Печать
Закрыть окно
Судебный акт
КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ
Документ от 08.11.2023, опубликован на сайте 15.11.2023 под номером 109405, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-251/2023

73OS0000-01-2023-000164-53

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

8 ноября  2023 года                                                                         г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом АВИОН» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконным решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

ООО «Торговый Дом АВИОН»  обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «БТИГКО») № *** от *** года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,  в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 11 898 103 руб.

Требования мотивировало тем, является собственником указанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере 28 043 108 руб. 43 коп.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № ***  ООО «Независимость»  рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 29 марта 2023 года составила  19 710 446 руб. 15 коп.

Общество  обратилось в ОГБУ «БТИГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика, однако решением учреждения № *** от *** года ему было отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости ввиду несоответствия представленного отчета об оценке положениям Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, ППК «Роскадастр», Управление Росреестра по Ульяновской области, ООО «Независимость», оценщик Павловская Е.А.

В рамках рассмотрения дела представитель истца представил заявление об уточнении административных исковых требований  - просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 21 013 438 руб.,  определенной заключением судебной экспертизы.

В судебное заседание участники процесса не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ОГБУ «БТИГКО» в письменном отзыве просил отказать  в удовлетворении заявленных требований, указывая на законность принятого учреждением решения.

Указал, что проведенная по делу судебная экспертиза выявила несоответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, и подтвердила наличие в отчете нарушений, изложенных в решении учреждения.

Не согласен с расчетом рыночной стоимости земельного участка, произведенным в рамках проведения судебной экспертизы.

Также в письменном отзыве указано, что требование  об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости не является самостоятельным требованием и не может быть удовлетворено отдельно от требования, связанного с обжалованием решения уполномоченного органа.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка  (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

Судом установлено, что ООО «Торговый Дом АВИОН» является собственником земельного участка с кадастровым номером ***,  площадью 2089 кв.м,  расположенного по адресу: ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под зданием торгового дома (л.д. 91-92 т.1).

В рамках очередного тура государственной кадастровой оценки 2022 года кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 1 января 2022 года в размере 28 043 108 руб. 74 коп., утверждена актом ОГБУ «БТИГКО» № *** от 21 марта 2023 года. Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года (л.д. 218 т.1).

Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года  № 775-П   установлена    дата   перехода    к   применению   на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ      «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января    2021 года.

Согласно части 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22.1).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно части 11 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12 статьи 22.1).

Как указано в части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке приведенного закона, решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В целях определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2018 года № 624-пр создано областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки».

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Соблюдая установленный законом порядок, истец 19 мая 2023 года обратился в ОГБУ «БТИГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***  в размере его рыночной стоимости, приложив предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том числе отчет об оценке земельного участка № *** от 29 марта 2-23 года, составленный ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.), согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 29 марта 2023 года составила  19 710 446 руб. 15 коп.

Решением ОГБУ «БТИГКО» от 13 июня 2023 года № *** по результатам рассмотрения указанного заявления истцу было  отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере  его рыночной стоимости 19 710 446 руб. 15 коп. по состоянию на 29 марта 2023 года (л.д. 17 т.1).

Основанием для принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости явилось  несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете  об оценке, информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартом оценки,  а именно: 

1. Задание на оценку должно содержать следующую информацию:

- цель оценки, которая должна быть установлена однозначно для определения предпосылок стоимости, в частности, цель оценки должна сопровождаться указанием ссылок на конкретные положения нормативных правовых актов Российской Федерации, в связи с которыми возникла необходимость проведения оценки (если применимо). Однозначное установление цели оценки отсутствует,  указание ссылок на конкретные положения нормативных правовых актов Российской Федерации, в связи с которыми возникла необходимость проведения оценки отсутствует.

- специальные допущения, иные существенные допущения в соответствии с разделом II федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 года №200, если они известны на момент составления задания на оценку;

- ограничения оценки в соответствии с разделом III федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 года №200, если они известны на момент составления задания на оценку;

- указание на форму составления отчета об оценке.

Нарушены требования п.п. 2,6,7,9 п.3 ФСО IV.

