У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0003-01-2023-001485-77
Судья Резовский Р.С.
Дело № 33а-5275/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 28
ноября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу администрации города Ульяновска на
решение Железнодорожного
районного суда города Ульяновска от 26 июня 2023
года, с учетом определения того же суда от 18 сентября 2023 года об исправлении
описки, по делу № 2а-1500/2023,
по которому постановлено:
административный иск прокурора Железнодорожного района
города Ульяновска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к
администрации города Ульяновска о признании бездействия незаконными и
возложении обязанности по организации уличного освещения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города
Ульяновска, выразившееся в неисполнении возложенных на нее обязанностей по
организации уличного освещения от дома №45 до дома №31 по улице Варейкиса, от
дома №31 по улице Варейкиса до дома №35 по улице Хрустальной, пешеходных
тротуаров по улице Варейкиса от улицы Хрустальной до улицы Кольцевой до
перекрестка с улицы Хрустальной города Ульяновска, в районе МБОУ «Гимназия
№30».
Обязать администрацию города Ульяновска организовать уличное
освещение от дома №45 до дома №31 по улице Варейкиса, от дома №31 по улице
Варейкиса до дома №35 по улице Хрустальной, пешеходных тротуаров по улице
Варейкиса от улицы Хрустальной до улицы Кольцевой до перекрестка с улицы
Хрустальной города Ульяновска, в районе МБОУ «Гимназия №30».
Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор Железнодорожного района
города Ульяновска обратился в суд с административным исковым заявлением в
защиту неопределенного круга лиц к администрации города о признании бездействий
незаконными и возложении обязанности по организации уличного освещения.
В обоснование
административного иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой
Железнодорожного района по обращению Прохоровой Е.А. проверки установлено,
что уличное освещение от дома №45 до
дома №31 по улице Варейкиса, от дома №31 по улице Варейкиса до дома №35 по
улице Хрустальной, пешеходных тротуаров по улице Варейкиса от улицы Хрустальной
до улицы Кольцевой до перекрестка с улицы Хрустальной, в районе МБОУ «Гимназия
№30» не организовано.
Согласно ответу Управления
дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска на запрос
прокуратуры района требуется строительство новых сетей наружного освещения
ориентировочной стоимостью 1,5 миллиона
рублей.
Прокурор просил суд
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город
Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по
организации уличного освещения от дома №45 до дома №31 по улице Варейкиса, от
дома №31 по улице Варейкиса до дома №35 по улице Хрустальной, пешеходных
тротуаров по улице Варейкиса от улицы Хрустальной до улицы Кольцевой до
перекрестка с улицы Хрустальной города Ульяновска, в районе МБОУ «Гимназия
№30», а также возложить на администрацию г. Ульяновска обязанность организовать
уличное освещение от дома №45 до дома №31 по улице Варейкиса, от дома №31 по
улице Варейкиса до дома №35 по улице Хрустальной, пешеходных тротуаров по улице
Варейкиса от улицы Хрустальной до улицы Кольцевой до перекрестка с улицы
Хрустальной города Ульяновска, в районе МБОУ «Гимназия №30».
Судом к участию в деле в качестве
заинтересованных лиц привлечены Управление дорожного хозяйства и транспорта
администрации города Ульяновска, МБУ
«Горсвет».
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города
Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять
новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование
жалобы указывает, что администрация города является бюджетным учреждением, и
все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер. В
настоящее время бюджет на 2023 год сформирован, и в связи с его дефицитом
большая часть мероприятий по смете Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска
финансированием не обеспечены. МБУ «Горсвет» сформирован сметный расчет для
организации наружного освещения на указанной территории. Управлением дорожного
хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска направлено письмо о
выделении дополнительного финансирования для проведения указанных работ.
Судебная
коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,
прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с
административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений,
действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов
иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не
соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные
интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их
прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
В силу п.9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее - Закон № 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся
автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского
округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или
межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п.11 ст.5 вышеуказанного Закона автомобильными
дорогами общего пользования местного значения городского округа являются
автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за
исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального
или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень
автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа
может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
С учетом положений статей 34
и 37
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим
исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального
образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного
значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с
представительным органом муниципального образования, главой муниципального
образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также
иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления,
предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными
полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из содержания п.19 ч.1 ст.14, п.4
ч.2 ст.45.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.14.2 ч.5 ст.38
Устава муниципального образования «город Ульяновск», принятого решением
Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 г. №119, следует, что к
полномочиям администрации города Ульяновска относятся: осуществление контроля
за соблюдением правил благоустройства территории городского округа и
организация благоустройства территории городского округа в соответствии с
указанными правилами. Данные полномочия являются расходным обязательством
муниципальных образований.
Согласно пунктам 16.2.1-16.2.2
Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск»,
утвержденных Постановлением администрации города Ульяновска от 24.02.2021 №20 и
действовавших на дату рассмотрения спора, улицы, дороги, площади, набережные,
мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории,
территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных
и коммунальных объектов, а также арки, дорожные знаки и указатели,
информационные конструкции освещаются в темное время суток по графику,
утвержденному администрацией города Ульяновска. Собственники или уполномоченные
собственником лица обязаны организовывать освещение объектов, указанных в
настоящем пункте.
Таким образом, на местную администрацию
(исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган
местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность
осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного
значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских
округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и
их содержание.
Как следует из материалов дела и установлено судом,
администрацией города Ульяновска не организовано уличное освещение от дома №45
до дома №31 по улице Варейкиса, от дома №31 по улице Варейкиса до дома №35 по
улице Хрустальной, а также уличное освещение пешеходных тротуаров по улице
Варейкиса от улицы Хрустальной до улицы Кольцевой до перекрестка с улицы
Хрустальной города Ульяновска, в районе МБОУ «Гимназия №30».
Данные обстоятельства установлены в ходе проверки
прокуратуры Железнодорожного района г.Ульяновска, а также не оспаривались
административным ответчиком.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства,
приведенные нормы материального права, суд первой инстанции пришел к
правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно
удовлетворил административный иск
прокурора.
С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности финансирования
работ по строительству сетей наружного
освещения на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не
могут служить основанием для
освобождения административного ответчика от исполнения предусмотренной законом
обязанности.
Принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от
26 июня 2023 года, с учетом определения того же суда от 18 сентября 2023 года
об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу
администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 29.11.2023.