Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Определение
Документ от 21.11.2023, опубликован на сайте 08.12.2023 под номером 109865, 2-я гражданская, о возложении обязанности продлить действие социального контракта на поиск работы и трудоустройства и произвести очередную выплату, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-002481-08

Судья Алексеева Е.В.                                                                                Дело 33-5109/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     21 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Герасимовой Е.Н.,  

судей Шлейкина М.И., Карабанова А.С., 

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Наумова Михаила Андреевича на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 3 июля 2023 года по делу № 2-2696/2023, по которому постановлено:   

в удовлетворении исковых требований Наумова Михаила Андреевича к Министерству социального развития Ульяновской области, Департаменту  Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске,  Ульяновскому казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат»  о возложении  обязанности продлить  действие социального контракта и произвести  очередную выплату,  признании незаконным требования о возврате  денежных сумм, взыскании компенсации морального вреда  – отказать. 

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения представителя Министерства социального развития Ульяновской области Гнусаревой М.В., полгавшей, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным,  судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Наумов М.А. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту  Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске (с 1 сентября 2023 г. согласно Указа Губернатора Ульяновской области от 11 мая 2023 г.         № 45 Министерство социального развития Ульяновской области) о возложении  обязанности продлить  действие социального контракта, произвести  очередную выплату,  признании незаконным требования о возврате  денежных сумм, взыскании компенсации морального вреда.

Требования были мотивированы тем, что 24 марта 2022 г. между ним и  Департаментом Министерства семейной, демографической политики  и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске был заключен  социальный контракт на поиск работы и трудоустройство. Дата окончания действия социального контракта была установлена 23 декабря 2022 г.Однако датой трудоустройства являлась 29 декабря 2022 г.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2022 г. он был восстановлен на прежней работе в ГУЗ «***» в должности *** с 29 декабря           2022 г.

Таким образом, он выполнил условия социального контракта по трудоустройству, преодолению возникшей  трудной  жизненной ситуации и повысил свой доход.

Однако, проработать долгое время на прежнем месте работы ему не удалось, трудовой договор был расторгнут по соглашению сторон по причине морально-психологического давления со стороны работодателя после судебного спора, а также незаконного изменения должностной инструкции.

Согласно условиям социального контракта Департамент Министерства социального развития Ульяновской   области в  г. Ульяновске обязан подготовить не позднее  чем за один месяц до даты завершения срока действия социального контракта заключение об эффективности принятых мер по выводу получателя (семьи получателя) из трудной жизненной ситуации, или о необходимости продления срока действия социального контракта (в случае его заключения на период до 12 месяцев), или о заключении нового социального контракта по другому мероприятию.

Однако, свои обязанности Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в  г. Ульяновске  не выполнил. Никого содействия в разрешение трудной жизненной ситуации в связи с потерей работы оказано не было, никаких предложений по продлению социального контракта он не получал.

Он  был зарегистрирован в качестве безработного в ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области», приложил со своей стороны все усилия для трудоустройства, однако, предложения о заключении трудового договора он не получил.

Также  в период с 8 декабря 2022 г. по 29 декабря 2022 г. он  тяжело болел и ему были выданы больничные листы. Соответственно, он не мог обратиться в органы социальной защиты населения с заявлением о продлении  действия социального контракта. Таким образом, у него имелась уважительная причина для продления срока действия социального контракта.

29 декабря 2022 г. он по средствам телефонной связи обратился к  сотрудникам ответчика, выразив желание продлить действие социального контракта, в связи с чем он был приглашен на консультацию 30 декабря 2022 г., однако, прибыв в указанное время, никто из сотрудников не стал разбираться в его проблеме, сославшись на прекращение срока действия социального контракта.

Считает, что отказ ответчика в продлении действия социального контракта является незаконным. Полагает, что все действия ответчика были недобросовестными, поскольку ответчик не стремился достичь целей, предусмотренных социальным контрактом, а подошел к выполнению своих обязанностей формально.

Несмотря на то, что ответчик при наличии у него уважительной причины отказался продлевать с ним социальный контракт, 26 апреля 2023 г. ему было вручено требование о возврате полученных на основании социального контракта денежных средств в размере 12 276 руб.

В связи с этим просил суд  обязать Департамент  Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске продлить действие социального контракта и произвести ему очередную выплату, признать требование о возврате 12 276 руб. незаконным, а также взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.         

Определениями от 10 мая 2023 г. и от 15 июня 2023 г. суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков Министерство социального развития Ульяновской области, УОГКУ СЗН  «Единый областной центр социальных выплат».

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Наумов М.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что он находился на лечении 21 день, а поэтому у него имеются уважительные причины для неисполнения условий социального контракта и для продления срока действия социального контракта.  Явиться в учреждение социальной защиты с заявлением о продлении срока действия социального контракта он не имел возможности по причине болезни. В социальном контракте отсутствует  контактная  информация для связи с органами социальной защиты. Отмечает, что он не мог трудоустроиться по независящим от него обстоятельствам, в связи с чем требования о возврате полученных денежных средств противоречить действующему законодательству. Факт вынесения решения суда о восстановлении на работе не относится к предмету настоящего спора. Возможность взыскания компенсации морального за нарушение прав на получение мер социальной поддержки предусмотрена действующим законодательством.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 4 марта 2022 г. истец Наумов  М.А. обратился в Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в                    г. Ульяновске с заявлением об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта на поиск работы.

Распоряжением Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске от 18 марта 2022 г. Наумову М.А. предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта.

24 марта 2022 г. между Наумовым М.А. и Департаментом Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске был заключен  социальный контракт на поиск работы.

Дата окончания действия социального контракта была определена  23 декабря 2022 г. 