2. Согласно информации, приведенной на стр. 10, оценщик является действительным членом СРО Ассоциация «Русское общество оценщиков», при этом на стр. 9 в качестве применяемых стандартов оценочной деятельности оценщиком указаны Стандарты и правила осуществления оценочной деятельности Экспертный Совет.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

3. Оценщиком на стр. 36-38 отчета об оценке приведены найденные на рынке земельных участков на дату оценки (29 марта 2023 года) и в допустимый срок экспозиции  (от 3 до 11 месяцев) предложения, при этом:

- Предложение №1 – адрес объекта: ***, кадастровый номер ***, вид разрешенного использования — под основным производством.

- Предложение №2 – адрес объекта: ***. Кадастровый номер земельного участка ***, вид разрешенного использования — объекты культуры.

- Предложение №5, кадастровый номер земельного участка — ***. Информация о цене предложения в размере 8 500 000 рублей в отчете об оценке не подтверждена.  Существенная информация, приведенная в отчете об оценке, должна быть подтверждена путем раскрытия ее источников.

- Предложение №6, кадастровый номер земельного участка ***. В соответствии с п.п.2 п.7 ФСО V при проведении анализа цен предложений по аналогам оценщику следует учитывать период экспозиции аналога на рынке и изменение его цены за этот период. Согласно отчету оценщиком указан срок экспозиции от 3 до 11 мес., дата предложения  №6 — 15 марта 2022 года, дата оценки 29 марта 2023 года. Предложение №6 не входит в период экспозиции.

-  Предложение №7 –  адрес объекта: ***, кадастровый номер: ***, вид разрешенного использования - под существующим жилым домом.

-  Предложение №8 — адрес объекта,  ***, кадастровый номер: ***, вид разрешенного использования - под гаражом, под зданием склада, под одноэтажным нежилым зданием.

- Предложение №9 — адрес объекта,  ***, кадастровый номер: ***, вид разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома. Информация, приведенная оценщиком на стр.92-93 отчета об оценке, не позволяет определить дату ее публикации (год).

Согласно п. 10 ФСО №7 для определения стоимости объекта недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости. Анализ данных о ценах предложений приведен не из сегмента рынка, к которому относится объект оценки.

Нарушены требования п. 11 «в» ФСО № 7; п. 10 ФСО №7, п.п.2 п.7 ФСО V, п.п. 2 п.2 ФСО VI; п. 8 ФСО VI.

4. Существенная информация, приведенная в отчете об оценке, должна быть подтверждена путем раскрытия ее источников. На предложения №2,4,7,8,10, представленные оценщиком на страницах 36-38 отчета об оценке, отсутствуют скриншоты объявлений.

Нарушены требования п.п. 2 п.2 ФСО VI; п.8 ФСО VI; ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

5. Требования п.п. «г» п. 11 ФСО №7 предусматривают проведение анализа основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, с приведением интервалов значений этих факторов. В нарушение вышеуказанного пункта ФСО, факторы (элементы сравнения): «Условия финансирования состоявшейся или предполагаемой сделки», «условия продажи» не содержат сведений об интервале значений для данных факторов (стр.45 отчета об оценке).

Нарушены требования п.п. «г» п. 11 ФСО № 7.

6. Оценщиком на стр.45 отчета об оценке сделан вывод относительно рынка недвижимости в сегменте объекта оценки в том числе: «Согласно проведенному анализу рынка, диапазон рыночной стоимости по продаже земельных участков, аналогичных объекту оценки, составляет от 1 648,27 руб./кв.м. до 12 000,00 руб./кв.м. (без учета скидки на торг)», что противоречит информации, приведенной оценщиком на стр. 36-38 отчета об оценке.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

7. На странице 39 отчета об оценке указано, что среднее значение периода экспозиции земельных участков из категории земель населенных пунктов под производственные объекты в Ульяновской области составляет в среднем от 3 до 11 месяцев. Согласно отчету сегмент объекта оценки определен как — под зданием торгового дома.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

8. При проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке. На странице 56 отчета об оценке оценщик приводит обоснование отказа от принятия предложений 2,4,5,6,7,8,10 по причине застроенности участков. Согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также представленного скриншота объявления предложение №10 является незастроенным.

