Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Организация водоснабжения
Документ от 05.12.2023, опубликован на сайте 11.12.2023 под номером 109829, 2-я гражданская, об обязании обеспечить на территории с. Новый Белый Яр Белоярского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области круглосуточное и бесперебойное водоснабжение, объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, в жилые дома, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2023-000688-41

Судья Школенок Т.Р.                                                                    Дело №33а-5328/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      5 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.                       

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 2 августа 2023 года по делу №2а-627/2023, которым постановлено:

административные исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Чердаклинский район» о возложении обязанности организовать круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение в объемах, необходимых для обеспечения  потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества в жилые дома удовлетворить.

Возложить на Муниципальное учреждение «Администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанность организовать на территории с. Новый Белый Яр Чердаклинского района Ульяновской области круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение, в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, в жилые дома. 

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., пояснения прокурора    Михайловой Т.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской  области обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального  образования «Чердаклинский район» о возложении обязанности организовать  круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение для обеспечения  потребителей холодной питьевой водой. 

В обоснование исковых требований, указал, что прокуратурой Чердаклинского района проведена проверка обеспечения жителей с.Новый Белый Яр Белоярского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области круглосуточным бесперебойным водоснабжением.

Установлено, что собственником водопроводных сетей на территории села является администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.            В соответствии с договором № 17 от 31.10.2017 в хозяйственное ведение           МУП ЖКХ  «Белоярское» передано муниципальное имущество: водопровод (протяженность - 15,9 км.), водопровод (протяженность – 3, 45 км.), водопровод (протяженность – 9,3 км.), 2 – водонапорные башни, 6 – башен Рожновского, 10 – буровых скважин. Износ водопроводных сетей составляет 50 %.

Проведенным прокуратурой района анализом причин перебоев с водоснабжением выявлены системные проблемы в данной сфере, для решения которых администрацией района должных мер не принималось. Нарушения прав граждан на круглосуточное и бесперебойное водоснабжение в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества, подтверждается обращениями, поступившими в 2022 и  2023 годах в администрацию МО «Чердаклинский район».

Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 04.07.2022 удовлетворены исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области об обязании администрации МО «Чердаклинский район», МУП «ЖКХ «Белоярское» обеспечивать население с. Новый Белый Яр питьевой водой, соответствующей требованиям главы 3 таблицы 3.1 СанПиН 1.1.3685-21 (вступило в законную силу 08.11.2022). Таким образом, установлено, что потребители не обеспечены питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Прокурор просил возложить на администрацию МО «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанность организовать на территории с.Новый Белый Яр Белоярского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области круглосуточное и бесперебойное холодное водоснабжение, в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой надлежащего качества в жилые дома.

Определением от 17.07.2023 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований либо производство по административному делу прекратить.

Полагает, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку спорные источники водоснабжения в с.Новый Белый Яр находятся в хозяйственном ведении МУП ЖКХ «Белоярское», на которое возложено бремя содержания указанного имущества. Отмечает, что фактов отключения водоснабжения не имелось, а в случае возникновения перебоев, аварий, данные ситуации своевременно устранялись.

Считает, что при рассмотрении данного спора имелись основания для прекращения производства по делу, поскольку Чердаклинским районным судом Ульяновской области от 04.07.2022 по делу №2а-2331/2022 уже принято решение о возложении на администрацию и МУП ЖКХ «Белоярское» обязанности обеспечивать население с.Новый Белый Яр питьевой водой надлежащего качества.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокуратурой Чердаклинского района проведена проверка по обращению *** от 29.05.2023, по коллективному обращению от жителей с. Новый Белый Яр от 29.05.2023, Руководителя Региональной общественной приемной Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Д.А. Медведева в Ульяновской области Беспаловой М.П. в интересах *** от 01.06.2023.

По результатам рассмотрения запроса в  связи с проводимой  проверкой   в прокуратуру Чердаклинского  района Ульяновской  области административным  ответчиком   сообщено, что    степень  износа  водопроводных сетей в с.   Новый Белый Яр  МО  «Белоярское сельское поселение»  составляет  50 %.  В  период поливного  сезона в  период  с  03.06.2023 по  09.06.2023 отмечалась  ограниченная  подача  воды  на улицах  Советская, Полевая.  В  период  с  17.05.2023 по  22.05.2023 поступали  обращения  о поломке  водозаборной  колонки  по                 ул. Пролетарская, причина  которой  устранена  23.05.2023. Кроме того, в целях бесперебойного обеспечения населения холодным водоснабжением  надлежащего качества  в указанном  населенном пункте   определена  необходимость  в  замене  башни   скважины  по ул. Советская.

Таким образом, установлено, что проблемы обеспечения бесперебойного водоснабжения потребителей в с.Новый  Белый Яр Белоярского  сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области носят систематический характер, возникают ежегодно (особенно в летний период), что  не  оспаривалось и  административным  ответчиком в ходе рассмотрения дела.

Из материалов дела следует, что собственником водопроводных сетей на территории с. Новый Белый Яр Белоярского  сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области является администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.

В соответствии с договором №17 от 31.10.2017   о передаче муниципального недвижимого имущества в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия МУП ЖКХ  «Белоярское»  передано  имущество  по  утвержденному  перечню:   водопровод (протяженность - 15,9 км.), водопровод (протяженность – 3, 45 км.), водопровод (протяженность – 9,3 км.), 2 – водонапорные башни, 6 – башен Рожновского, 10 – буровых скважин.

МУП «ЖКХ «Белоярское» является исполнителем услуг по обеспечению населения с.Новый Белый Яр Чердаклинского района Ульяновской области коммунальными услугами по холодному водоснабжению, для чего использует систему водоснабжения, переданную муниципалитетом для использования в указанных целях.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по организации бесперебойного водоснабжения лежит именно на органе местного самоуправления, то есть относится к полномочиям администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003            № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003              № 131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Как предусмотрено пунктом 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Как установлено пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011           № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

Из вышеприведенных норм следует, что организация водоснабжения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Судебная коллегия с учетом вышеприведенных обстоятельств также приходит к выводу о том, что судом верно установлено незаконное бездействие администрации    МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, выраженное в ненадлежащей организации водоснабжения, что повлекло принятие судом решения об удовлетворении иска.

Доводы жалобы о том, что бремя содержания имущества должно возлагаться на МУП ЖКХ «Белоярское», были предметом оценки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о возложении обязанности по организации водоснабжения именно на администрацию района, поскольку МУП ЖКХ «Белоярское» не в состоянии самостоятельно обеспечить бесперебойную подачу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям с. Новый Белый Яр. Передача муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП ЖКХ «Белоярское» не освобождает администрацию района как собственника муниципального имущества от обязанности по его надлежащему содержанию.

Оснований для прекращения производства по делу в связи с принятием судом решения от 04.07.2022 по делу №2а-2331/2022 не имелось, поскольку по этому делу сторонами являлись иные лица, предмет споры был иной (качество воды).

Учитывая вышеизложенное, основания для отмены решения суда  отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 2 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.12.2023.