Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О проведении мероприятий антитеррористической защищенности
Документ от 28.11.2023, опубликован на сайте 12.12.2023 под номером 109761, 2-я гражданская, о возложении обязанности устранить нарушения антитеррористической защищенности, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0008-01-2023-000493-72                                                                       

Судья Росляков В.Ю.                                                                     Дело № 33-5129/2023 

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                               28 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 9 августа 2023 года по делу №2-1-412/2023, по которому постановлено:

уточненные исковые требования Инзенского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права», Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушение законодательства об антитеррористической защищенности объектов, удовлетворить.               

Обязать областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права» произвести ремонт стационарной рамки металлоискателя, в учебном корпусе № 2, расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Инза, пер. Рузаевский, д. 2А.

Обязать областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права» оборудовать системами контроля и управления доступом учебный корпус № 3, расположенный по адресу: Ульяновская область,    г. Инза, ул. Максима Горького, д. 13А, административный корпус, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. 4 Пятилетки, д. 28А.

Обязать областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права» в связи с изменением мер по инженерно- технической защите объектов произвести актуализацию паспортов безопасности учебного корпуса № 2, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, пер. Рузаевский, д. 2А, административного корпуса, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. 4 Пятилетки, д. 28А, производственно-учебного корпуса № 1, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза,                  ул. 4 Пятилетки, д. 28А, учебного корпуса № 3, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. Максима Горького, д. 13А.

Обязать Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области выделить финансирование на исполнение мероприятий по ремонту стационарной рамки металлоискателя, в учебном корпусе № 2, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Инза, пер. Рузаевский, д. 2А, а также выделить финансирование на выполнение мероприятий по оборудованию системами контроля и управления доступом учебного корпуса №3, расположенного  по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. Максима Горького, д. 13А, административного корпуса, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. 4 Пятилетки, д. 28А.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора           Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия 

 

установила:

Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права», Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушение законодательства об антитеррористической защищенности объектов.

В обоснование искового заявления указано, что в рамках проведенной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения учреждениями образования требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействий экстремизму и терроризму в областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права» выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.

Полномочия учредителя от имени Ульяновской области осуществляет согласно п.1.4 Устава областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права» осуществляет Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области.

Образовательная деятельность осуществляется в трех учебных корпусах, расположенных по адресам:  г. Инза, пер. Рузаевский, д. 2А; г. Инза,                           ул.4 Пятилетки, д. 28А; г. Инза, ул. Максима Горького д. 13А.

В результате неисполнения ответчиками действующего законодательства создаются предпосылки для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, совершения террористических акций.

Просил суд обязать областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права» произвести ремонт стационарной рамки металлоискателя, в учебном корпусе № 2, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, пер. Рузаевский, д. 2А; оборудовать системами контроля и управления доступом учебный корпус № 3, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. Максима Горького, д. 13А, административный корпус, расположенный по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул. 4 Пятилетки, д. 28А; в связи с изменением мер по инженерно-технической защите объектов обязать произвести актуализацию паспортов безопасности учебного корпуса № 2, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, пер. Рузаевский, д. 2А, административного корпуса, расположенного по адресу: Ульяновская область,  г. Инза, ул. 4 Пятилетки, д. 28А, производственно-учебного корпуса № 1, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. 4 Пятилетки, д. 28А, учебного корпуса № 3, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. Максима Горького, д. 13А путем указания в них сведений о наличии металлоискателей и охраны объектов сотрудниками частных охранных организаций; указать в паспортах безопасности учебного корпуса № 2, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, пер. Рузаевский, д. 2А, административного корпуса, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. 4 Пятилетки, д. 28А, производственно-учебного корпуса № 1, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Инза,                      ул.4 Пятилетки, д. 28А, учебного корпуса № 3, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. Максима Горького, д. 13А недостатки, указанные в актах обследования и категорирования данных объектов; обязать Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области выделить финансирование на исполнение мероприятий по ремонту стационарной рамки металлоискателя, в учебном корпусе № 2, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, пер. Рузаевский, д. 2А, а также выделить финансирование на выполнение мероприятий по оборудованию системами контроля и управления доступом учебный корпус № 3, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Инза,     ул. Максима Горького, д. 13А, административный корпус, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. 4 Пятилетки, д. 28А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство просвещения и воспитания  Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части установления сроков для обеспечения финансирования затрат Министерством на обеспечение безопасных условий обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности, увеличить срок исполнения решения до 31.06.2024. В обоснование жалобы указывает, что ОГБПОУ «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права» является государственным бюджетным учреждением, отвечающим по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Средства на мероприятия по антитеррористической безопасности зданий ОГБПОУ «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права» предусмотрены в проекте бюджета области на 2024 год в сумме 2 500 000 руб. Указывает, что мероприятия по антитеррористической безопасности зданий будут выполнены по мере поступления денежных средств, выделяемых в рамках государственной программы Ульяновской области «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области», в связи с чем полагает, что необходимость в понуждении Министерства к финансированию исполнения учреждением требований, указанных в исковом заявлении, отсутствует. 

