Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Досрочное назначение страховой пенсии по старости
Документ от 21.11.2023, опубликован на сайте 24.11.2023 под номером 109603, 2-я гражданская, О включении периода работы в льготный стаж, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0004-01-2023-002897-56

Судья Павлов Н.Е.                                                                           Дело № 33-5136/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       21 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Самылиной О.П.,

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2378/2023 по апелляционной жалобе Карповой Натальи Петровны на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 1 августа 2023 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Карповой Натальи Петровны (паспорт серия ***) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области                      (ИНН 7325000479) о включении в специальный стаж периода работы с 06.10.1997 по 01.09.2000 в должности педагога дополнительного образования в Заволжском центре детско-юношеского туризма отказать.

Заслушав доклад председательствующего судьи,  пояснения истца            Карповой Н.П., её представителя Крутова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Карпова Н.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении в специальный стаж периода работы.

Исковые требования мотивированы тем, что в период с 06.10.1997 по 30.05.2001 Карпова Н.П. была трудоустроена в Заволжском центре детско-юношеского туризма и краеведения в должности педагога дополнительного образования и выполняла педагогический функционал в соответствии с должностными инструкциями педагога дополнительного образования. В Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, должность «педагог дополнительного образования» имеется. В настоящее время Станция детского и юношеского туризма и экскурсий города Ульяновска входит в состав муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа «Фаворит». Полагает, что наименование учреждений Заволжский центр детско-юношеского туризма и краеведения и Дом детского и юношеского туризма и экскурсий или Станция детского и юношеского туризма и экскурсий являются тождественными. Это было одно муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей, с одинаковым педагогическим составом и педагогическим функционалом. При этом вышеуказанный период работы не был включен истцу в специальный стаж.

Истец просил суд включить в специальный (педагогический) стаж период работы с 06.10.1997 по 01.09.2000 в должности педагога дополнительного образования в Заволжском центре детско-юношеского туризма.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБУ ДО «Спортивная школа «Фаворит».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Карпова Н.П. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Оценка пенсионных прав Карповой Н.П. произведена пенсионным органом и ей необоснованно отказано в зачете в специальный стаж периода работы с 06.10.1997 по 31.12.2000, который ранее был засчитан. Не соглашается с выводом суда о том, что в пенсионный орган она не обращалась и оценка пенсионных прав не завершена. В 2020 и 2022 годах Карпова Н.П. неоднократно обращалась в клиентскую службу ПФР Заволжского района города Ульяновска по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости. В клиентской службе ОСФР в Заволжском районе города Ульяновска ее документы, в рамках предварительной подготовки к досрочному назначению пенсии по старости за педагогический стаж, были приняты. Ссылается на разночтения в ответах ОПФР и ОСФР по спорному периоду работы,  необходимость проведения разъяснительной работы среди населения по вопросам государственного пенсионного обеспечения, а также заблаговременной работы по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах предпенсионеров для своевременного назначения пенсии. Согласно выпискам из лицевого счета на разные даты, начиная с 2021 года, произошли изменения сведений ее лицевого счета по спорному периоду. Судом не выяснено, по какой причине и на каком основании сведения за прошлый период были изменены. Тем более, что при оценке пенсионных прав 19.11.2020 этот период был засчитан в специальный стаж для досрочного назначения пенсии. Полагает, что позиция специалистов ОСФР по Ульяновской области изложена без учета норм о тождественности профессиональной деятельности при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности. Считает ответы специалистов пенсионного органа на ее обращения некомпетентными ввиду отсутствия правовой определенности и связанной с ней предсказуемостью законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Работая в должности педагога дополнительного образования и заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Центре детско-юношеского туризма в указанные периоды, она имеет право на их зачет в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Изменение законодательства на момент решения вопроса о праве на досрочную пенсию поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше. Данное обстоятельство не должно нарушать законно возникшее у нее право на льготное пенсионное обеспечение.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013                    № 400-ФЗ).

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013                № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 1921 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Исходя из приложения 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 01.01.2019 пенсия лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, может быть назначена только через определенный период времени со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на                   12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее – Список № 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

– Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее – Список № 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Карпова Н.П., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 111-113).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 04.08.2023 № 102891/23 Карповой Н.П. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013            № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности педагогического стажа.

В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитан период с 06.10.1997 по 14.09.2003 (05-11-09) в должностях педагог дополнительного образования, с 07.10.2002 заместитель директора по УВР, с 12.08.2003 педагог дополнительного образования в Заволжском Центре детско-юношеского туризма, переименованном с 06.02.2001 в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станцию детского и юношеского туризма и экскурсий.

Из трудовой книжки истца следует, что с 06.10.1997 Карпова Н.П. принята на должность педагога дополнительного образования в Заволжский Центр                    детско-юношеского туризма.

30.05.2001 Заволжский Центр детско-юношеского туризма и краеведения переименован в Станцию детского и юношеского туризма и экскурсий                             г. Ульяновска муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей.

07.10.2002 переведена на должность заместителя директора по УВР.

На дату обращения (12.07.2023) у Карповой Н.П. продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013            № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет 19 лет 9 месяцев 27 дней при требуемом не менее 25 лет.

Карпова Н.П. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования 24.12.1999.

