Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности
Документ от 28.11.2023, опубликован на сайте 04.12.2023 под номером 109715, 2-я гражданская, о возложении обязанности выполнить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-002696-42                                                                       

Судья Грачева Т.Л.                                                                          Дело № 33-5391/2023 

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                28 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Терра» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 июня 2023 года по делу № 2-2831/2023, по которому постановлено:

исковые требования Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «УК «Вектор», общество с ограниченной ответственностью «ИВАНОФФЪ и К», общество с ограниченной ответственностью «ТЕРРА», Областное государственное автономное учреждение культуры «Ульяновский молодежный театр им.Б.В. Александрова», Герасимова Сергея  Алексеевича, Крутову Александру Ивановну  выполнить в срок до 01.10.2025 ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, «Кинотеатр «Ампир» 1910 - годы», расположенного по адресу: ***

В  остальной части иска  отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УК «Вектор», общества с ограниченной ответственностью «ИВАНОФФЪ и К», общества с ограниченной ответственностью «ТЕРРА», Областного государственного автономного учреждения культуры «Ульяновский молодежный театр им.Б.В. Александрова», Герасимова Сергея  Алексеевича, Крутовой Александры Ивановны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей в равных долях,  по  60  руб. с каждого.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная коллегия 

 

установила:

Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в суд с иском к ООО «УК «Вектор», ООО «ИВАНОФФЪ и К», ООО «ТЕРРА», Областному государственному автономному учреждению культуры «Ульяновский молодежный театр им.Б.В. Александрова»,                       Можаевой А.П. о возложении обязанности выполнить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия.

В обоснование требований указало, что ответчики являются законными владельцами объекта культурного наследия «Кинотеатр «Ампир» 1910 - годы» регионального значения, поставленного на государственную охрану решением Исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990 № 79 «О мерах по улучшению работы по охране памятников истории и культуры в Ульяновской области», расположенного по адресу: ***

Объект культурного наследия находится в ненадлежащем состоянии: имеется растрескивание штукатурного и окрасочного слоя, обрушение элементов отделки и ограждения балкона, нарушение целостности кирпичной кладки цоколя, нарушение сохранности элементов отделки и декора фасада, лепнины, нанесение несогласованных надписей и загрязнение черных металлических ворот, ведущих во внутренний двор.

Ответчикам была направлена претензия от 28.03.2023 о необходимости проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, однако ответа до настоящего времени не поступало и требования не исполнены.

Истец просил суд обязать ответчиков выполнить в срок до 01.10.2025 ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Ампир» 1910- годы», расположенный по адресу: ***

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены          Балагурова Н.А., Козлова Н.Н., Козлов Н.И., Крутова А.И., МО «город Ульяновск» в лице администрации г.Ульяновска, Герасимов С.А., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Росреестра по Ульяновской области, Российская Федерация в лице МТУ Росимущества в Республике Татарстан, Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Терра» не соглашается с решением суда, просит его отменить в части возложения обязанности на общество  выполнить  ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения. В обоснование жалобы указывает, что ООО «Терра» не является собственником или законным владельцем объекта культурного наследия, обществу принадлежит на праве собственности нежилое помещение в соседнем здании по адресу: ***. В  2016 г. с целью доступа к элеваторному узлу общей системы теплоснабжения, находящемуся в подвале по адресу: ***, в интересах  общества был установлен частный сервитут на ограниченное пользование нежилым помещением собственника                 ООО Киновидеоцентр «Художественный». Ссылаясь на п.2 ст.277 Гражданского кодекса Российской  Федерации, п.2.3 соглашения об установлении сервитута указывает, что обременение помещения не повлекло лишение или переход прав собственника на владение, пользование и распоряжение его помещением в объекте культурного наследия.

В  возражениях  на апелляционную жалобу Правительство Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.   

В заседание  суда  апелляционной инстанции  лица,  участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Согласно преамбуле Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федерального закона  № 73-ФЗ)  объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.33  Федерального закона  № 73-ФЗ  объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 21.06.2016 № 382-р «Об утверждении Положения об управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области» утверждено Положение об Управлении, которое осуществляет полномочия в области охраны объектов культурного наследия с 05.08.2016.

Здание,   расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул.Гончарова, д.24.1  «Кинотеатр «Ампир» 1910- годы»  признано в установленном порядке  объектом культурного наследия регионального значения.

В отношении   данного  задания  оформлено охранное обязательство, в котором изложены    градостроительные, инженерно-технические  характеристики, особенности  архитектурно – художественного  оформления.

