Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ч.1 ст.7.13 КоАП РФ
Документ от 16.11.2023, опубликован на сайте 23.11.2023 под номером 109566, Админ. 1 пересмотр, ст.7.13 ч.1 КоАП РФ, Отменено с прекращением производства

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Карпов А.С.                                                             Дело № 12-101/2023

73RS0002-01-2023-003216-78                                  

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                       16 ноября 2023 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска Андреева Александра Сергеевича – Домаевой Ирины Валерьевны на постановление судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 сентября 2023 года (дело №5-228/2023),

 

установил:

 

постановлением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19.09.2023 начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска Андреев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска Андреева А.С. – Домаева И.В. не соглашается с вынесенным постановлением судьи, полагает его подлежащим отмене, производство по делу – прекращению.

В обоснование жалобы указывает на то, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска. Полномочия по благоустройству территорий муниципального образования «город Ульяновск» в Положении об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска отсутствуют.

Кроме того указывает, что в 2021 году полномочия в сфере благоустройства переданы Управлению по благоустройству администрации города Ульяновска. В связи с передачей полномочий по благоустройству вновь созданному управлению, ответственность по сохранению, содержанию памятников и малых архитектурных форм возложена на Управление по благоустройству администрации города Ульяновска.

С указанного времени Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска не является главным распорядителем бюджетных средств.

По мнению автора жалобы, надлежащим должностным лицом является начальник Управления по благоустройству администрации города Ульяновска.

Обращает внимание, что в должностной инструкции начальника  Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска отсутствуют обязанности по содержанию и проведению ремонтных работ в отношении памятников (малых архитектурных форм).

Отмечает, что на баланс Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска и Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска памятник «Братская могила бойцов Курской бригады и комбрига Азарха, погибших за Советскую власть в годы Гражданской войны, 1918» не передавался. Акт о приеме-передаче указанного памятника не подписывался.

В соответствии с постановлением администрации города Ульяновска от 28.05.2018 №958 и актом о приеме-передаче данный памятник передан в Управление по благоустройству администрации города Ульяновска

Подробно позиция защитника начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска Андреева А.С. – Домаевой И.В. изложена в жалобе.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме,  прихожу к  следующим выводам.

Частью 1 ст.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что на основании решения о проведении проверки от 11.05.2023 прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска в отношении администрации города Ульяновска проводилась проверка по соблюдению законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

По результатам данной проверки возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что в вину Андрееву А.С. вменено то, что 11.05.2023 им нарушены требования п.1 ст.33, пп.1, 2, 4 п.1 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», поскольку находящийся на территории д.Отрада Засвияжского района г.Ульяновска, в 100 м западнее деревни, на краю оврага памятник «Братская могила бойцов Курской бригады и комбрига Азарха, погибших за Советскую власть в годы Гражданской войны, 1918» (кадастровый номер ***) находится в ненадлежащем состоянии, так как на нем отсутствует табличка с наименованием памятника, памятник требует проведения ремонтных работ по восстановлению штукатурки и покраски (побелке).

Принимая решение о привлечении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска Андреева А.С. к административной ответственности, суд первой инстанции в своем постановлении указал, что его вина в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.

Вместе с тем с указанными выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч.2 ст.28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст.28.2 настоящего Кодекса.

В ч.2 ст.28.2 КоАП РФ закреплено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.1 и 2 ст.28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Как усматривается из материалов дела, 19.05.2023 и.о. прокурора Засвияжского района г.Ульяновска по результатам проверки деятельности администрации города Ульяновска возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска Андреева А.С.

В то же время из установочной части указанного постановления следует, что нарушения федерального законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявлены в действиях заместителя начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска Г*** А.А.

При этом в описательно-мотивировочной части постановления прокурором установлено, что нарушения требований законодательства об охране культурного наследия допущено юридическим лицом - Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.

В силу взаимосвязанных положений, содержащихся в ч.2 ст.28.4 и ст.28.2 КоАП РФ, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении должны быть указаны конкретные сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, тогда как их отсутствие и неопределенность в субъекте правонарушения являются существенным недостатком процессуального документа.

Кроме того, исходя из содержания п.1 ст.33, пп.1, 2, 4 п.1 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» бремя содержания объектов культурного наследия несут собственники либо лица, которым объект принадлежит на ином вещном праве.

Из имеющихся в деле копий материалов следует, что на основании постановления администрации города Ульяновска №958 от 28.05.2018 памятник «Братская могила бойцов Курской бригады и комбрига Азарха, погибших за Советскую власть в годы Гражданской войны, 1918» включен в реестр муниципального имущества и передан на праве оперативного управления Управлению по благоустройству администрации города Ульяновска (л.д.73-74).