В заседание  суда  апелляционной инстанции  кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

На основании п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019                      № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Пункт 2 Требований предусматривает, что для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

Согласно п.5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (п.6 Требований).

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории), которая в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом (п.п.8, 11 Требований).

Подпунктом «д» п. 24 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Пунктом 26 Требований установлено, что в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

В соответствии с ч. 6. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Приказом Федерального агентства по образованию от 01.09.2008 № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установка стационарной рамки металлоискателя отнесена к антитеррористическим мероприятиям.

Как установлено судом, ОГБПОУ «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права» является некоммерческой организацией, основной целью деятельности которой является образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) программам профессионального обучения.

Из Устава ОГБПОУ «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права» следует, что учредителем образовательной организации является Ульяновская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области.

Источниками формирования финансовых ресурсов Учреждения являются: субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); субсидии из областного бюджета на иные цели в случаях и порядке, установленных Правительством Ульяновской области; добровольные имущественные взносы и пожертвования юридических и физических лиц; доходы Учреждения, полученные от иной, приносящей доход деятельности (п.6.5 Устава).

Имущество Учреждения является государственной собственностью Ульяновской области и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления (п. 6.7 Устава).

Учреждение владеет и пользуется имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества (п. 6.9 Устава).

В соответствии с п. 1.4 Устава областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права», утвержденного распоряжением Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 27.01.2023 № 135-р, полномочия учредителя от имени Ульяновской области осуществляет Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области.

По результатам проведенного обследования и категорирования объектов ОГБПОУ «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права», расположенных по адресам: Ульяновская область, г. Инза, пер. Рузаевский, д. 2А (учебный корпус №2), г. Инза, ул.4 Пятилетки, д. 28А (административный корпус), г. Инза, ул. 4 Пятилетки, д. 28А (производственно-учебный корпус №1), г. Инза, ул. Максима Горького, д. 13А (учебный корпус №3), им присвоена вторая категория опасности.

В нарушение пп. «в» п. 48 Требований актуализация паспортов безопасности вышеуказанных объектов в связи с изменением мер по инженерно-технической защите объекта не произведена.

Административный корпус ОГБПОУ не оборудован системой контроля и управления доступом. В учебном корпусе №3 стационарные и ручные металлоискатели на объекте отсутствуют, а также он не оборудован системой контроля и управления доступом.

Поскольку здания учебных и административного корпусов ОГБПОУ «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права» не соответствовали требованиям безопасности, суд первой инстанции правомерно возложил на Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области обязанность по организации финансирования необходимых антитеррористических мероприятий, а на  само бюджетное учреждение обязанность по осуществлению данных мероприятий.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, при наличии затруднений при исполнении судебного решения ответчики не лишены права обратиться в суд, принявший решение, с заявлением об отсрочке, либо рассрочке исполнения решения суда.

Между тем, доводы апелляционной жалобы относительно недостаточности установленного для исполнения решения суда срока заслуживают внимания.

Судебная коллегия, исходя из  установленных обстоятельств, объема работ, подлежащих выполнению, принципа разумности, полагает необходимым установить конкретные сроки исполнения решения суда.

Принимая во внимание особенности финансирования ответчиков, судебная коллегия считает необходимым установить Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области срок для финансирования поименованных в резолютивной части решения мероприятий 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права» - 3 месяца с даты получения финансирования.

Следовательно, в указанной части решение суда подлежит изменению.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 9 августа    2023 года изменить, установить срок исполнения решения суда:

Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области для финансирования поименованных в резолютивной части решения мероприятий -          6 (шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права» - 3 месяца с даты получения соответствующего финансирования.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме   29.11.2023