Согласно акту осмотра объекта культурного наследия по состоянию на 28.03.2022 специалистами Управления установлено: обширная деструкция отделочных слоев наружных стен и цоколя главного (западного) фасада: обсыпание штукатурного  и покрасочного слоев, множественные волосяные трещины, сколы, следы потеков, солевая деструкция в местах увлажнения. Со стороны бокового (северного) фасада зафиксирована деструкция кирпичной кладки и отделочных слоев.  Сколы, утрата фрагментов, деструкция отделочных слоев, следы протеков, солевая  деструкция в местах  увлажнения декоративных элементов главного фасада здания (пилястры,  лепнина, ступенчатые карнизы). Растрескивание, деструкция и обрушение штукатурного слоя, коррозия обнажившихся металлических балок и арматуры балкона. Коррозия  металлических ограждений балконов и парапетного ограждения на крыше. Утрата букв на главном фасаде здания в названии «Художественный  кино - театр»                   (т.1 л.д. 33 – 39).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках  и зарегистрированных  правах на объект недвижимости, собственниками и законными владельцами нежилых помещений, входящих в состав здания, расположенного по адресу: *** являются: ООО «Иваноффъ  и К»,  Герасимов С.А., ООО «УК «Вектор», Крутова А.И.  - собственники, Областное государственное автономное учреждение культуры «Ульяновской молодежный театр им.Б.В.Александрова» на праве оперативного   управления, ООО «ТЕРРА» (сервитут).

В соответствии с п.1 ст.45 Федерального закона  № 73-ФЗ  работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п.2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п.2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В п.1 ст.40 Федерального закона  № 73-ФЗ  указано, что сохранение объекта культурного наследия в целях данного Закона - это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

По смыслу подп.3 п.3 ст.47.2 Федерального закона  № 73-ФЗ  собственник объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст.45 Закона № 73-ФЗ. 

В соответствии с подп.1, 4 п.1 ст.47.3 Федерального закона  № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.

Согласно п.3 ст.48 Федерального закона  № 73-ФЗ  бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований настоящего Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

На основании ст.47.6 Федерального закона  № 73-ФЗ  государственная охрана объектов культурного наследия осуществляется путем утверждения  охранного обязательства, в котором устанавливаются порядок и условия использования памятника.

В соответствии с п.11 ст.47.6 Федерального закона  № 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

Пунктом 13 ст.47.6 Федерального закона  № 73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм закона, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчиков, как собственников помещений, ООО «Иваноффъ  и К»,  Герасимов С.А., ООО «УК «Вектор», Крутову А.И., а также на Областное государственное автономное учреждение культуры «Ульяновской молодежный театр им.Б.В.Александрова» (на праве оперативного   управления) предусмотренные законом обязанности по сохранению объекта культурного наследия.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Вместе с тем заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы                 ООО «ТЕРРА» о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу.

Действующая редакция Закона № 73-ФЗ лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства, указывает собственника такого объекта, в том числе и в случае, если указанный объект находится во владении или пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Как следует из дела, ООО «ТЕРРА» не является собственником объекта культурного наследия, расположенного по адресу: *** обществу  принадлежит  на праве собственности нежилое помещение в соседнем здании, расположенном по адресу: ***

09.02.2016, с учетом  дополнительного соглашения от  01.10.2021,  с целью доступа  к элеваторному узлу общей системы теплоснабжения, находящемуся в подвале здания, расположенного по адресу: *** в интересах ООО «ТЕРРА» был установлен частный сервитут на ограниченное пользование нежилым помещением собственника ОГАУК «Ульяновский молодежный театр им.Б.В. Александрова», установлена  плата за сервитут.

В соответствии с п.2 ст.274,  ст.277 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.2.3 соглашения  обременение помещения не вовлекло лишение или переход прав собственника на владение, пользование и распоряжение его помещением в объекте культурного наследия.

С учетом изложенного, решение суда в части возложения  на ООО «ТЕРРА» обязанности выполнить в срок до 01.10.2025 ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, «Кинотеатр «Ампир» 1910-годы», расположенного по адресу: *** а также взыскании судебных расходов подлежит отмене, с принятием  решения суда в данной части об отказе в иске.

Также судебная коллегия считает необходимым указать, что конкретные виды работ, которые необходимо произвести для сохранения объекта культурного наследия, в соответствии со ст.45 Федерального закона  № 73-ФЗ  определяются на стадии разработки научно-проектной документации по сохранению памятника на основании задания, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного  суда города Ульяновска  от 30 июня                   2023 года в части возложения  на общество с ограниченной ответственностью «ТЕРА» обязанности выполнить в срок до 01.10.2025 ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, «Кинотеатр «Ампир» 1910-годы», расположенного по адресу: *** взыскании судебных расходов отменить.

Принять в данной части новое решение об отказе в  удовлетворении  исковых  требований  Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия  администрации Губернатора Ульяновской области  к обществу с ограниченной ответственностью «ТЕРРА» о возложении  обязанности в срок до 1 октября 2025 года  выполнить  ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, «Кинотеатр «Вампир 1910 - годы», расположенного по адресу: *** судебных расходов.

В  остальной части  решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30.11.2023.