Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 28.11.2023, опубликован на сайте 04.12.2023 под номером 109705, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0013-01-2023-002430-10

Судья Кочергаева О.П.                                                                   Дело № 33-5271/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       28 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1925/2023 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 августа 2023 года, по которому постановлено:

уточненный иск прокурора города Димитровграда в интересах Деменковой Галины Васильевны  удовлетворить частично. 

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области                      (ИНН 7325000951) в пользу Деменковой Галины Васильевны денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных препаратов, 6350 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., а всего 11 350 руб. 

В удовлетворении иска прокурора города Димитровграда в интересах Деменковой Галины Васильевны к ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России о понуждении к обеспечению своевременного оформления рецептов на лекарственный препарат, в остальной части иска к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда   отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П.,  пояснения   прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор города Димитровграда Ульяновской области в интересах Деменковой Г.В. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о возложении обязанности по своевременному оформлению рецептов на медицинские препараты, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских препаратов, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что по обращению                      Деменковой Г.В. прокуратурой проведена проверка соблюдения Министерством здравоохранения Ульяновской области, Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства законодательства о здравоохранении и льготном обеспечении медицинскими изделиями, в ходе которой установлены основания для прокурорского вмешательства. Деменкова Г.В. является инвалидом *** и имеет право на бесплатное получение всех лекарственных препаратов по рецептам врача. 06.06.2023 Деменковой Г.В. выписан рецепт на получение лекарственного препарата ***. В связи с отсутствием данного лекарственного средства в аптечных пунктах                                      г. Димитровграда, осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, Деменкова Г.В. вынуждена приобрести указанный препарат за собственные денежные средства, потратив в общей сложности 6350 руб. Невыполнение Министерством здравоохранения Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению Деменковой Г.В. бесплатно жизненно необходимыми медицинскими препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь.

Истец просил суд взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Деменковой Г.В. денежные средства в размере 6350 руб., затраченные на приобретение лекарственных препаратов, а также денежную компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб. 

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение «Ульяновская государственная аптека».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно региональной медицинской информационной системе Деменкова Г.В. обеспечивается льготными лекарственными препаратами. С целью обеспечения истца льготными лекарственными препаратами Министерством здравоохранения Ульяновской области проводились все необходимые мероприятия по организации их закупок льготных медицинских изделий в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. Компенсация денежных средств, потраченных истцом на лекарственные препараты, невозможна, так как приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, нарушению ответчиком статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Сумму взысканной судом компенсации морального вреда в размере 5000 руб. считает необоснованно завышенной, поскольку истцом не представлено исчерпывающих доказательств причинения ему физических и нравственных страданий, явившихся следствием бездействия Министерства, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением морального вреда, невозможности продолжить жизнедеятельность без препарата или достоверные сведения о халатности и бездействии сотрудников Министерства.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Димитровграда Ульяновской области полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в статье 6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Часть 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим на территории Ульяновской области в государственной политике в сфере охраны здоровья, является Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Деменкова Г.В. является инвалидом ***

В материалы дела представлен подлинник рецепта от 06.06.2023, выписанный на бесплатное получение препарата ***

Лекарственный препарат *** включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р.

В связи с отсутствием препарата в аптечной сети, Деменкова Г.В. была вынуждена приобрести его за счет собственных денежных средств.

Факт приобретения лекарственного препарата подтверждается чеком от 12.06.2023 на сумму 6350 руб. (л.д. 11-12).

Указывая на отсутствие необходимого лекарственного средства в аптечных пунктах, осуществляющих отпуск льготных лекарственных препаратов, а также приобретение лекарственного средства за счет собственных денежных средств, истец обратился с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь приведенными нормами закона, суд первой инстанции исходил из того, что представление подлинного рецепта в материалы дела свидетельствует о том, что он не был обслужен, вынужденности инвалида приобретать указанный лекарственный препарат за счет собственных средств, в результате чего пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Принимая во внимание, что Деменкова Г.В. в установленном порядке получила рецепт на бесплатное получение препарата *** ***, по которому не смогла получить  лекарственные препараты, наличие у истца права на обеспечение спорным препаратом, отсутствие необходимого лекарственного препарата в аптечных пунктах, действия (бездействие) Министерства здравоохранения Ульяновской области находятся в причинно-следственной связи с нарушением права истца на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно в части необеспечения лекарственным препаратом *** по выписанному рецепту.

Ответ государственного учреждения «Ульяновская государственная аптека» подтверждает, что лекарственный препарат *** на склад учреждения не поступал (л.д. 44).

Вопреки доводам жалобы Министерство здравоохранения Ульяновской области, имея полномочия и возможности по обеспечению Деменковой Г.В. необходимым лекарственным препаратом, ненадлежащим образом выполнило обязанности по организации обеспечения ее лекарственным препаратом, что нарушило право инвалида на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно в силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскал Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Деменковой Г.В. денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата, в размере               6350 руб.

Указанная сумма документально подтверждена и не оспаривалась ответчиком при рассмотрении спора.

Аргументы о невозможности компенсации денежных средств, потраченных истцом на лекарственные препараты, по причине нецелевого расходования бюджетных средств, нарушения статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации отклоняются судебной коллегией. Эти вопросы характеризуют бюджетные отношения, регулируются нормами бюджетного законодательства,  стороной которых  истец не является.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не может умалять право истца на бесплатное обеспечение медицинскими препаратами, назначенными ему по жизненным показаниям, а выполнение возложенных законом обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда в пользу истца судебная коллегия полагает необоснованными.

Согласно пункту 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так  и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина  и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В соответствии со статьей 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Учитывая, что истец имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, которыми в установленном порядке не был обеспечен,  в то время как  применение лекарственных препаратов и медицинских изделий направлено на эффективное лечение инвалида, поддержание его жизнедеятельности, Министерство здравоохранения Ульяновской области обязано было принять все меры, направленные на предоставление указанной социальной услуги.

Непредоставление лекарственного препарата причиняет                             инвалиду нравственные страдания, нарушает его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.

Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету,  соответственно, является оценочной категорией, включающей в себя оценку совокупности всех обстоятельств, такая компенсация производится с целью смягчения эмоционально-психологического состояния инвалида, в связи с чем, должна отвечать признакам справедливости и разумности.

Неисполнение возложенной законом на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по своевременному обеспечению инвалида в установленном порядке указанным выше лекарственным  препаратом, приобретение Деменковой Г.В. необходимого препарата за счет собственных средств, повлекли обоснованное взыскание с Министерства здравоохранения Ульяновской области в ее пользу  морального вреда в размере 5000 руб.

Определенный судом первой инстанции размер морального вреда соответствует принципам разумности и справедливости и дополнительному снижению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Данная денежная компенсация обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон, способствует смягчению эмоционально-психологического состояния истца, восстановлению нарушенного права.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда не установлено.           

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                        16 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.11.2023