Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконными действий по удержанию денежных средств
Документ от 14.11.2023, опубликован на сайте 28.11.2023 под номером 109539, 2-я гражданская, о признании действий незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2023-002337-95

Судья Кудряшева Н.В.                                                                   Дело №33а-5071/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      14 ноября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Васильевой Е.В.,                      

судей Смирновой Ю.В., Логинова Д.А..

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Емельянова Андрея Васильевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 10 августа 2023 года по делу №2а-1867/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска Емельянова Андрея Васильевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о признании действий по удержанию денежных средств незаконными, понуждении к устранению нарушений отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Емельянова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Емельянов А.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области о признании действий по удержанию денежных средств незаконными, понуждении к устранению нарушений.

В обоснование требований указал, что он отбывает наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области. Администрация исправительного учреждения удерживает с его пенсии 50% денежных средств согласно исполнительному листу, а также 25% - за питание. В результате данных действий ему остается 25 % от суммы пенсии. Считает, что удержания имеют незаконный характер, сумма взыскиваемых денежных средств является явно завышенной.

Просил признать действия администрации исправительного учреждения по удержанию денежных средств из пенсии незаконными и устранить указанные нарушения.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФСИН России по Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц - Емельянов С.В., ГУФССП по Ростовской области, МОСП по ИОИП УФССП России по Ростовской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Емельянов А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.

Полагает, что незаконные удержания в размере 25 % из пенсии в счет оплаты питания проводятся администрацией учреждения исключительно ввиду недостижения им шестидесятилетнего возраста. Однако, наличие у него льготной пенсии приравнивает его к лицам, достигшим общего пенсионного возраста. Таким образом, считает, что судом не исследованы фактические обстоятельства дела, решение принято без учета правовой позиции Конституционного суда РФ исключительно по формальным основаниям.

В возражении на апелляционную жалобу ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание не явились административные ответчики и заинтересованные лица, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет требование административного истца об оспаривании решения, действия (бездействия) в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца (п.1 ч.2 ст.217 КАС РФ).

По делу установлено, что Емельянов А.В., *** года рождения, осужден 09.06.2020 Белокалитвинским городским судом Ростовской области по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

С 08.10.2020 административный истец содержится в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области.

Емельянов А.В. является получателем досрочной пенсии по старости по списку №1, ежемесячный размер пенсии с января по июль 2023 года составляет *** руб. (л.д.41-43).

На исполнении в бухгалтерии ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области в отношении должника Емельянова А.В. находятся:

постановление судебного пристава-исполнителя МООСП по ИОИП УФССП России по Ростовской области от 21.04.2021 об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника по исполнительному производству №*** от 25.09.2020 о взыскании морального вреда в сумме 520 000 руб. в пользу Емельянова С.В. (остаток задолженности по состоянию на 25.07.2023 - 366 090,87 руб.) и исполнительского сбора в размере 36 400 руб. (л.д. 27);

исполнительный лист серии ФС №*** 26.05.2020, выданный Белокалитвинским городским судом Ростовской области, о взыскании с Емельянова А.В. в доход федерального бюджета 3860 руб. в счет оплаты труда адвоката (л.д.26).

В соответствии с указанным постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.04.2021 с Емельянова А.В. производится удержание ежемесячно в размере 50% дохода (пенсии). Также с административного истца производится удержание в возмещение стоимости содержания (питания) в исправительном учреждении в размере 25 % от суммы дохода.

На лицевой счет Емельянова А.В. зачисляется не менее 25 % от поступающей пенсии.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии со стороны ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области нарушения прав административного истца при производстве удержаний из получаемой им пенсии по старости.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.

В соответствии с ч. 2 ст. 100 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.

Согласно ч. 2 ст. 99 приведенного Федерального закона при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

В силу ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса российской Федерации из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса (часть 1).

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (часть 2).

В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (часть 3).

В соответствии с ч. 4 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определениях от 29.09.2020 № 2072-О, от 28.05.2009 №637-О-О и других, часть 1 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей удержания денежных средств из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы для их материально-бытового обеспечения (часть первая), является юридической гарантией недопущения зачисления на лицевой счет осужденных, вне зависимости от сумм затрат на их питание, одежду, индивидуальные средства гигиены, а также коммунально-бытовые услуги, менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Принимая во внимание, что размер удержаний из пенсии Емельянова А.В., не достигшего возраста 60 лет, не превышает 75% от получаемой им пенсии, исполнение по исполнительным документам производится в размере 50%, установленном постановлением судебного пристава-исполнителя, после чего в соответствии с частью 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации производится удержание в возмещение расходов по содержанию административного истца в исправительном учреждении, а также то, что после всех удержаний на лицевом счете Емельянова А.В. остается сумма, равная 25% от начисленной пенсии, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания незаконными оспариваемых действий административного ответчика.

У суда не имелось правовых оснований для признания незаконными действий административного ответчика по удержанию из пенсии Емельянова А.В. 25% за содержание в исправительном учреждении, поскольку административный истец не относится к категории лиц, подлежащих освобождению от несения данных расходов.

Доводы Емельянова А.В. в апелляционной жалобе о том, что являясь получателем льготной пенсии, он фактически приравнивается к лицам, получающим пенсию по старости, основан на ошибочном толковании закона, так как возникновение права на страховую пенсию по старости закон связывает с достижением лицом определенного пенсионного возраста, которого административный истец не достиг.

Принятое по делу решение суда является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, верно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                   10 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Емельянова Андрея Васильевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.11.2023.