Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ
Документ от 07.12.2023, опубликован на сайте 11.12.2023 под номером 109895, Админ. 2 пересмотр, ст.17.15 ч.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

 

 

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Сошкина Г.А.                                                                           Дело № 7-707/2023

73RS0002-01-2023-004635-89

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       7 декабря 2023 года

 

Судья Ульяновского областного суда Полуэктова С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Сурмаковой Ольги Александровны на решение судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 5 октября 2023 года (дело № 12-1097/2023),

 

установил:

постановлением врио начальника – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области № *** от 17.07.2023 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее – министерство) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 05.10.2023 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник министерства Сурмакова О.А. не соглашается с вынесенными по делу постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, полагает их подлежащими отмене, а производство по делу – прекращению.

В обоснование жалобы указывает, что должностное лицо УФССП России по Ульяновской области пришло к необоснованному выводу о вине министерства только на основании длительного неисполнения решения суда.

При вынесении постановления должностное лицо ограничилось лишь констатацией выявленных нарушений, однако наличие (отсутствие) обстоятельств уважительности причин неисполнения министерством судебного акта, а следовательно, вины в совершении вменяемого административного правонарушения не установлено.

Кроме того в жалобе отмечается, что должностное лицо в своем постановлении не указало, какие конкретно меры могли быть объективно приняты министерством, чтобы исполнить в установленный срок решение суда.

Отмечает, что министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении министерства имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области.

Ссылается на то, что большая часть доведенных в 2023 году лимитов финансирования (более 95% - 467,34 млн. рублей) израсходована министерством на приобретение квартир во исполнение неисполненных судебных решений, менее 5% - 22,99 млн. рублей из доведенных лимитов израсходовано на обеспечение жильем детей-сирот не по судебным решениям. При этом по состоянию на 11.10.2023 с начала 2023 года уже исполнено 72 исполнительных производства, что потребовало затрат бюджетных средств в размере 148,81 млн. рублей.

Обращает внимание, что министерством принимаются последовательные и объективные меры для поэтапной ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из доведённого финансирования, систематически проводится работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области, прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования.

Указывает, что реальная возможность исполнения решения суда у министерства отсутствовала. Исполнение судебного решения было невозможным вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Отмечает, что обстоятельства возможности (невозможности) исполнения министерством требований исполнительного документа с учетом имеющегося финансирования судом не рассматривались, и какая-либо оценка в этой части судом не дана.

Ссылается на то, что министерству, как должнику, срок для исполнения требований исполнительного документа устанавливался один раз, однако суд указал, что данный срок устанавливался неоднократно. После замены должника по исполнительному производству в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не выносилось постановление о взыскании исполнительского сбора, что исключает состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.15 КоАП РФ.

Ссылается на судебную практику и презумпцию невиновности.

Подробно позиция защитника министерства Сурмаковой О.А. изложена в жалобе.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние министерства верно квалифицировано по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу решением Майнского районного суда Ульяновской области от 04.03.2020 на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (в настоящее время должником по делу является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области) возложена обязанность обеспечить З*** А*** А*** благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Вешкайма Ульяновской области (л.д. 13).

18.02.2021 возбуждено исполнительное производство № *** и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 14).

В установленный для добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.

11.03.2021 в отношении первоначального должника в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 15 (оборотная сторона) - 16).

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.10.2022 произведена замена должника по исполнительному производству № *** и должником по данному исполнительному производству стало Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (министерство) (л.д. 20 (оборотная сторона).

21.12.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о назначении нового срока исполнения судебного решения до 20.04.2023 (л.д. 21 (оборотная сторона).

24.04.2023 составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до 20.04.2023 министерством не исполнено (л.д. 22).

По данному факту 15.06.2023 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области составлен протокол в отношении министерства об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ (л.д. 26).

Как уже отмечалось выше, постановлением врио начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 17.07.2023 министерство привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 05.10.2023 указанное постановление оставлено без изменения.

С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятия министерством необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда общей юрисдикции, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что министерство обоснованно привлечено к административной ответственности по  части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за то, что, являясь должником, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 20.04.2023 после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам лица, привлекаемого к ответственности, судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права.

В ходе настоящего рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.

Доказательств фактического совершения должником действий, направленных на исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.

К уважительным причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения министерством решения суда, а также свидетельствующих о том, что должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.

Возложенная на должника обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования средств, либо иных условий. Указанные в настоящей жалобе доводы не могут расцениваться как принятие достаточных и полных мер к исполнению требования судебного пристава-исполнителя по данному исполнительному производству, не свидетельствует о направлении запроса о выделении дополнительных лимитов бюджетных ассигнований в целях исполнения конкретного исполнительного документа, с соблюдением установленных порядка и сроков составления бюджета.

Вопреки доводам жалобы нормами Федерального закона от 02.10.2007       № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусмотрена возможность повторного взыскания исполнительского сбора при замене должника.

Взыскание исполнительского сбора с первоначального должника и отсутствие постановления о взыскании исполнительского сбора с привлекаемого лица наличие состава выявленного правонарушения не опровергает, так как в силу положений  части 4 статьи 52 указанного Федерального закона № 229-ФЗ для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

Кроме того, вопреки доводам жалобы решение судьи не содержит выводов о том, что Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области неоднократно устанавливался новый срок для исполнения исполнительного документа.

Иные доводы жалобы также не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.

При назначении наказания требования статьи 4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в минимальном размере.

Руководствуясь статьями 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

решение судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 5 октября 2023 года оставить без изменения, жалобу защитника Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Сурмаковой Ольги Александровны – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                                    С.К. Полуэктова