Нарушены требования п.22 п.п. «в» ФСО №7.

9. На странице 38 оценщиком указана площадь предложения №9 (кадастровый номер: ***) - 990 кв.м, далее для расчета стоимости также используется площадь 990 кв.м согласно сведениям публичной кадастровой карты и информации, приведенной оценщиком на стр. 62 отчета об оценке площадь предложения — 986 кв.м.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

10. На странице 62-63 отчета об оценке в расчетной части допущены ошибки:

- объект/аналог № 1 - указана стоимость земельного участка — 10 000 000 руб., согласно скриншота объявления стоимость земельного участка -                11 504 000 руб., - даты предложений объекта/аналога №2 и 3 указаны как 23 сентября 2022 года и 15 марта 2022 года, что противоречит приложенным скриншотам объявлений.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

11. Обоснование применения в расчетах ценообразующего фактора «расположение относительно магистрали» для объекта оценки отнесенного оценщиком к сегменту - «земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, предназначенные под зданием торгового дома» в отчете об оценке отсутствует. Размер корректировки на «расположение относительно магистрали» 1,12 в отчете об оценке не подтвержден (отсутствует ссылка на источник информации, скриншот).

На странице 63 в расчетной части отчета оценщиком не введена корректировка на вид разрешенного использования, и объекты аналоги №2 и №3 отнесены к коммерческой застройке. Согласно сведениям публичной кадастровой карты объект - аналог №2 (кадастровый номер земельного участка ***) имеет вид разрешенного использования - под основным производством, объект Аналог №3 (кадастровый номер земельного участка - ***) для строительства индивидуального жилого дома. Обоснование не введения корректировки на вид разрешенного использования в отчете об оценке отсутствует.

Обоснование отнесения по «расположению относительно областного центра» объекта- аналога №2 — центр деловой активности и объекта- аналога №3 — многоквартирная жилая застройка в отчете об оценке отсутствует.

Нарушены требования п.8 ФСО VI, ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п.22 «д» ФСО №7.

12. Процесс оценки, приведенный Оценщиком на стр. 48 Отчета об оценке не содержит следующего действия: согласование задания на оценку заказчиком оценки и оценщиком или юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор, путем подписания такого задания в составе договора на оценку объекта оценки (далее - договор на оценку) или в иной письменной форме в случае проведения оценки на основаниях, отличающихся от договора на оценку, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Нарушены требования пп.1 п.1 ФСО III.

13. Согласно п.п.9 п.7 ФСО VI в Отчете об оценке должны содержаться сведения о указании на стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, методические рекомендации по оценке, разработанные в целях развития положений утвержденных федеральных стандартов оценки и одобренные советом по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, или обоснование неиспользования указанных методических рекомендаций. Данная информация в Отчете об оценке отсутствует.

Нарушены требования  п.п.9 п.7 ФСО VI.

Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, отклоненный ОГБУ «ЦГКО», суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Судом, в целях оценки правомерности вывода, изложенного в решении ОГБУ «БТИГКО»,  и проверки отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату оценки, была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ФБУ Ульяновская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ.

Поскольку изначально административным истцом было заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке земельного участка № *** от 29 марта 2023 года, составленного ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.), судом перед судебным экспертом был поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности в целом, а не только отдельным нормам, приведенным в оспариваемом решении ОГБУ «БТИГКО».  Иное  бы  противоречило  части  16  статьи  22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, из которой следует, что при признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению, то есть в соответствии с представленным отчетом о рыночной стоимости объекта недвижимости.

Из заключения судебной экспертизы № 897/03-4 от 29 сентября 2023 года следует, что  в отчете об оценке выявлены:

- нарушения требований ст. 11 ФЗ-115, п.п. 9 п.3, п.п.3,9 п. 7 ФСО IV, п.п. 1 п. 9 ФСО V, п.п.2 п. 2, п.п.9 п. 7 ФСО VI, п. 11 (в), п. 22 (в) ФСО № 7, которые не повлияли на итоговую величину стоимости объекта оценки;

- нарушения требований ст. 11 ФЗ-115, п.п. 1,3 п. 2 ФСО VI, п. 22 (д), (е) ФСО № 7, исправление которых приведет к изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.

