Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении бесперебойного водоснабжения
Документ от 05.12.2023, опубликован на сайте 12.12.2023 под номером 109886, 2-я гражданская, об обязании обеспечить на территории пос. Колхозный Красноярского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области круглосуточное и бесперебойное водоснабжение, объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, в жилые дома, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2023-000689-38

Судья Школенок Т.Р.                                                                    Дело №33а-5325/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      5 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 2 августа 2023 года по делу №2а-628/2023, которым постановлено:

административные исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о возложении обязанности организовать круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества в жилые дома удовлетворить.

Возложить на муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанность организовать на территории пос. Колхозный Красноярского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, в жилые дома.  

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения начальника гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Михайловой Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о возложении обязанности организовать круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение населения.

В обоснование требований, указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено ненадлежащее состояние водопроводных сетей на территории пос. Колхозный Красноярского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области. Собственником водопроводных сетей на территории поселка является администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области. Муниципальное имущество на территории пос. Колхозный, в том числе: водопровод (протяженность 15 км), водопровод (протяженность 0,123 км), 5 водозаборных скважин, канализационная насосная станция №1, №2, канализационная сеть (протяженность 0,6 км), 1 башня, 1 водонапорная башня Рожновского переданы в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ «Красноярское».

Причиной перебоев с водоснабжением являются системные проблемы в данной сфере, для решения которых администрацией района должных мер не принималось. Нарушение прав граждан на круглосуточное и бесперебойное водоснабжение, в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, подтверждается обращениями, поступившими в 2023 году. Установлено, что потребители не обеспечены питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Прокурор просил возложить на муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанность организовать круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение в п. Колхозный Красноярского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, в жилые дома.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, администрация муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, МУП «ЖКХ «Красноярское».

Определением от 17.07.2023 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Полагает, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку спорные источники водоснабжения в пос. Колхозный находятся в хозяйственном ведении МУП ЖКХ «Красноярское», на которое возложено бремя содержания указанного имущества.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, собственником водопроводных сетей на территории пос. Колхозный Красноярского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области является администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.

В соответствии с договором №12 от 23.04.2015 о передаче муниципального недвижимого имущества в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «ЖКХ «Красноярское»» передано муниципальное имущество на территории пос. Колхозный, в том числе: водопровод (протяженность 15 км), водопровод (протяженность 0,123 км), 5 водозаборных скважин, канализационная насосная станция № 1, № 2, канализационная сеть (протяженность – 0, 6 км), 1 башня, 1 водонапорная башня Рожновского.

МУП «ЖКХ «Красноярское» является исполнителем услуг по обеспечению населения пос. Колхозный Красноярского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области коммунальными услугами по холодному водоснабжению, для чего использует систему водоснабжения, переданную муниципалитетом для использования в указанных целях.

Прокуратурой Чердаклинского района проведена проверка по поручению прокуратуры Ульяновской области по публикации «В двух поселках Чердаклинского района четыре дня нет воды», размещенной 28.05.2023 на интернет-портале misanec.ru, содержащей сведения о бездействии администрации Чердаклинского района Ульяновской области по обеспечению населения пос. Колхозный Красноярского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области бесперебойным водоснабжением - холодной питьевой водой надлежащего качества и в надлежащих объемах, а также сведения о качестве воды и о техническом состоянии водопровода.

Установлено, что причиной перебоев водоснабжения явились системные проблемы в данной сфере, для решения которых администрацией района должных мер не принималось. Износ водопроводных сетей составляет 74%. Из-за высокой степени изношенности водопровода часто происходят аварийные ситуации, после повторного запуска холодного водоснабжения образуется повышенная мутность и цветность воды.

Проблемы обеспечения бесперебойного водоснабжения потребителей в пос. Колхозный Красноярского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области носят систематический характер, возникают регулярно, о чем свидетельствуют неоднократные обращения граждан.

Указанные обстоятельства не оспариваются административным ответчиком.

По результатам проведенной в октябре 2022 года Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области проверки в отношении МУП «ЖКХ «Красноярское» постановлением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 12.12.2022 по делу № 5-567/2022 МУП «ЖКХ «Красноярское» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, с наложением административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 61-71).

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по организации бесперебойного водоснабжения  на территории сельского поселения относится к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района в силу положений ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.ст. 14, 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, установленными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В силу п. 1.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

Таким образом, организация водоснабжения на территории пос. Колхозный Красноярского сельского поселения относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд пришел к правильному выводу, что со стороны администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области имеет место ненадлежащая организация водоснабжения на территории указанного населенного пункта.

Доводы в апелляционной жалобе о том, что бремя содержания водопроводных сетей должно возлагаться на МУП «ЖКХ «Красноярское», не могут быть признаны состоятельными в силу установленных выше обстоятельств и приведенных норм права.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о возложении обязанности по организации надлежащего водоснабжения именно на администрацию района, поскольку МУП «ЖКХ «Красноярское» не в состоянии самостоятельно обеспечить бесперебойную подачу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям пос. Колхозный Красноярского сельского поселения.

Передача муниципального имущества – водопроводных сетей в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ «Красноярское» не освобождает администрацию района как собственника муниципального имущества от обязанности по его надлежащему содержанию.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 2 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.12.2023.