В соответствии с актом приема-передачи от 28.05.2018 Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска передало исследуемый объект культурного наследия Управлению по благоустройству администрации города Ульяновска (л.д.75-76).

В то же время согласно выписки из Реестра муниципального имущества правообладателем памятника на праве оперативного управления с указанного времени записано Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (л.д.11).

При этом каких-либо доказательств передачи памятника «Братская могила бойцов Курской бригады и комбрига Азарха, погибших за Советскую власть в годы Гражданской войны, 1918» указанному управлению суду не представлено.

Согласно материалам дела, решением Ульяновской Городской Думы от 19.10.2018 №162, то есть после передачи памятника управлению по благоустройству, в структуру администрации города Ульяновска вносились изменения, согласно которым с 07.11.2018 два самостоятельных управления (Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска и Управление по благоустройству администрации города Ульяновска) объединялись на некоторое время в одно управление, с образованием Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска (л.д.133).

Решением Ульяновской Городской Думы от 07.07.2021 №133 указанное управление вновь было разделено на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска и Управление по благоустройству администрации города Ульяновска  (л.д.97-98, 135-138).

Каких-либо сведений о взаимном приеме-передаче имущества, в том числе памятников, от одного управления другому в период реорганизаций, суду не представлено.

Постановлением Главы администрации города Ульяновска от 30.09.2021 №1420 утверждено Положение об Управлении по благоустройству администрации города Ульяновска, а также администрацией города Ульяновска приняты иные документы, регламентирующие деятельность данного управления, из которых следует, что именно указанное лицо занимается содержанием памятников на территории МО «город Ульяновск» (л.д.79).

Из письма начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска №*** от 11.11.2021 в Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска следует, что в связи с проведенной реорганизацией и созданием Управления по благоустройству администрации города Ульяновска направляются списки земельных участков для передачи надлежащему балансодержателю для содержания объектов благоустройства.  

В соответствии с ответом Главы города Ульяновска от 16.06.2023 прокурору Засвияжского района г.Ульяновска на представление об устранении нарушений закона и привлечении к дисциплинарной ответственности виновного в выявленном нарушении должностного лица следует, что содержание и ремонт памятников на территории муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление по благоустройству администрации города Ульяновска, должностное лицо которого (руководитель управления) уволен, в связи с чем привлечь его к дисциплинарной ответственности не представляется возможным.

Согласно муниципальной программы «Благоустройство муниципального образования «город Ульяновск», утвержденной постановлением №4367, органом, ответственным за содержание и ремонт памятников, также является Управление по благоустройству администрации города Ульяновска (л.д. 121-123).           

Более того, согласно письма начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска №*** указанный памятник еще до проведения проверки 02.05.2023 включен в перечень объектов подлежащих оперативному управлению МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению города Ульяновска» (л.д.32).

Таким образом, при рассмотрении дела суд первой инстанции не принял во внимание указанные обстоятельства, и как следствие, должных мер к установлению надлежащего правообладателя памятника «Братская могила бойцов Курской бригады и комбрига Азарха, погибших за Советскую власть в годы Гражданской войны, 1918», не исследовал вопросы правопреемства реорганизуемых структурных подразделений администрации города Ульяновска, нормативно-правовые акты, регламентирующие правомочия указанных структурных подразделений по вопросам содержания и ремонта объектов культурного наследия.

Кроме того, при рассмотрении судом первой инстанции настоящего дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, поскольку в деле отсутствуют доказательства исследования судом материалов дела об административном правонарушении. В деле имеются незаверенные копии материалов. Однако сведений о том, что суд первой инстанции при рассмотрении дела по существу и вынесении оспариваемого решения исследовал материалы дела об административном правонарушении, путем изучения его подлинников, сличения их с имеющимися незаверенными копиями, в деле нет, что свидетельствует о нарушении положений ст.26.11 КоАП РФ.

Более того, из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.05.2023 и оспариваемого постановления следует, что в вину начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска Андрееву А.С. вменено в том числе отсутствие таблички с наименованием памятника, однако указанные процессуальные документы не содержат сведений о нарушенных Андреевым А.С. нормативно-правовых актов, предусматривающих наличие данной таблички на памятнике.

Совокупность вышеуказанных процессуальных нарушений свидетельствует о наличии существенных нарушений, не позволяющих судить о доказанности вины  начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска Андреева А.С. в совершении инкриминируемого ему в вину правонарушения.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска Андреева А.С. - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление судьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от            19 сентября 2023 года отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                              В.Г. Буделеев