Нарушения, указанные в решении об отказе в установлении кадастровой стоимости: по п. 1,3,8,9,10,11 решения – имеются; по п. 2,4,6,7,12,13 решения – нарушения не выявлены.

Несоблюдение оценщиком вышеуказанных требований законодательства при составлении отчета об оценке является существенным нарушением, способным повлиять на рыночную стоимость земельного участка.

Учитывая наличие в отчете об оценке нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, судебный эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,  по состоянию на 29 марта 2023 года в размере 21 013 438 руб.  (л.д. 186  т.2).

ОГБУ «БТИГКО» указало на наличие в отчете ошибок:

- на стр. 48 заключения неверно указан расчет корректировки на площадки, экспертом приведен расчет: 1/06 вместо верного 1/1,06.

-экспертом при расчете корректировки на дату предложения для аналога № 2 допущена арифметическая ошибка. На стр. 53 отчета указано: 1,02*1,01*1,00*0,99=1,03. Рассчитывая на калькуляторе, результат составит 1,0198, округленно – 1,02.

В письменных пояснениях относительно возражения ОГБУ «БТИГКО» эксперт ***. указал, что по п. 1 замечания – на стр. 48 заключения в таблице № 2 по строке «Корректировка на площадки» значение 2 и третьего столба следует читать№1/1,06=0,94» вместо «1/0,6=0,94».

По п. 2 замечаний ОГБУ «БТИГКО» судебный эксперт указала, что на стр. 53 заключения при описании корректировки на ату продажи (предложения допущена опечатка «для аналога № 2 – годовой период (01.01.2022-01.01.2023) – 1,92*1,01*1,00*0,99=1,03» следует читать «для аналога № 2 – годовой период (01.01.2022-01.021.2023) – 1,02*1,01*1,01*0,99=1,03».

В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и положено в основу решения суда.

Оценив заключение судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд принимает указанное заключение в качестве допустимого доказательства по делу. Выводы эксперта в заключении обоснованы ссылками на методическую литературу и федеральные стандарты оценки. Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Эксперт ***. обладает правом на проведение подобного рода исследований в пределах имеющейся у неё соответствующей специальности; предупреждена судом об уголовной ответственности за даче заведомо ложного заключения.

Поскольку  в ходе судебного разбирательства было установлено, что представленный истцом в ОГБУ «БТИГКО» отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не соответствовал требованиям законодательства об оценочной деятельности,  суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требования административного истца о признания незаконным решения ОГБУ «БТИГКО»  № *** от  13 июня  2023  года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости на основании вышеуказанного отчета об оценке не имеется.

Разрешая требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд принимает во внимание расчет, произведенный в рамках проведения судебной экспертизы, и с учетом этого считает возможным установить  кадастровую  стоимость  спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости 21 013 438 руб. по состоянию на 29 марта 2023 года.

При определении периода применения уставленной судом рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

С заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости истец обратился в ОГБУ «БТИГКО» 19 мая 2023 года.  Таким образом, дата начала применения установленной судом рыночной стоимости земельного участка – с 1 января 2023 года.

Доводы представителя ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению  о том, что кадастровая стоимость не  может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной  судебной экспертизой, проведенной  в рамках административного дела об оспаривании решения ОГБУ «БТИГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются несостоятельными, поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с ООО «Торговый Дом АВИОН» подлежат взысканию в пользу экспертного учреждения расходы за проведение судебной экспертизы в размере 48 480 руб. Определением суда о назначении экспертизы расходы за её проведение были возложены на истца, однако им не оплачены.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом АВИОН» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконным решения № *** от *** года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости отказать.

Установить кадастровую  стоимость  земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости  21 013 438 руб.  по состоянию на 29 марта 2023 года, определив дату начала её применения - 1 января 2023 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом  АВИОН» в пользу Федерального бюджетного учреждения Ульяновская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации расходы за проведение судебной экспертизы в размере 48 480 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                         Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 13 ноября  2023 года.