтовой карточки, телеграммы прилагается заявление на имя начальника исправительного учреждения либо лица, его замещающего, с просьбой снять деньги с лицевого счета осужденного к лишению свободы для оплаты почтовой карточки, телеграммы. Заявление сдается представителю администрации исправительного учреждения (пункт 130 приказа).

Пунктом 131 названного приказа установлено, что работник бухгалтерии исправительного учреждения проверяет наличие денег на лицевом счете осужденного к лишению свободы, изъявившего желание отправить почтовую карточку, телеграмму или письмо в электронном виде, и снимает с его счета необходимую сумму с учетом стоимости почтового отправления и за предоставление услуги по отправке письма в электронном виде.

Как установлено судом, Попков В.И. осужден 17.08.2022 Адлерским районным судом Краснодарского края по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 228-1 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, отбывает наказание ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области.

В качестве оснований для взыскания компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении административным истцом указано на нарушение его прав в связи с ненаправлением администрацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области его обращения от 22.06.2023 в Комитет ООН, а также непредставлении информации о направленном им 21.06.2023 обращения в Хостинский суд г.Сочи.

Принимая во внимание приведенные нормы права, регулирующие порядок осуществления осужденными к лишению свободы переписки, а также установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что почтовое отправление с обращением Попкова В.И., адресованным в Комитет ООН, подлежало оплате, суд пришел к правильному выводу о том, что данное обращение правомерно было возвращено административному истцу с разъяснением установленного порядка осуществления осужденными переписки.

При этом судом принято во внимание, что на лицевом счете Попкова В.И. имелись денежные средства для оплаты за отправку указанной почтовой корреспонденции, и в нарушение п. 130 приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» административный истец не обращался в администрацию исправительного учреждения с заявлением об отправлении обращения за счет средств, имеющихся на его лицевом счете.

Согласно представленной в материалы дела копии вкладыша к лицевому счету № П-28180 (л.д. 17) имеющиеся на лицевом счете Попкова В.И. денежные средства в сумме 578 руб. 77 коп. были переведены администрацией ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области 15.06.2023 на лицевой счет осужденного Попкова В.И. в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в связи с его этапированием в больницу при данном исправительном учреждении.

Согласно пояснениям Попкова В.И., приведенным в суде первой инстанции, он не оспаривал того обстоятельства, что не обращался в установленном порядке в администрацию ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о снятии денежных средств с лицевого счета для оплаты почтового отправления.

При таких обстоятельствах довод Попкова В.И. о том, что судом не было исследовано наличие на его счете денежных средств в период с 14.06.2023 по 23.06.2023 не может быть признан состоятельным.

Суд первой инстанции также не усмотрел нарушения прав административного истца в связи с направлением письма Попкова В.И. в Хостинский районный суд г.Сочи согласно реестру от 27.06.2023 (исходящий номер П-53) (л.д. 18), с чем судебная коллегия соглашается.

То обстоятельство, что административным истцом не получен ответ на данное письмо не может быть поставлено в вину администрации колонии.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии со стороны администрации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области нарушения прав административного истца и, как следствие, отсутствии оснований для взыскания в пользу административного истца компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении основан на правильной оценке представленных в дело доказательств и верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В ходе проверки доводов Попкова В.И., изложенных в апелляционной жалобе и приложенного к ней ходатайства судом апелляционной инстанции были запрошены в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области и в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области копии выписки из лицевого счета осужденного Попкова В.И. за спорный период и почтового реестра о направлении обращения Попкова В.И. в Хостинский районный суд г.Сочи.

Поступившие по запросу копии документов являются аналогичными имеющимся в материалах дела, в связи с чем оснований для их повторной оценки судом апелляционной инстанции не имеется.

Довод в жалобе о неполучении Попковым В.И. возражений административного ответчика не влечет отмену принятого по делу решения, поскольку данное обстоятельство не отнесено процессуальным законом к безусловным основанием отмены решения суда.

Кроме того, не имеется оснований полагать, что неполучение возражений административного ответчика каким-либо образом нарушило права административного истца, так как Попков В.И. и представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России принимали участие в заседании суда первой инстанции 10.08.2023 и излагали свою позицию относительно требований административного истца, то есть, до Попкова В.И. было доведено содержание возражений ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области.

Также имеющиеся в материалах дела письменные возражения ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области на административный иск Попкова В.И. были направлены административному истцу судом апелляционной инстанции в порядке подготовки к рассмотрению дела по его апелляционной жалобе.

Довод Попкова В.И. в жалобе о том, что ему не была дана возможность выступить в судебном заседании с репликами, не может быть признан состоятельным, поскольку в судебном заседании 17.08.2023, в котором судом принято решение по делу, принимал участие только административный истец, которым после окончания рассмотрения дела по существу была изложена своя позиция в прениях.

В силу ч.6 ст.171 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выступление сторон с репликами в судебных прениях не является обязательным.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 17 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Попкова Виталия Игоревича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.12.2023.