УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-003656-72
Судья
Анциферова Н.Л.
Дело № 33-5245/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
28 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-3720/2023 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 27 июля 2023 года, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Новоспасского района
Ульяновской области в интересах Айрапетяна Армаиса Хачатуровича к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации,
взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Айрапетян
Армаиса Хачатуровича, *** года рождения, техническими средствами реабилитации: ***
в соответствии с индивидуальной программы реабилитации инвалида № *** к
протоколу проведения медико-социальной экспертизы № *** от 12.01.2022.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу
Айрапетяна Армаиса Хачатуровича компенсацию морального вреда в размере 3000
руб.
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения прокурора
Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
установила:
прокурор Новоспасского района Ульяновской области в
интересах Айрапетяна А.Х. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее – ОСФР по
Ульяновской области) о
возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,
компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой
Новоспасского района Ульяновской области
проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной
защите инвалидов, в ходе которой установлено нарушение прав инвалида Айрапетян
А.Х. на предоставление мер государственной социальной поддержки в виде
обеспечения техническими средствами реабилитации. В соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида № *** к протоколу проведения медико-социальной
экспертизы № *** от 12.01.2022 инвалид *** Айрапетян А.Х. нуждается в
обеспечении техническими средствами реабилитации: ***. 13.02.2022 Айрапетяном
А.Х. подано заявление на получение технических средств реабилитации, однако до
настоящего времени указанными техническими средствами реабилитации он не
обеспечен. Бездействие ответчика, выразившееся в ущемлении прав инвалида на
бесплатное обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации на
протяжении длительного времени, причиняет Айрапетяну А.Х. моральные страдания.
Истец просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области
обеспечить Айрапетяна А.Х. техническими средствами реабилитации: *** в
соответствии с индивидуальной программы реабилитации инвалида № *** к протоколу
проведения медико-социальной экспертизы № *** от 12.01.2022, взыскать денежную
компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по
Ульяновской области» Министерства труда Российской Федерации.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит
отменить решение суда, принять новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что решение суда является
незаконным, вынесенным с нарушением и неправильным применением норм
процессуального права. Обеспечение инвалидов техническими средствами
реабилитации осуществляется территориальными органами Фонда по месту жительства
заявителя на основании государственных контрактов, заключенных с организациями,
отобранными на конкурсной основе в соответствии с законодательством о
контрактной системе. Выдача направлений
на получение технических средств реабилитации осуществляется только после
конкурсного отбора организации. По заявлению от 13.10.2022 Айрапетян А.Х.
поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами
реабилитации: *** На поставку *** для обеспечения инвалидов в 2023 году ответчиком заключены
государственные контракты с ООО «***» от 08.08.2023 № ***, 26.07.2023 № ***.
Отделением сформировано направление на получение *** от 10.08.2023 № ***.
Сформировать Айрапетяну А.Х. направление на получение *** не представилось
возможным по причине отсутствия свободных единиц по контракту. Государственные
контракты не были приложены, так как заключены после направления возражения на
исковое заявление. Указанное свидетельствует о принятии ответчиком всех
зависящих от него мер, направленных на обеспечение инвалида техническими
средствами реабилитации.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее
– ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени
судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе и возражениях относительно жалобы.
Выслушав
пояснения прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и
правильность применения судом норм материального и процессуального права при
вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Государственную
политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью
которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами Российской Федерации
определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов Российской Федерации».
Одной
из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система
и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к
бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1
статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов Российской Федерации»).
Медицинская
реабилитация, как следует из содержания частей 2
и 3 статьи 9
названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов,
предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств
реабилитации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской
Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и
форм собственности.
Согласно
статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации
инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе
специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений
жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими
средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и
противопоказаний.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от
30.12.2005 № 2347-р
утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (Федеральный перечень
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду), в который включены технические средства
реабилитации, необходимые истцу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов
протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее –
Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического
средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим
его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования
Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического
проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на
осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по
предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан
из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий
личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего
интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа
реабилитации (заключение).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим
пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта,
при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства
(изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной
системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может
превышать
30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании
паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида
(ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств
(изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида
(ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, – 60
календарных дней.
Как установлено судом первой инстанции и следует из
материалов дела, Айрапетян А.Х. является инвалидом ***, ***
Согласно
индивидуальной программе реабилитации инвалида № *** к
протоколу проведения медико-социальной экспертизы № *** от 12.01.2022,
Айрапетян А.Х. должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации, в
том числе ***
13.10.2022 Айрапетян А.Х.
обратился к ответчику с заявлением об обеспечении техническими средствами
реабилитации в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации или абилитации.
Вместе с тем на момент рассмотрения дела в
суде первой инстанции инвалид не обеспечен указанными техническими средствами
реабилитации.
Направления на получение или изготовление
технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий
сформированы после вынесения решения суда, в связи с чем не влекут отмену либо
изменение решения суда (л.д. 39-42).
Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение
об их частичном удовлетворении, суд исходил из того факта, что ОСФР по
Ульяновской области нарушены установленные сроки обеспечения инвалида
положенными ему техническими средствами реабилитации.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой
инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых
обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального
права.
Предпринятые меры по обеспечению инвалида техническим
средством реабилитации, которые остались безрезультатными, не могут умолять
права истца на своевременное обеспечение техническим средством реабилитации,
необходимым ввиду состояния здоровья.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об
удовлетворении требований прокурора, возложив на ответчика ОСФР по Ульяновской
области обязанность по обеспечению
Айрапетяна А.Х. техническими средствами реабилитации, в том числе ***
Вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств тому,
что Айрапетян А.Х. был
своевременно обеспечен приведенными техническими средствами реабилитации, в суд
первой инстанции не представлено.
Суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований и представленных
сторонами доказательств, при таких обстоятельствах доводы жалобы основанием к
признанию выводов суда неправильными не являются.
В
отсутствие реального обеспечения истца спорными техническими средствами
реабилитации принятие ответчиком мер в целях обеспечения инвалида техническими
средствами реабилитации не влечет отмену либо изменение решения суда.
Ссылки на непредставление технических средств реабилитации
по объективным, независящим от ответчика причинам подлежат отклонению. Право
истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в
зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное
означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит
положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в
области социальной защиты.
Последующее получение технических средств реабилитации либо
отказ инвалида от их получения в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № *** от
12.01.2022 могут быть учтены на стадии исполнения решения суда.
Разрешая исковые требования прокурора о компенсации
морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав инвалида на
своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к
правильному выводу об удовлетворении
исковых требований.
Учитывая приведенные
обстоятельства, возраст истца, характер имеющегося у него заболевания,
инвалидность, нуждаемость инвалида в технических средствах реабилитации, его необеспечение техническими
средствами реабилитации на момент вынесения решения суда, период нарушенного
права, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность,
что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией
Российской Федерации, а также принцип разумности и справедливости,
необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к обоснованному
выводу о компенсации истцу морального вреда в сумме 3000 руб.
Решение
суда в части взыскания денежной компенсации морального вреда ответчиком не
оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении
судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо
обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы
выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию
действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом
доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и
обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
Оснований, предусмотренных статьей 330
ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда не установлено.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27
июля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г.
Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
29.11.2023