Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Привлечение к дисциплинарной ответственности
Документ от 21.11.2023, опубликован на сайте 04.12.2023 под номером 109673, 2-я гражданская, о признании незаконным и отмене распоряжения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0012-01-2023-000407-21

Судья Мягков А.С.                                                                              Дело 33-5096/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                21 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Самылиной О.П.,

судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.,

при секретаре  Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1-399/2023 по апелляционной жалобе Филиппова Сергея Ивановича на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 7 августа 2023 года, по которому постановлено:   

исковое заявление Филиппова Сергея Ивановича к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области о признании незаконным распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания и его отмене оставить без удовлетворения.    

Заслушав доклад председательствующего судьи, пояснения представителя истца Филиппова С.И. – Суворовой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области Анисимовой Л.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия, 

 

установила:

 

Филиппов С.И. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области о признании незаконными распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания и его отмене.

Исковые требования мотивированы тем, что Филиппов С.И. с 25.06.2020  проходит государственную гражданскую службу Ульяновской области в должности *** Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области. Распоряжением № 130-рлс от 27.04.2023 на него наложено дисциплинарное взыскание – предупреждение о неполном должностном соответствии. Согласно распоряжению дисциплинарное взыскание наложено за неуведомление представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов, непринятии мер по предотвращению такого конфликта путем подачи уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей на вверенной ему территории, а также возможном получении вознаграждения от третьих лиц в виде услуги (безвозмездное предоставление автомобиля с оплаченным третьим лицом              горюче-смазочным материалом). Основанием для наложения дисциплинарного взыскания является протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 20.04.2023 № 02. Вместе с тем вина Филиппова С.И. в совершении дисциплинарного проступка не установлена, служебная проверка проведена не надлежащим образом, какой-либо вред его действиями не причинен. Какой-либо личной заинтересованности у Филиппова С.И. при исполнении должностных обязанностей не возникало,            какого-либо вознаграждения от третьих лиц не получал. В чем конкретно заключалась возможность возникновения конфликта интересов, из текста распоряжения установить невозможно. В самом распоряжении имеются противоречия, а именно: ссылаясь на пункт 1 части 1 статьи 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, работодатель фактически наложил на                 Филиппова С.И. дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 3 части 1 данной статьи. Сроки ознакомления с данным распоряжением нарушены. Кроме того, ситуация, в которой, по мнению работодателя возможно возникновение конфликта интересов в связи с исполнением им своих должностных обязанностей была спровоцирована самим работодателем. Так, ранее он уже был привлечен к дисциплинарной ответственности распоряжением от 11.01.2021 № 1/1-рлс за то, что не уведомил работодателя о возможности возникновения конфликта интересов с работниками *** общественной организации охотников и рыболовов, где он ранее работал. Впоследствии работодателем были внесены соответствующие изменения в его должностной регламент в части исполнения его обязанностей на территории Мелекесского района. Вместе с тем территория Мелекесского района руководством Министерства была вновь включена в его должностной регламент, то есть работодатель счел, что конфликт интересов в данном случае отсутствует.

Истец просил суд признать незаконным и отменить распоряжение Министра природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 27.04.2023 № 130-рлс «О дисциплинарном взыскании» в отношении Филиппова С.И., признать недействительным решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов от 20.04.2023 № 2 в части решения о применения к Филиппову С.И. меры дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено                       Правительство Ульяновской области.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Филиппов С.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.

В обоснование жалобы приведены доводы, аналогичные доводам искового заявленя. Указывает, судом не дана оценка утверждениям о некорректности текста спорного распоряжения и наличии в нем противоречий, нарушении срока ознакомления с распоряжением. Ответчик умышленно поставил его в такую ситуацию, в которой он добросовестно заблуждался, возложение в этом случае на него вины является неправомерным. Отмечает, что им в суд первой инстанции были представлены чеки на покупку горюче-смазочного материала, подтверждающие, что использование им чужого автомобиля не было безвозмездным, никакого вознаграждения в виде безвозмездного пользования автомобилем и горюче-смазочным материалом он не получал. Тот факт, что он в связи со своими должностными обязанностями выдавал разрешения на добычу охотничьих ресурсов бывшим членам *** общественной организации охотников и рыболовов, не свидетельствует о наличии конфликта интересов. Данная организация не является охотопользователем на территории Мелекесского района. Доказательств его прямой или косвенной личной заинтересованности в сложившейся ситуации работодателем суду не представлено. Он привлечен работодателем к дисциплинарной ответственности незаконно и необоснованно.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, действие которых на государственных и муниципальных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе                                   (части 1, 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственная гражданская служба Российской Федерации, как вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, направлена на реализацию публичных интересов; ее специфика предопределяет правовой статус государственных гражданских служащих, в который включаются обусловленные характером их деятельности права, особенные обязанности, соответствующие ограничения, определенные гарантии, а также особые требования к их личным и деловым качествам.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2).

Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федерального закона 27.07.2004                      № 79-ФЗ), в том числе пунктами 13 части 1 данной нормы предусмотрены обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 2 статьи 57 Федерального закона 27.07.2004 № 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» – «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 этого же федерального закона.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Статьей 58 Федерального закона 27.07.2004 № 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (пункты 14 названной статьи).