В рамках условий социального контракта истцу была предоставлена денежная выплата в размере 12 276 руб.

Из искового заявления следует, что 29 декабря 2022 г. истец по средствам телефонной связи обратился к  сотрудникам Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске, выразив желание продлить действие социального контракта.

Срок действия социального контракта с истцом продлен не был.

21 марта 2023 г. Департаментом Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске истцу Наумову М.А. было направлено уведомление о необходимости добровольного возврата денежных средств в размере 12 276 руб. в связи с неисполнением условий социального контракта.

Полагая, что действия Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске по отказу в продление социального контракта и по направлению уведомления о возврате полученных в рамках социального контракта денежных средств, являются незаконными, истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, установив, что правовых оснований для продления социального контракта с истцом не имелось, направление истцу требования о возврате денежных средств соответствует действующему правовому регулированию,  пришел к выводу об отказе истцу  в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г.             № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон «О государственной социальной помощи»).

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Ульяновской области регулируются Законом Ульяновской области от 31 августа 2013 г. № 160-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи» (далее - Закон Ульяновской области «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи»).

Согласно статье 4 Закона Ульяновской области «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи» оказываемая за счет средств областного бюджета Ульяновской области государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается и выплачивается (предоставляется) по решению исполнительного органа Ульяновской области, осуществляющего государственное управление в сфере социальной защиты населения, на условиях и в порядке, установленных Правительством Ульяновской области с учетом положений статей 5 и 8 - 10 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30 апреля 2021 г. №164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области»  утверждено  Положение о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области (далее - Положение).

Согласно пункту 2.2 указанного Положения уважительными причинами, влияющими на невозможность исполнения условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации являются: 1) обстоятельства непреодолимой силы природного характера; 2) длительное (продолжительностью более 21 календарного дня) лечение и (или) реабилитация получателя (члена семьи получателя); 3) смерть одного или нескольких членов семьи получателя;4) утрата получателем (членом семьи получателя) трудоспособности; 5) утрата получателем (членом семьи получателя) дееспособности; 6) документально подтвержденное отсутствие на соответствующем товарном рынке товаров (работ, услуг), необходимых для осуществления предпринимательской деятельности или ведения личного подсобного хозяйства личного подсобного хозяйства; 7) призыв получателя (члена семьи получателя) на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом; 8) участие получателя (члена семьи получателя) в специальной военной операции на основании контракта о прохождении военной службы либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

Гражданин, заключивший социальный контракт, вправе обратиться с заявлением о продлении срока действия социального контракта (далее - заявление о продлении) в случае наличия одного или нескольких оснований, предусмотренных пунктом 2.25 настоящего раздела (за исключением потери дееспособности получателя). Заявление о продлении представляется в учреждение не позднее 14 календарных дней до дня истечения срока действия социального контракта (пункт 2.2 Положения).

Таким образом, гражданин, заключивший социальный контракт, вправе обратиться с заявлением о продлении срока действия социального контракта не позднее 14 календарных дней до дня истечения срока действия социального контракта.

Заявления о продления срока действия социального контракты в указанный срок от Наумова М.А. не поступало.

Как указывал  истец Наумов М.А в своем исковом заявлении, для продления срока действия социального контракта, он обратился в Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске по средствам телефонной связи  29 декабря 2022 г.

Между тем, данное обращение последовало уже после истечения срока действия социального контракта.

Кроме того, решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2022 г. Наумов М.А. был восстановлен на прежней работе в ГУЗ «***» в должности *** с 29 декабря 2022 г., что исключает возможность продление срока действия социального контракта на поиск работы. 

В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для продления с истцом срока действия социального контракта.

При разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы Наумова М.А. о том, что он находился на лечении, а поэтому данное обстоятельство является уважительной причиной  неисполнения условий социального контракта и основанием для продления срока действия социального контракта, не могут повлечь отмены состоявшегося по делу решения.

Из материалов дела следует, что истец с 8 декабря 2022 г. по 14 декабря 2022 г. находился на стационарном лечении с диагнозом ***. С 15 декабря 2022 по 29 декабря 2022 г. истец находился на амбулаторном лечении с диагнозом ***.

Таким образом, истец находился на лечение ровно 21 день, в то время как вышеуказанными нормами Положения уважительной причиной  неисполнение условий социального контракта и основанием для продления срока действия социального контракта является лечение продолжительностью более 21 календарного дня.

В связи с этим суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что срок действия социального контракта прекращен по его истечению, т.е. 23 декабря 2023 г., и законных оснований для его продления не имелось.

Вопреки доводам жалобы,  суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания направленного истцу Департаментом Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске уведомления о необходимости добровольного возврата денежных средств в размере 12 276 руб. в связи с неисполнением условий социального контракта незаконным.

Так, согласно пункту 2.28 указанного Положения, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на получателя в соответствии с социальным контрактом,  необоснованно полученные средства, предоставленные в качестве государственной социальной помощи, возмещаются получателем добровольно не позднее одного месяца со дня принятия решения о таком прекращении. В случае отказа получателя от добровольного возврата необоснованно полученных средств они взыскиваются уполномоченным органом и центром социальных выплат в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В связи с этим действия Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске по направлению истцу вышеуказанного уведомления соответствуют требованиям Положения.

Непосредственно вопрос о законности содержащихся в уведомлении требований о возврате социальной выплаты, полученной истцом в связи с неисполнением условий социального контракта, будет решен в судебном порядке, в случае предъявления к Наумову М.А. исковых требований о взыскании данной выплаты.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:    

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 3 июля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Наумова Михаила Андреевича – без удовлетворения.      

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.     

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено    24 ноября 2023 г.