Полагая  решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с исключением из страхового стажа приведенного периода работы с 06.10.1997 по 01.09.2000 необоснованным и незаконным, Карпова Н.П. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующим спорные правоотношения, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он соответствует установленным фактическим обстоятельствам дела, сделан на верной оценке собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей не предусмотрена.

Должность педагога дополнительного образования впервые была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, вступившим в силу с 01.11.1999, до указанной даты должность педагог дополнительного образования ранее действующими списками предусмотрена не была.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 в соответствии с утвержденным им Списком подлежат зачету в специальный стаж лишь периоды работы после 01.11.1999.

С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067» работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 01.11.1999 по 31.12.2000 включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 01.01.2001 – при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01.11.1999 по 31.12.2000.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в пункте 2 поименован педагог дополнительного образования, в разделе 2 – учреждения дополнительного образования (внешкольные учреждения) поименованы: центр дополнительного образования для детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый, внешкольной работы, детский экологический оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный); Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества воспитания) детей, детский культуры (искусств); Дом детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств); станция юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества научно-технического, юных техников), детская экологическая   (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств;                детско-юношеские спортивные школы всех наименований; специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва; детско-юношеские спортивно-адаптивные школы всех наименований.

Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, – в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Согласно пункту 4 указанных Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781,  определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 01.01.2001 засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

– на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

– у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999                 № 1067.

Согласно разъяснений, содержащихся в абзацах 1 и 7 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30.12.2008             № 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 01.11.1999  по 31.12.2000 на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и от 01.02.2001 № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067» включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 01.01.2001  засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Списком от 06.09.1991 № 463 предусмотрены внешкольные учреждения, к которым согласно приложению № 1 к Приказу Гособразования СССР от 23.04.1990 № 280 отнесен Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, вместе с тем должность педагог дополнительного образования данным Списком не предусмотрена.

Списком от 22.09.1999 № 1067 предусмотрено наименование должности педагог дополнительного образования, однако не предусмотрено наименование учреждения Центр детско-юношеского туризма (предусмотрено наименование учреждения Станция детско-юношеского туризма и экскурсий).

Наименование учреждения Центр детско-юношеского туризма не предусмотрено Списком от 29.10.2002 № 781.

Условия, предусмотренные пунктом 12 Правил от 29.10.2008 № 781 и абзацем 3 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, Карповой Н.П. не выполнены. По состоянию на 01.01.2001 наличие педагогического стажа не менее 16 лет 8 месяцев у истца отсутствует, период работы педагогом дополнительного образования с 01.11.1999 по 31.12.2000 происходил в учреждении, не поименованном Списками № 1067 и 781.

Приведенный нормативно-правовой порядок включения периодов работы в стаж работы в должности педагога дополнительного образования является специальным и расширительному толкованию не подлежит. Указанные Списки применяются в точном соответствии и взаимосвязи. Иное толкование наименование должностей или учреждений, их типовой и видовой принадлежности не допускается.

Таким образом, период работы Карповой Н.П. с 06.10.1997 по 01.09.2000 в должности педагога дополнительного образования в Заволжском центре детско-юношеского туризма не подлежит включению в ее специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счета сведения о стаже работы представлены страхователем за период с 01.04.1999 по 05.02.2001 общими условиями без указания кода выслуги лет.

Аргументы истца о возможности установления в рассматриваемом случае тождества наименования учреждения Центр детско-юношеского туризма и краеведения тем, что перечислены в Списке № 781, судебная коллегия отклоняет. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 и пункта 5.2.72 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, исключительно Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты об установлении тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования, однако до настоящего времени соответствующим актом тождество учреждения Центр детско-юношеского туризма и краеведения одному из учреждений, предусмотренных Списком № 781 от 29.10.2002, не установлено. Факт неправильного наименования Центра детско-юношеского туризма и краеведения, не предусмотренного списками или перечнем, наименованию учреждений, содержащихся в Списках № 1067 и 781, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии, не установлен.

Историческая справка муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа «Фаворит» не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку Заволжский центр детско-юношеского туризма и краеведения переименован в Станцию детского и юношеского туризма и экскурсий с 06.02.2001. При изменении наименования должности или учреждения в стаж засчитываются периоды с даты внесения изменений (л.д. 12,14).

Разночтения в ответах пенсионного органа о возможности включения в специальный стаж спорного периода не могут повлечь удовлетворение исковых требований. Рассмотрев заявление Карповой Н.П. о досрочном назначении страховой пенсии по старости в установленном порядке, ОСФР по Ульяновской области вынесло решение об отказе в установлении пенсии от 04.08.2023, с выводами которого судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о зачете в специальный стаж периода работы с 02.09.2000 по 31.12.2001 судебная коллегия полагает необоснованными. Такие требования истцом не заявлялись, и судом первой инстанции не рассматривались. Учитывая, что новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 327.1 ГПК РФ не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции, истец в рамках настоящего дела лишен процессуальной возможности возражать против невключения ответчиком данного периода в специальный стаж.

Показания свидетелей не могут подтверждать юридически значимые обстоятельства по рассматриваемому спору, поскольку в силу статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Ссылка суда первой инстанции на факт необращения Карповой Н.П. в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости не повлияла на результат рассмотрения дела.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не влечет отмены судебного постановления.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда не установлено.           

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от                                      1 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Карповой Натальи Петровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                         (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.11.2023