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки                                         (пункты 1, 2 статьи 59 Федерального закона 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Основанием применения вышеперечисленных видов взысканий является дисциплинарный проступок, который проявляется в неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим должностных обязанностей.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ) дано следующее определение понятия «конфликт интересов» – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Одновременно часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008                   № 273-ФЗ содержит определение понятия «личная заинтересованность» –  возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 рассматриваемой статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 рассматриваемой статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

На основании части 3  статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008                          № 273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе на государственных и муниципальных служащих.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008                       № 273-ФЗ).

Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами интересов (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 59.1 Федерального закона 27.07.2004 № 79-ФЗ (в редакции от 28.12.2022, действующей на 27.04.2023) за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения установлены статьей 59.3 Федерального закона 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений или в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, – и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего (пункт 1).

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (пункт 2).

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (пункт 3).

В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона (пункт 4).

Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (пункт 5).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом от 25.06.2020 № 67-рк «О назначении Филиппова С.И.» Филиппов С.И. назначен на должность *** *** Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (в настоящее время – Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области)              (л.д. 90 оборот).

17.03.2023 Министру природных ресурсов и экологии Ульяновской области поступило представление прокурора Мелекесского района Ульяновской области об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с целью урегулирования конфликта интересов в отношении Филиппова С.И. (л.д. 35-38).

Для осуществления в Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области кадровой работы и работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений между Правительством Ульяновской области и Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области заключено соглашение от 01.02.2019 № 13-ДП, согласно которому Правительство Ульяновской области обязалось оказать документационное, организационное и методическое содействие Министерству в осуществлении в нем кадровой работы и работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которая предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от  27.07.2004 № 79-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ульяновской области (л.д. 39-41).

27.03.2023 Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области вынесено распоряжение № 7-рлс об осуществлении проверки соблюдения требований к служебному поведению Филиппова С.И. (л.д. 42).

12.04.2023 в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области из Правительства Ульяновской области поступили материалы проверки сведений в отношении Филиппова С.И. о возможном конфликте интересов в ходе осуществления трудовой функции (л.д. 44-47). Проверка начата 27.03.2023, окончена 12.04.2023.

Результаты проверки оформлены протоколом заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 20.04.2023 № 2, из которого следует, что Филипповым С.И. требования об урегулировании конфликта интересов не соблюдаются, а именно в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции (статьи 10, 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Проверкой и комиссией установлено, что Филиппов С.И., зная о наличии ситуации конфликта интересов при осуществлении должностных обязанностей в Мелекесском районе Ульяновской области, не подал уведомление в комиссию о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей на вверенной ему территории, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а представитель нанимателя не предпринял меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. В соответствии с дополнением от 21.07.2022 к должностному регламенту от 01.03.2021 за Филипповым С.И. закреплены должностные полномочия на территориях *** Ульяновской области. До поступления на государственную гражданскую службу Филиппов С.И. с 2007 по 2019 годы работал *** в *** общественной организации охотников и рыболовов (далее – ***ОООиР), которая 13.07.2021 преобразована (переименована) в *** общественной организации охотников и рыболовов (далее – *** УООООиР). Кроме того, он с 28.01.1992 по 28.08.2020 был членом ***ОООиР и исключён решением правления на основании заявления от 17.06.2020 по собственному желанию. При этом в должности *** Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области он осуществляет *** мероприятия *** на территории *** района, в том числе *** УООООиР.

Из представления прокурора Мелекесского района и материалов проверки также следует, что 12.11.2022, 26.11.2022, 03.12.2022 Филиппов С.И. и *** С.А. осуществляли рейдовые мероприятия по проверке соблюдения *** (далее – УООООиР) на автомобиле марки Лэнд Ровер, принадлежащем *** Е.В.), которая является дочерью участника *** (далее – ДМООиР «***») *** В.Ю. Проверкой установлено, что *** В.Ю. ранее был членом ***ОООиР, где работал Филиппов С.И. Также Филиппов С.И. лично 26.01.2023 выдал *** В.Ю. разрешение на добычу ***. Также имеются документы о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов *** Д.В. (руководителю ДМОООиР «***») и *** М.Р. (бывшему члену ***ОООиР).

В рамках проверки 30.04.2023 Филиппов С.И. давал пояснения, согласно которым он не видит в данной ситуации конфликта интересов (л.д. 90).

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области решила за несоблюдение требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, что выразилось в неуведомлении представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов, непринятии мер по предотвращению такого конфликта путем подачи уведомления в комиссию о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей на вверенной ему территории, а также возможном получении вознаграждения от третьих лиц в виде услуги (безвозмездное представление автомобиля с оплаченным третьим лицом горюче-смазочных материалов), применить к Филиппову С.И. меру дисциплинарной ответственности – предупреждение о неполном должностном соответствии.

Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области № 130-рлс от 27.04.2023 «О дисциплинарном взыскании» на                  Филиппова С.И. наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии на основании протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов от 20.04.2023 № 02 (л.д. 7).

