УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0021-01-2023-000296-71
Судья Горбачева Т.Ю. Дело
№ 33-5330/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
28
ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области на решение Сенгилеевского
районного суда Ульяновской области от 23 августа 2023 года по делу № 2-1-302/2023,
по которому постановлено:
исковые
требования прокурора Сенгилеевского района в защиту прав и законных интересов
неопределенного круга лиц, в защиту интересов Российской Федерации к ОГБПОУ
«Сенгилеевский педагогический техникум», Министерству просвещения и воспитания
Ульяновской области о признании
незаконным бездействия, выразившиеся в не устранении нарушений
законодательства в сфере антитеррористической
защищенности объекта и возложении
обязанности устранить выявленные
нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОГБПОУ
«Сенгилеевский педагогический техникум», выразившееся в неустранении нарушений
законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта,
расположенного по адресу: ***
Обязать
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области организовать
финансирование мероприятий по обеспечению безопасности пребывающих в ОГБПОУ
«Сенгилеевский педагогический техникум» в течение шести месяцев со дня
вступления решения суда в законную силу.
Обязать
ОГБПОУ «Сенгилеевский педагогический техникум» устранить нарушения
законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической
защищенности объекта, расположенного по адресу: Ульяновская область, *** а
именно: оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией;
установить ограждение территории учебного корпуса и здания общежития, не
позднее трех месяцев с момента доведения финансирования.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения
прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор
Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском, в защиту
прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к
ОГБПОУ «Сенгилеевский педагогический техникум» о признании незаконным бездействия, выразившиеся в не
устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической
защищенности объекта и возложении
обязанности устранить выявленные
нарушения.
Требования
мотивированы тем, что прокуратурой в мае 2023 г. проведена проверка соблюдения
ОГБПОУ «Сенгилеевский педагогический техникум» законодательства в сфере
антитеррористической защищенности объектов, относящихся к сфере деятельности
Министерства просвещения Российской Федерации.
По
фактам выявленных нарушений 25.05.2023 директору ОГБПОУ
«Сенгилеевский педагогический техникум» внесено представление об устранении
нарушений закона, однако в полном объеме выявленные нарушения до настоящего
времени не устранены.
Просил
признать незаконным бездействие ОГБПОУ «Сенгилеевский педагогический техникум»,
выразившееся в неустранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической
защищенности объекта, относящегося к сфере деятельности Министерства
просвещения Российской Федерации, расположенного по адресу: ***; обязать ОГБПОУ
«Сенгилеевский педагогический техникум» устранить нарушения законодательства об
обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объекта,
относящегося к сфере деятельности Министерства просвещения Российской
Федерации, расположенного по адресу: ***, в течение 6 месяцев с момента
вступления решения суда в законную силу, а именно: оборудовать объект системой
оповещения и управления эвакуацией, а также установить ограждение территории
учебного корпуса и здания общежития; обязать Министерство просвещения и
воспитания Ульяновской области организовать финансирование мероприятий по
обеспечению безопасности пребывающих в ОГБПОУ
«Сенгилеевский педагогический техникум», расположенном по адресу: *** путем
оборудования объекта системой оповещения и управления эвакуацией, установления
ограждения территории учебного корпуса и здания общежития в течении 6 месяцев с
момента вступления решения суда в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство просвещения и
воспитания Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить в части установления сроков
для обеспечения финансирования затрат Министерством на обеспечение безопасных
условий обучения в соответствии с требованиями антитеррористической
защищенности, увеличить срок исполнения решения до 31.06.2024.
В заседание суда апелляционной инстанции кроме прокурора другие лица, участвующие в
деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело
в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В
силу п.4 ст.27,
п.3 ст.35
Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан
и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и
свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение
приобрело особое общественное значение.
В соответствии с Федеральным законом
от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные
принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы
профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации
последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается
деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему
устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов
(профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и
(или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О
противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих
полномочий.
На основании п.2
ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной
сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с
государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными
государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная
организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с
законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия
обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их
содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и
здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий),
относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации,
и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В соответствии с
подпунктами «а», «в» п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов
(территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на
воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на
пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Воспрепятствование
неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством
обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий)
инженерно-техническими средствами и системами охраны (подп.«г» п.18
Требований).
Подпунктом «д» п.
24 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической
защищенности осуществляются мероприятия по оборудованию объектов
(территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными
системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных
лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№ 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», пункт 2.2.1 которых возлагает на хозяйствующий субъект обязанность
оградить по периметру собственную территорию забором и зелеными насаждениями.
Как установлено
судом, ОГБПОУ «Сенгилеевский педагогический техникум» является
некоммерческой организацией, основной целью деятельности которой является
образовательная деятельность по образовательным программам среднего
профессионального образования и (или) программам профессионального обучения.
Из Устава ОГБПОУ «Сенгилеевский
педагогический техникум» следует, что
учредителем является Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области.
Объект отнесен к третьей
категории опасности.
Прокуратурой Сенгилеевского района Ульяновской области
проведена проверка деятельности ОГБПОУ «Сенгилеевский педагогический техникум» на предмет соблюдения требований
законодательства об антитеррористической защищенности социально-значимых
объектов.
Поскольку здание
учебного корпуса, здание общежития не
оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией, отсутствие по периметру ограждения, суд первой инстанции правомерно
возложил на Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области обязанность
по организации финансирования названных антитеррористических мероприятий, а на само бюджетное учреждение обязанность по
осуществлению мероприятий по установлению ограждения территории здания
учебного корпуса и здания общежития; оборудования системой оповещение и управления эвакуацией.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при наличии
затруднений исполнения судебного решения ответчики не лишены права обратиться в
суд, принявший решение, с заявлением об отсрочке, либо рассрочке исполнения
решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от
23 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства
просвещения и воспитания Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 30.11.2023.