В распоряжении Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 27.04.2023 № 130-рлс «О дисциплинарном взыскании» норма закона, согласно которой применено дисциплинарное взыскание, указана как пункт 1 части 1 статьи 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающий вид дисциплинарного взыскания – замечание.

Между тем впоследствии преамбула распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области № 130-рлс от 27.04.2023 «О дисциплинарном взыскании» изменена в соответствии с нормой закона, подлежащей применению к дисциплинарному взысканию – предупреждение о неполном должностном соответствии.

Полагая, что дисциплинарное взыскание произведено незаконно,               Филиппов С.И. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, установив юридически значимые обстоятельства по делу, руководствуясь приведенными выше нормативными положениями, регулирующими спорные отношения, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, пришел к выводу о законности применения дисциплинарного взыскания, поскольку факт непринятия государственным гражданским служащим мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, нашел свое подтверждение.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, фактических обстоятельствах дела, соответствует собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

При определении наличия или отсутствия конфликта интересов следует учитывать наличие следующих обстоятельств: 1) наличие личной заинтересованности; 2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности; 3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

У Филиппова С.М. прослеживается ситуация конфликта интересов в отношении *** при выдаче разрешительных документов ***, так и при проведении рейдовых мероприятий ***, на территории которого он ранее работал ***, состоял в *** общественной организации охотников и рыболовов.

При такой ситуации Филиппов С.И., как государственный гражданский служащий, обязан был в силу требований Федерального закона от 27.07.2004                   № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» уведомить представителя нанимателя о невозможности осуществления должностных обязанностей, закрепленных должностным регламентом, по федеральному охотничьему надзору на территории *** района Ульяновской области, возможном возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей на данной территории.

Суд первой инстанции правильно учитывал, что материалами дела подтвержден факт нарушения Филипповым С.И. антикоррупционного законодательства. Это выразилось в неуведомлении представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов, непринятии мер по предотвращению такого конфликта путем подачи уведомления в комиссию о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей на вверенной ему территории, а также возможном получении вознаграждения от третьих лиц в виде услуги (безвозмездное представление автомобиля с оплаченным третьим лицом горюче-смазочных материалов), что правомерно расценено как существенное нарушение закона и является, вопреки доводам истца, значительным проступком.

Исходя из специфики государственной гражданской службы Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти, особого правового статуса государственных гражданских служащих, установление которого осуществляется федеральным законодателем, имеющим право посредством специального правового регулирования определять для данной категории лиц соответствующие права, обязанности, ограничения и гарантии с учетом специфики задач, принципов организации и функционирования государственной гражданской службы, судебная коллегия соглашается с выводом о том, что действия Филиппова С.И. при исполнении возложенных на него должностных обязанностей свидетельствуют о нарушении действующего законодательства.

Принимая во внимание, что Филиппов С.И. ранее привлекался ответчиком к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение, выраженное в неуведомлении представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, состоящей во взаимодействии с работодателем – *** общественной организации охотников и рыболовов, применение к Филиппову С.И. меры дисциплинарной ответственности как предупреждение о неполном должностном соответствии соответствует тяжести проступка по нарушению антикоррупционного законодательства.

Аргументы о том, что ответчик умышленно поставил Филиппова С.И. в такую ситуацию, в которой он добросовестно заблуждался, судебная коллегия отклоняет. Антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности установлены для лиц, наделенных властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, контрольных и надзорных мероприятий, государственных закупок, предоставление государственных услуг, распределение финансовых и иных ресурсов, управление имуществом и др. В этой связи обязанность принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе на государственных и муниципальных служащих. Филиппов С.И., поступив на государственную гражданскую службу, обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 59.3 Федерального закона от 27.07.2004  № 79-ФЗ с распоряжением о дисциплинарном взыскании от 27.04.2023 № 130-рлс Филиппов С.И. ознакомлен 05.05.2023, то есть в течение 5 рабочих дней. Ознакомление государственного гражданского служащего с распоряжением о дисциплинарном взыскании за пределами установленного пятидневного срока влияет только на исчисление срока его обжалования и не может свидетельствовать о его незаконности.

Трехлетний срок с момента совершения правонарушения,  шестимесячный срок проведения проверки и месячный срок с момента издания распоряжения о проверке сведений не пропущены. Процедура привлечения Филиппова С.И. к дисциплинарной ответственности соблюдена.

Оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным и отмене распоряжения Министра природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 27.04.2023 № 130-рлс «О дисциплинарном взыскании» в отношении Филиппова С.И., признании недействительным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов от 20.04.2023 № 2 в части решения о применения к Филиппову С.И. меры дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии у суда первой инстанции не имелось.

Доводы об отсутствии доказательств прямой или косвенной личной заинтересованности истца в сложившейся ситуации, приобретении за свой счет горюче-смазочных материалов не являются основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку истец обязан был принимать меры по предотвращению возможности возникновения какого-либо конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей на вверенной территории путем подачи соответствующего уведомления в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов, чего сделано не было.

 

Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда не установлено.           

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:    

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от                                 7 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Филиппова Сергея Ивановича  – без удовлетворения.     

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Мелекесский районный суд Ульяновской области.     

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.11.2023